Новое время, Киев,
26 мая 2020 г.
ОСАГО в кризис: свободные цены и он-лайн урегулирование 768 просмотров
Страхование ответственности автовладельцев ОСАГО — самый массовый вид страхования в Украине. Поэтому автогражданку заслужено называют лицом страхового рынка. Карантин стал серьезным вызовом для большинства компаний, но ускорил множество дистанционных сервисов в урегулировании страховых событий.
Ежегодно в Украине заключается более 8 млн договоров ОСАГО, по которым наступает около 140 тыс. страховых событий. Общая сумма выплат по этому виду страхования в прошлом году составила 2,5 млрд грн, а это треть всех выплат украинских страховщиков.
За первый квартал 2020 года количество ДТП с потерпевшими увеличилось на 19%. Незначительное снижение аварий за время карантина с лихвой перекроется ростом будущих периодов. Страховщики прогнозируют — количество аварий будет расти, ведь автопарк Украины стареет. Количество покупок новых авто в апреле 2020 снизилось на 42% в сравнении с предыдущим годом. А отсутствие действенного контроля безопасности дорожного движения на дороге только способствует росту числа аварий.
Увеличение числа ДТП для страховщиков означает рост частоты страховых событий. А раз растет риск — должна расти и цена страхования.
Кто работает на рынке «автогражданки»
Право работать в общеобязательном сегменте ОСАГО сегодня имеют право 48 компаний. Все они являются членами МТСБУ (организация, выполняющая гарантийные функции по договорам ОСАГО). При этом МТСБУ регулярно проводит анализ рынка ОСАГО и информирует страхователей, кто из компаний затягивает с выплатой страховых возмещений и на кого больше всего жалуются клиенты.
Как изменился рынок за прошлый год
Главным нововведением прошлого года стало повышение страховых лимитов по ОСАГО. Максимальная страховая выплата выросла на треть: за ущерб авто до 130 тыс грн, за ущерб жизни и здоровью до 260 тыс грн. Нынешних лимитов ответственности достаточно для более чем 98% страховых случаев, так как средний размер выплаты по ОСАГО в 2020 году составляет около 18 тыс. грн.
Активное внедрение электронного полиса. Еще вначале 2018 года все договора ОСАГО заключались в бумажном виде, что нередко приводило к порче, подделке и потере бланков. Но с февраля 2018 года страховщикам разрешили заключать договора ОСАГО как в бумажном, так и в электронном виде. И уже сегодня каждый третий полис ОСАГО является электронным. Теперь клиент может самостоятельно зайти на сайт страховщика, ввести необходимые данные, оплатить договор и загрузить его в свой телефон. Более того, недавно у украинцев появилась возможность подгружать электронный полис в цифровую платформу «Дия».
Продвижение электронного европротокола. Запустив электронный полис, страховщики пошли дальше по пути диджитализации страхования и создали электронный европротокол. По сути, это упрощенная форма урегулирования ДТП без вызова полиции. Если два участника ДТП согласны с тем, кто из них был виновником аварии, в ДТП нет пострадавших, а приблизительный размер ущерба не превышает 65 тыс грн — они могут оформить европротокол. Для этого оба участника загружают его с сайта МТСБУ и заполняют. Документ автоматически отправляется страховщикам виновника в ДТП и потерпевшего. После этого обращение в суд не нужно.
По итогам 2019 года каждое третье ДТП урегулируется с помощью европротокола, а каждый 8 европротокол является электронным. «За 2019 год сумма выплат по страховым событиям, урегулированным при помощи европротокола, выросла на 33%. Популярность этого способа урегулирования растет, и мы рассчитываем на принятие в 2020 году нормативных изменений, повышающих лимиты по европротоколу», — отметил Владимир Шевченко, гендиректор МТСБУ.
Сокращается и срок урегулирования страховых событий. По итогам 4 квартала 2019 года он составил 70 дней с момент ДТП (хотя закон отводит страховщику 90 дней с момента подачи последнего документа). Украинцы «голосуют ногами» и потому лидеры рынка стараются удерживать планку срока урегулирования меньше 60 дней. А многие урегулируют страховые случаи в течение 30 дней.
Переход к свободным ценам. В сентябре 2019 года вступило в силу распоряжение Нацкомфинуслуг о пересмотре коэффициентов к страховым тарифам по ОСАГО. По сути, средняя стоимость полиса выросла незначительно, но благодаря расширению диапазонов коэффициентов страховщики получили возможность активно использовать систему бонус-малус (скидки и надбавки за аварийность). По состоянию на март 2020 года средняя стоимость полиса выросла на 18%, при этом больше всего выросли цены на полисы для жителей крупных городов и пригородов Киева.
Что произошло
Страховщикам разрешили самостоятельно устанавливать цену с учетом факторов места использования авто (крупные города, пригород или небольшие городки, водительского стажа). Таким образом, страховой тариф формируется в зависимости от риска в каждом случае. Но страховщики настаивают на дальнейшем усовершенствования системы ценообразования. «Для определения стоимости полиса ОСАГО в Украине сегодня используют 3−4 параметра, в то время как в Европе их может быть 12−20.
Например, стоимость полиса для 18-летнего киевского водителя без стажа, который управляет спортивным 3-литровым BMW и для 60-летнего водителя с 30 летним стажем на 3- литровом Opel c минимальным пробегом и отсутствием аварий в 10 лет одинакова. А в Берлине или Париже она будет отличаться в 5−7 раз. Потому сегментация с использованием дополнительных параметров для установления справедливой цены — тот путь, которым идет наша компания», — рассказал Андрей Перетяжко, Председатель правления страховой компании страховой компании ARX.
Как изменится рынок в 2020 году
«Не было бы счастья, так несчастье помогло» — эта пословица как нельзя лучше описывает изменения рынка ОСАГО, происходящие сейчас. Именно карантин ускорил переход страховщиков к дистанционным методам урегулирования страховых событий. Украинцы оказались в ситуации, когда доехать в офис компании, чтобы подать документы для получения страховой выплаты они не могут.
Как всегда, в выигрыше оказались те компании, которые заранее инвестировали в развитие дистанционного обслуживания. Например, у ARX внедрена программа Audasmart, которая позволяет урегулировать страховое событие прямо на месте ДТП. «Оператор контакт-центра оценивает размеры повреждений. Если они не превышают условно 25 тыс. грн. — мы предлагаем клиенту воспользоваться системой автоматического расчета размера повреждений. Система работает уже более 2 лет и люди, которые хотя бы раз воспользовались ею — предпочитают и в дальнейшем использовать ее», — рассказала Елена Торопчина, замдиректора департамента урегулирования ARX.
Чтобы воспользоваться системой клиенту нужно позвонить в контакт-центр СК. Оператор перешлет ему ссылку на созданный профиль по его автомобилю. Далее, следуя инструкции, клиент указывает размер и место повреждений, прикрепляет фото поврежденного авто и получает автоматический расчет размера ущерба. Если он согласен с сумой, то подтверждает ее, если нет — то оценка ущерба проводится по стандартной схеме. В ARX уверяют, разница между автоматическим расчетом и выводами оценщика — не более 1−2%. Далее к клиенту приезжает представитель СК, чтобы подписать оригиналы документов. И в течение нескольких дней выплата поступает клиенту на банковский счет.
Снижение платежей особенно сильно ударит по страховщикам, у которых не было диверсифицированного страхового портфеля — они специализировались на одном или нескольких видах страхования.
Но есть и плохие новости. Общее снижение деловой активности обязательно отразится на страховом рынке. Предприятия будут сокращать расходы и многим придется отказаться от страхования. Снижение платежей особенно сильно ударит по страховщикам, у которых не было диверсифицированного страхового портфеля — они специализировались на одном или нескольких видах страхования.
Помочь компаниям выстоять в кризис должны сформированные резервы. Но достаточность и ликвидность этих резервов весьма условная — компании иногда подают недостоверную отчетность регулятору. Регулятор в лице Нацкомфинуслуг неоднократно жаловался на невозможность проверить наличие ликвидных активов у страховщика на определенную дату. Так что теперь компаниям придется пройти проверку кризисом. По оценкам экспертов от 5 до 15 страховщиков покинут рынок ОСАГО до конца этого года. Особенно в свете вступления с 1 июля 2020 года более жестких требований к активам страховщиков.
Вторым серьезным испытанием для страхового рынка станет смена регулятора. В рамках закона о СПЛИТ надзор за страховыми компаниями перейдет к Нацбанку уже через месяц. Чем это обернется для страховщиков — пока неизвестно, но то, что надзор станет жестче — факт. «Уже с 1 июля страховщиков ожидает проверка выполнения ими распоряжения Нацкомфинуслуг № 850. Надо правильно оценивать свои возможности по соблюдению этих требований, не только с точки зрения номинального их выполнения, а с точки зрения оценки качества активов и справедливости формирования резервов. Если компания не соответствует этим требованиям, будет лишена лицензии», — заявил Александр Бевз, директор департамента лицензирования НБУ.
Что это значит для клиентов
С одной стороны, появление цифровых сервисов существенно упростило урегулирование и сделало страхование все более клиентоориентированным. С другой стороны, выбор надежной компании, которая устоит во время кризиса — задача не из простых.
Дело в том, что по закону в случае банкротства страховщика выполнение его обязательства по договорам ОСАГО гарантируются фондами МТСБУ. Но закон позволяет Бюро проводить выплаты только после признания страховщика банкротом или его ликвидации. На практике, это занимает 3−5 лет. Чтобы проводить выплаты в автоматическом режиме, как у банковского Фонда гарантирования, нужны изменения в профильный закон. Они пылятся на полках народных депутатов уже более 5 лет. И пока изменения не будут приняты — самый социальный вид страхования будет напоминать игру в рулетку.
Вся пресса за 26 мая 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Динамика рынка, Тенденции, За рубежом, Тарифы, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
31 января 2025 г.
|
|
Национальная служба новостей (НСН), 31 января 2025 г.
Рынок без стабилизации: Повышение лимитов по ОСАГО назвали несвоевременным
|
|
ТАСС, 31 января 2025 г.
КС защитил право граждан на компенсацию за лечение вне ОМС
|
|
Тренд, Баку, 31 января 2025 г.
В Азербайджане увеличились поступления и выплаты по страхованию имущества
|
|
Известия онлайн, 31 января 2025 г.
ОСАГдили: Минфин раскритиковал новые инициативы по автострахованию
|
|
Коммерсантъ-FM, 31 января 2025 г.
«Самыми похищаемыми элементами с автомобиля остались колеса»
|
|
Новый Калининград.Ru, 31 января 2025 г.
В Калининградской области в каждом пятом ДТП водители не имели страховки
|
|
Inbusiness.kz, 31 января 2025 г.
Банки не слишком заинтересованы в финансировании страхования имущества от ЧС
|
|
zakon.kz, 31 января 2025 г.
Это методы цивилизованного мира: глава МЧС о страховании жилья от ЧС
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Аналитики выяснили, как теряют в цене китайские автомобили
|
|
Агроэксперт, 31 января 2025 г.
Страховку в 1,1 млрд рублей получило рыбохозяйство после вспышки лососевой вши
|
|
РБК.Мурманск, 31 января 2025 г.
Рыбоводы Заполярья получили компенсацию за гибель рыбы на 1,1 млрд руб.
|
|
Конкурент, Владивосток, 31 января 2025 г.
«Это недопустимо». Минфин дал жесткую установку по ОСАГО
|
|
Национальное аграрное агентство, 31 января 2025 г.
Агростраховщики в 2024 году выплатили аграриям более 8 млрд рублей
|
|
РБК.Татарстан, 31 января 2025 г.
В Казани ожидают снижения стоимости полиса ОСАГО до 4%
|
|
Медвестник, 31 января 2025 г.
Медицинские страховщики разработали стандарт сопровождения участников СВО
|
|
Российская газета онлайн, 31 января 2025 г.
Риелторы и турагенты переходят в продавцы страховок
|
|
Парламентская газета, 31 января 2025 г.
Европротокол можно будет оформить через страховые компании
|
 Остальные материалы за 31 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|