Российским страховщикам остался год до прихода филиалов иностранных игроков. В новых реалиях им придется конкурировать не только в части стоимости продукта, но и в развитии цифровых сервисов. Пока отечественные компании могут предложить клиентам продажи полисов онлайн, но не по всем продуктам и дистанционное урегулирование страховых случаев, но не везде.
Крупные компании в последние годы выделяют все больше средств на цифровое развитие и минимум раз в полгода обновляют IT-стратегии. С точки зрения бизнес-процессов выгоды от цифровизации неоспоримы. Новые технологии позволяют страховщикам существенно снижать временные и финансовые затраты на обслуживание клиентов, выявлять мошенников и формировать более адресные предложения продуктов на основе глубокого анализа предпочтений и особенностей страхователей.
«Искусственный интеллект способен быстро анализировать множество данных и на этапе до заключения договора давать страховой компании рекомендации по тарифам для каждого конкретного клиента с учетом индивидуальных рисков», — говорит гендиректор компании «Капитал лайф страхование жизни» Евгений Гуревич. За последние несколько лет страховщик вывел в онлайн линейку программ по различным направлениям, продажи которых демонстрируют стабильный рост. В прошлом году был полностью оцифрован процесс оформления страховой выплаты. По словам Евгения Гуревича, до 40% возмещений по рисковому страхованию в компании оформляется онлайн в кабинете клиента.
Развитие IT-технологий открывает перед страховщиками новые рынки, уверен глава дирекции информационных технологий «Ингосстраха» Алексей Клепиков: «Еще недавно страхование информационных активов и киберрисков не воспринималось как нечто серьезное и объемное, а сегодня внимание бизнеса сосредоточено на них». Онлайн-продажи в «Ингосстрахе» также показывают устойчивый рост благодаря упрощению клиентского сервиса, например внедрению технологий по распознаванию документов и функционала «самоосмотра» предмета страхования.
«Сбербанк страхование» в планах на 2020 год установил перевод в онлайн 20% продаж, рассказывает старший вице-президент, руководитель блока «Управление благосостоянием» Сбербанка Наталья Алымова: «Наша цель — вывести в диджитал все продукты блока, продажа которых онлайн разрешена законодательно, и оцифровать как минимум три четверти сервисов постпродажного обслуживания клиентов». При этом в страховщике считают, что компания должна прежде всего оставаться страховой. Функция IT меняется с «IT как сервис для бизнеса» на функцию «IT как бизнес-партнер».
Несмотря на все выгоды новых сервисов, главным партнером в продажах страховщиков пока остаются посредники (агенты и банки), а не интернет. По данным ЦБ, по итогам января—марта текущего года две трети взносов получены через посредников, почти треть — через офисы и филиалы, и только 3% — через интернет (годом ранее — 3,9%), из них взносы по ОСАГО составляют 85%. По мнению регулятора, ускоренное развитие электронных технологий в условиях ограничений из-за пандемии коронавируса будет способствовать развитию цифровизации отрасли.
Счастье интроверта
Удобные приложения для клиентов и возможность общения со страховщиками в онлайн-чатах в любое время суток трудно назвать цифровой революцией, особенно на фоне далеко ушедшего вперед в этом направлении банковского сектора. ЦБ еще до пандемии подталкивал страховщиков к улучшению клиентского обслуживания. Так, в прошлом году знаменательным событием для всего рынка стал запуск первого в России «суперсервиса» «Европротокол онлайн» - «Мобильный помощник ОСАГО». Участие в его разработке принимали ЦБ и Российский союз автостраховщиков при поддержке Минсвязи. Благодаря «суперсервису» водители могут оформить извещение о ДТП в электронном виде без вызова сотрудников ГИБДД через мобильное приложение, отправив фото и схему аварии страховщику. Правда, заявление о страховом случае все же придется отнести в компанию лично. Пока новый сервис работает в пилотном режиме лишь в пяти регионах.
Введение режима самоизоляции в марте из-за пандемии заставило страховщиков решать, что делать с необходимым для выплаты предоставлением оригиналов документов. Регулятор официально рекомендовал компаниям идти на уступки и увеличивать сроки для подачи необходимых бумаг.
В «АльфаСтраховании», например, впервые позволили туристам с полисами выезжающих за рубеж для урегулирования страхового случая присылать вместо оригиналов сканы нужных документов. В компании отметили, что во время самоизоляции даже самые консервативные клиенты за считаные дни освоили онлайн. По словам заместителя главы компании Александра Горина, «в апреле 52% убытков по каско в Москве заявлялось онлайн — такого никогда не было в жизни и, наверное, никогда не будет. Уровень пользования всеми сервисами вырастет, мы не собираемся ни от чего отказываться».
Чтобы побудить страховщиков активнее двигаться в сторону «бесконтактного» урегулирования убытков, в дело включились депутаты Госдумы. Экспертный совет по страхованию Госдумы одобрил концепцию перевода оформления страховых выплат по обязательным видам в онлайн. Законопроект, который может быть внесен в Госдуму уже осенью, затрагивает страхование ответственности автомобилистов (ОСАГО), владельцев опасных объектов (ОПО) и перевозчиков (ОСГОП). Предполагается, что потерпевшие по этим видам страхования смогут отправлять заявление о наступлении страхового случая дистанционно, загружая необходимые документы на сайте страховщика или портале госуслуг. Новые нормы позволят не только упростить саму процедуру, но и снизить риск уклонения страховщиков от выплат. При этом возможность личного предоставления документов отменять не планируется, подчеркнули депутаты.
Будущее рядом
На одном из форумов в конце прошлого года президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Игорь Юргенс предупредил коллег, что открытие отечественного рынка для иностранных страховщиков с современными цифровыми технологиями в 2021 году может стать новым вызовом для российских компаний. По словам Игоря Юргенса, вложения в развитие страховых технологий в Европе в 2018 году составили $2,2 млрд, а США и Китай — лидеры цифровизации. К примеру, китайские страховщики имеют право идентифицировать любого водителя по камерам видеонаблюдения на дорогах. В случае наступления ДТП клиенты получают выплаты в течение 10 минут после аварии на свою банковскую карту.
В России такое пока трудно представить. Несмотря на все старания рынка, быстро внедрять новые технологии страховщикам пока не позволяет законодательство — сдерживают ограниченный доступ к персональным данным россиян и необходимость личного присутствия в офисе при покупке ряда страховых продуктов. Как рассказал “Ъ” вице-президент ВСС Виктор Дубровин, компании ограничены требованиями закона по противодействию отмыванию доходов и финансированию терроризма по идентификации клиентов при превышении суммы страховки в 15 тыс. руб., а также необходимостью полной идентификации клиента при продаже договоров страхования жизни. «Целесообразно увеличить лимит хотя бы вдвое или разрешить упрощенную идентификацию для страхования жизни, — считает Виктор Дубровин. — Кроме того, законодательно следует закрепить обмен информации рынка с различными госорганами, сервисами и автоматизированными системами (АИС), создаваемыми государством. Это позволило бы страхователям не собирать документы, необходимые для урегулирования страхового события, а страховщикам — получать всю информацию из АИС».
В частности, обмен информацией с госорганами позволил бы страховщикам оперативно узнавать о смерти человека и в случае наличия у него полиса страхования жизни перечислять выплату по договору его близким. Кроме того, доступ к медицинской информации ускорил бы процесс урегулирования страховых случаев. Сейчас сбором и предоставлением всех необходимых документов для получения выплаты в большинстве случаев занимаются сами страхователи.
По словам директора по информационным технологиям «Ингосстраха» Алексея Клепикова, барьером на пути цифровизации также являются сложности в поисках поставщиков качественных технологических решений: «Мы ограничены в возможности работать с западными поставщиками, а отечественный рынок недостаточно насыщен и развит. Эта ситуация, к примеру, создает сложности в использовании облачных технологий».
Гендиректор компании «Абсолют Страхование» Дмитрий Руденко считает, что в развитии страхового рынка большую роль играет государство: «В последнее время регулятор стал больше уделять времени развитию иншуртеха, но это направление в роли догоняющего. Цифровой рынок готов реализовать уже сейчас более смелые решения, чем те, которые позволяет законодательство». К смелым решениям, по словам страховщиков, готовы далеко не все клиенты.
Пандемия и режим самоизоляции заставили все стороны искать новые пути взаимодействия. Компании в экстренном режиме внедрили электронный документооборот, перейдя на удаленную работу, а клиенты начали активно осваивать новые сервисы страховщиков. Кроме того, в конце апреля Госдума приняла закон, разрешающий онлайн-продажу полисов страхования предпринимательских рисков и страхования жизни, а также полисов по другим видам страхования через брокеров и агентов. Принятые поправки снимают ряд ограничений, в том числе на заключение договоров ОСАГО и страхования жизни через посредников, открывают доступ к оформлению договоров для банков-агентов и агрегаторов. Этот закон, по мнению страховщиков, не дает мгновенного эффекта, но открывает новые перспективы для развития страхового сектора.
Екатерина КАЛИНИНА
Вся пресса за 9 июля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Тенденции, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|