Коммерсантъ,
30 мая 2020 г.
Квест по возвращению на родину
338 просмотров
По данным МИД РФ на 30 мая, свыше 241 тыс. человек вернулись в Россию и более 21 тыс. получили материальную поддержку — таков промежуточный итог работы механизмов, разработанных правительством для помощи россиянам, вынужденно оказавшимся за рубежом после закрытия границ из-за пандемии коронавируса. О вывозе российских туристов из-за границы и оказании им материальной помощи можно написать не один роман. От одних туристов звучат слова благодарности властям и отдельным чиновникам, прежде всего в МИДе и Минкомсвязи, от других в адрес этих же людей сыпятся жалобы. В субботу, 30 мая, стало известно о внесении изменений в Положение об оказании социальной поддержки. “Ъ” разбирался в том, что именно изменилось для застрявших за рубежом россиян и как в целом работают механизмы оказания им материальной помощи.
На момент закрытия границ и принятия решения об организации помощи туристам масштаб проблем мало кто себе представлял. И еще меньше к этому были готовы. За два месяца, прошедших после официальной остановки регулярного и чартерного авиасообщения 27 марта, очень многое происходило впервые: взаимодействие ведомств, которые в другой, докоронавирусной жизни друг с другом пересекались минимально, создание неформальных каналов общения между гражданами и представителями власти, самоорганизация и взаимопомощь россиян, обычно избегающих друг друга за рубежом. В течение двух месяцев ломались годами работавшие инструкции и правила, оперативно запускались новые механизмы, дорабатывать которые приходилось «на живую», так как они не могли охватить все многообразие ситуаций.
«Вывозить и вывозить»
Несмотря на послабления карантинного режима, даты, когда откроются российские границы и возобновится регулярное или чартерное авиасообщение, пока нет. Большинство россиян, вынужденно остающихся за рубежом, по-прежнему могут рассчитывать только на вывозные рейсы. С 7 апреля — даты, когда вылетел первый рейс, организованный по новым правилам через Минкомсвязь,— в Россию вернулись свыше 20 тыс. человек. По данным МИД РФ, всего с 18 марта по 30 мая было вывезено более 241 тыс. соотечественников (включая организованных туристов).
Однако еще около 60 тыс. числятся в списках, ожидающих рейс.
Среди них есть как застигнутые врасплох закрытием границ, так и те, кто планово рассчитывал улететь домой в мае-июне. По данным Минкомсвязи, больше всего россиян остается в Таиланде — около 7,8 тыс., в США — 4,2 тыс., в Индии — 4 тыс., в Индонезии — 3,4 тыс., в Таджикистане — 3,1 тыс. Свыше 2 тыс. — в Турции и Армении. В топ-10 также входят Испания, Киргизия и Вьетнам — в каждой из этих стран вывозных рейсов ожидают более полутора тысяч россиян. «Еще вывозить и вывозить, или ждать открытия границ», — сказали “Ъ” источники, близкие к организации вывозных рейсов.
В целом, механизм организации рейсов за два месяца отработан, хотя по-прежнему существует проблема с географически отдаленными точками — Африкой, Латинской Америкой, Австралией. Ее стараются решить, география рейсов постепенно расширяется, но собрать рейс так, чтобы он оказался окупаемым для авиакомпаний, непросто.
Юрист из Москвы Ирина Акимова прилетела с подругой в Кению 15 марта. Вместо двух недель отдых растянулся на 2,5 месяца. По ее словам, они с подругой получают госпомощь. Суточных, которые правительство РФ выплачивает застрявшим за рубежом россиянам, хватает на «скромное съемное жилье и еду». Но с рейсами по-прежнему проблема. «Ничего не происходит в плане эвакуации отсюда. Подозреваем, что связано с тем, что нас (россиян. — “Ъ”) мало в стране — около 40 человек. Возможно, нами не занимаются, потому что сложно собрать в одной точке всех. Это работа консула, а наш консул не очень активный», — рассказала госпожа Акимова. При этом, по ее словам, из страны все это время вывозили англичан, французов, немцев.
Но даже в тех странах, где вывозные рейсы есть, не все готовы ими воспользоваться из-за нехватки денег.
Бесплатно вернуться могут только те, у кого на руках есть билеты российских авиакомпаний. И то не всегда — билеты в рамках чартерных программ не идут во взаимозачет, как и билеты иностранных авиакомпаний.
В основном приходится платить по €200–400 на человека в зависимости от точки вылета, если это российская авиакомпания, и в несколько раз больше — если зарубежная.
«Сейчас из Дели запланированы два рейса индийского перевозчика в Москву. У меня на руках билет «Аэрофлота». Чтобы попасть на ближайшие индийские рейсы, я должна платить за билет, сумма неподъемная», — рассказала Валерия из Москвы. Она приехала на зимовку в Индию с одиннадцатилетним сыном и планировала вернуться в апреле, но билет заранее не покупала. «Когда границы во всем мире стали закрываться, цены на билеты резко выросли. Ближайший билет «Аэрофлота», который я смогла себе позволить, был на 31 мая и стоил около 13 тыс. рублей. Но и этого рейса в итоге не будет. Теперь, возможно, я могу рассчитывать на материальную помощь. Но главное, у меня есть шанс бесплатно сесть на рейс «Аэрофлота», если он состоится. На предыдущий вывозной рейс я не успела, да и без материальной помощи добраться до Дели весьма затруднительно», — пояснила она. Валерия — одна из последних, кто может успеть получить материальную помощь.
Новые поправки
Материальную помощь туристы получают на основании постановления правительства РФ № 433 от 3 апреля. Помощь полагается всем, у кого на момент закрытия границ на руках были билеты в Россию на даты с 16 марта по 31 мая. Взрослый россиянин имеет право на 2,4 тыс. рублей в сутки, ребенок – 1,6 тыс. Однако реализация механизма вызвала много вопросов и продолжает дорабатываться «на живую». Последние изменения были внесены в эту пятницу и обнародованы в субботу.
Одна из главных поправок — пункт о том, что «оказание помощи после возвращения гражданина РФ на территорию Российской Федерации не допускается». Отметим, что сотни россиян в надежде на помощь влезли в долги, чтобы вернуться домой.
По данным “Ъ”, в российских ведомствах обсуждали необходимость корректировки этого пункта – но в итоге оставили в нынешнем виде. Теперь это можно оспорить только в суде.
Изменения коснулись также периода, за который начисляется материальная помощь. Если в первоначальном тексте постановления предусматривалось, что деньги выплачиваются с даты, указанной в обратных билетах в Россию, до фактического возвращения домой, то теперь, согласно постановлению, помощь начисляется со дня принятия решения о ее оказании специальной комиссией МИД РФ до возвращения в страну.
Из позитивных изменений: заявка на получение помощи предусматривает теперь возможность предоставления данных не только о рейсах самолетов, но и о других видах транспорта. Кроме того, в заявке появилось положение, согласно которому гражданин обязуется перечислить на специальный счет ошибочно либо в излишнем объеме поступившие ему средства. Такие случаи тоже были. Подать заявку на помощь теперь можно до 5 июня.
«Цифровая лотерея»
На передовой общения между гражданами и государствами оказались два ведомства. На Минкомсвязь легла ответственность за формирование вывозных рейсов — информирование о них граждан и их регистрация, а также разработка формы для сбора заявлений на материальную помощь. Рассмотрение заявлений и принятие решений — сфера ответственности МИД РФ, как и согласование гуманитарных списков на вылет и урегулирование всех проблем с рейсами с зарубежными властями.
По данным “Ъ”, с 7 апреля специальная комиссия МИД РФ работает практически без выходных. Материальную поддержку получили свыше 21 тыс. заявителей вместе с членами семей. Число поданных заявлений через сайт Госуслуг в несколько раз больше. Однако точное число человек, оставивших заявку на помощь, в дипломатическом ведомстве пока назвать затруднились, так как большинство граждан подавали по несколько заявлений, исправляя ошибки, и не все из них на данный момент отменены.
Прохождение квеста на получение материальной помощи многие туристы называют «цифровым адом и лотереей».
Гражданам пришлось заполнять несколько форм — регистрацию о нахождении за рубежом, регистрацию в лист ожидания рейса, и, наконец, заявление на получение помощи. Четких инструкций по заполнению не было. Многие пункты, например, отчество, сначала были необязательными, а потом оказались критичными. Не сразу предусмотрели и возможность поставить «галочку» для тех, кто выехал из страны по российским, а не загранпаспортам, например, в Армению, Казахстан, Киргизию, что тоже вызвало ошибки.
«Самая главная проблема и претензия — отсутствие понятного и на 100% верного алгоритма действий для нуждающихся в помощи с четкой обратной связью, статусами рассмотрения: подал заявку — система выявила ошибку автоматически — исправил — ушло на проверки — проверки пройдены — ожидайте выплат — выплаты начались», — сказал “Ъ” администратор чата в Telegram «Испания. Эвакуация и помощь», предприниматель из Екатеринбурга Иван Пустовалов.
Путаются порою не только простые россияне, но и дипломаты.
Так, одно из российских консульств в ответ на письмо возмущенных отсутствием финансовых поступлений граждан направило разъяснение (есть в распоряжении “Ъ”), что для получения помощи необходимы «неиспользованные билеты российской авиакомпании». В МИД РФ “Ъ” заверили, что это недоразумение.
18 апреля Минкомсвязь РФ запустила чат-бот в Telegram, который позволял исправить ошибку и заново подать заявление. К концу апреля была запущена горячая линия Госуслуг для помощи российским гражданам за рубежом, дозвон на которую «большая четверка» мобильных операторов — МТС, «Билайн», «Мегафон» и Tele2 — сделала бесплатным. 22 мая появился канал проверки заявлений и на сайте МИД, но многие продолжают бороться с электронной системой. Одни не могут отменить старое заявление, другие с удивлением обнаружили, что, ликвидировав все ошибки на портале Госуслуг, все равно получили ошибку на сайте МИД в данных российского или загранпаспорта.
По данным “Ъ”, одна из причин возникшей проблемы — отсутствие интеграции баз данных между ведомствами. Ситуация усугубилась ошибками, сделанными гражданами при заполнении анкеты, и многочисленными случаями мошенничества — подделка выездных документов, внесение в списки членов семьи, оставшихся в России. В итоге проверки ужесточились и растянулись во времени — все приходится делать практически вручную, человеческие ресурсы при этом ограничены. «На одного сотрудника приходятся сотни анкет, но несмотря на нагрузку все делают максимум возможного, чтобы работа не останавливалась», — отмечают в МИД РФ.
На первом этапе работы механизма помощи одной из задач стало налаживание бесперебойного выделения средств из бюджета. Распоряжение правительства о выделении первых 500 млн рублей было подписано 2 апреля, второй аналогичный транш решили выделить только 1 мая. С тех пор выделение средств стало более частым. Еще 900 млн было решено выделить 15 мая и 600 млн — 29 мая.
Туристы жаловались, что нередко получают помощь не за весь срок пребывания, а с момента подачи последней заявки — разница иногда составляет месяц, а замена анкет была вынужденной. С учетом новых правок доказать свою правоту им будет непросто.
Нередки случаи, когда помощь начала поступать, а потом внезапно прекращалась. Москвич Эдуард посчитал, что должен получить выплаты за 50 дней, но две последние недели его пребывания в Таиланде помощь не поступала. «Это чуть не сорвало мои планы покупки билета на вывозной рейс», — подчеркнул он. Теперь собеседник “Ъ” намерен судиться. Для рассмотрения таких жалоб в МИД России создана специальная рабочая группа.
Игорь из Санкт-Петербурга считает, что он счастливчик — получил помощь в начале мая и успел купить билеты на вывозной рейс на всю семью. «Помощи ждал с середины апреля, добиться ни от Госуслуг, ни от МИД, что не так с моим заявлением — так и не смог. Что в итоге помогло, не знаю. Я писал жалобы в Счетную палату, Генпрокуратуру, воспользовался советами Антона Колесникова по исправлению анкеты в Telegram-канале про материальную помощь, с дозвоном в Госуслуги помогли ребята из проекта «Своих не бросаем» Всероссийской акции «Мы вместе», а может быть просто подоспел майский транш правительства»,— рассказал он.
Координатор проекта «Своих не бросаем», замруководителя Бюро расследований Общероссийского народного фронта Валерий Горюханов подтвердил “Ъ”, что их волонтеры помогают с заполнением анкет на материальную помощь и дозваниваются на горячие линии Госуслуг и МИД, если у человека нет возможности это сделать самому. В основном же помощь сводится к психологической поддержке тех, кто находится за рубежом, и координации между гражданами и руководством регионов, которое может помочь сесть на рейс, даже в случае, если регион не входит в список, чьи жители допущены к регистрации.
Бизнесмен и бывший чиновник Антон Колесников о ситуации с матпомощью и рейсами знает изнутри. На момент остановки авиасообщения он был с семьей на острове Самуи (Таиланд).
Господин Колесников создал телеграмм-канал для тех, кто застрял на Самуи, а затем, в ходе «квеста на матпомощь», стал активно общаться с Минкомсвязью и МИД, найдя, с учетом своего опыта, общий язык с представителями ведомств. В итоге он стал одним из каналов связи между ведомствами и гражданами. Так появился Telegram-канал «Матпомощь ППРФ 433: рекомендации».
«Ситуация была тяжелой с обеих сторон. Со стороны госструктур огромный вал документов, «сырые» формы, отсутствие обратной связи, особенно с МИД. С Минкомсвязи было проще, там лично министр Максут Шадаев отвечал туристам и всех его помощниц знает каждый турист. Но многие все равно не понимали, где искать информацию, как заполнить тот или иной пункт заявления, что делать с ошибками, а главное, что кому положено. Были истерики и взаимные претензии. Но сейчас все постепенно начинает приходить в норму, началась ускоренная ручная проверка заявлений силами МИД, а также создан канал для решения экстренных, гуманитарных вопросов, требующих индивидуального подхода с личным участием (официального представителя МИД РФ — “Ъ”) Марии Захаровой», — рассказал он. По мнению собеседника “Ъ”, ситуацию могло бы кардинально исправить снятие численных ограничений на въезд в Россию за счет увеличения работы обсерваторов на базе пустующих отелей, что, в свою очередь, поддержало бы уже российскую туриндустрию.
«Это точно дешевле и выгоднее, чем выплата матпомощи остающимся за рубежом», — отметил господин Колесников. Он считает, что на будущее стоит продумать систему создания «буферных точек вывоза» для эвакуации малочисленных групп туристов из близлежащих районов под крупные вывозные рейсы в Россию.
«Механизм по оказанию материальной помощи оказавшимся за рубежом — беспрецедентный. И по масштабам, и по оперативности его запуска. В короткие сроки в круглосуточном режиме налаживалась межведомственная работа, с нуля выстраивались алгоритмы информационного обмена, решались сложные технологические задачи», — рассказали “Ъ” в МИД. В дипломатическом ведомстве отметили, что «на пути реализации механизма были разные шероховатости, для них искали развязки, нередко в ручном режиме, но в целом помощь поступила очень многим людям, оказавшимся в затруднительном положении за рубежом». «Для более 20 тыс. нуждающихся российских граждан и членов их семей она стала настоящим «спасательным кругом»«, — отметили в МИД РФ, обратив внимание на то, что «люди активно пишут об этом в социальных сетях, как и о непрерывных вывозных рейсах, которые организовывались параллельно с выплатами материальной помощи».
Под личную ответственность
Самая уязвимая категория — граждане, у которых на руках по разным причинам не оказалось заранее купленных обратных билетов или же не подходящие под критерии оказания помощи. Например, жители Калининградской области на 80% летают в аэропорты Вильнюса и Гданьска, а далее добираются маршруткой или на своей машине. Но больше всего таких проблем в Азии. В Таиланд и Индию многие улетали за 6-12 тыс. руб. в одну сторону, а обратный билет заранее не покупали.
Согласно распоряжению правительства, МИД обязан оказывать помощь тем, у кого нет на руках проездных документов на возвращение в РФ. Основание — постановление № 370 от 31 мая 2010 года, которое предусматривает содействие гражданам в случае угрозы для жизни. Деньги брались с доходов от деятельности консульских учреждений, остановленной сейчас из-за пандемии. Откуда брать средства в текущих условиях, непонятно. Не решен и вопрос, как трактовать в сложившейся ситуации формулировку «угроза для жизни».
Люди сотнями пишут в соцсети МИДа, посольств, лично Марии Захаровой. Несколько человек рассказали “Ъ”, что их проблемы были решены после личных обращений к госпоже Захаровой, и передали слова благодарности дипломатам. Кто-то прояснил ситуацию с материальной помощью, кого-то включили в гуманитарный список на выезд и договорились о скидках в отеле, а некоторым просто скинулись на билеты или еду.
Но и жалоб тоже достаточно — многие не могут достучаться до посольств и дозвониться на горячие линии, в то время как ситуация критична — деньги закончились.
И чиновники, и представители туристической отрасли понимают, что впереди серьезный разговор — и об организации поездок, и о системе взаимоотношений между гражданами и властью.
Некоторые правила и инструкции посольств безнадежно устарели.
В то же время есть вопросы и к личной ответственности граждан. В разговорах с “Ъ” многие из туристов рассказывали, что отправились за границу, не имея работы, зато с несколькими кредитами за плечами, в том числе и на поездку. Встречаются также случаи, когда россияне ждут помощь, но при этом не торопятся вылетать на родину, отговариваясь тяжелой эпидемиологической ситуацией в России.
«Убеждена, что принудительных мер не требуется. Но было бы правильным разработать механизмы добровольного страхования граждан от подобных ситуаций в дальнейшем. Аналогичные продукты есть на западных страховых рынках, вплоть до отмены поездки по погодным условиям. Нужен и механизм беспроцентной рассрочки за вывозной рейс. Это выручает в случае, когда граждане сами не могут оплатить вывоз, и не даёт таких стрессов, как коммерческий кредит. Граждане будут более дисциплинированны, если поймут, что рассчитывать смогут на рассрочку, а не на бесплатную эвакуацию», — считает блогер и директор туристической компании «Экзотик тайм» Вероника Бирман. В начале мая она потребовала от Марии Захаровой публичных извинений и отставки за высказывания о финансовой ответственности туристов и связанных с путешествиями рисках.
Спор вылился в трехчасовую беседу в прямом эфире в соцсетях. После этого госпожа Бирман поблагодарила Марию Захарову «за отклик и готовность к общению, абсолютную корректность и тронувшее человеческое отношение», а также стала одним из самых активных волонтеров, работающих с МИДом в решении проблем остающихся за границей граждан — от заполнения анкет до решения проблем с отелями и авиакомпаниями. Она едина с дипломатами в том, что все вопросы пока можно отложить, сейчас важнее помощь конкретным людям.
Марианна БЕЛЕНЬКАЯ, Владимир СОЛОВЬЕВ, Кирилл КРИВОШЕЕВ
Вся пресса за 30 мая 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страхование выезжающих за рубеж, Управление риском
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|