RATA-news,
20 июля 2020 г.
«Хватит нам Воробьевых и Недоползов…» 811 просмотров
Страховщики называют ситуацию с компанией «Робинзон», решившей прекратить туроператорскую деятельность при неисполненных обязательствах перед туристами, прецедентом, который поможет разрешить давно назревшее противоречие на рынке. Они убеждены, что туроператор должен подтвердить невозможность исполнения договоров и нехватку средств для возмещения ущерба, а не «планово» выходить из реестра, имея долги перед туристами. При поддержке Ростуризма страховые компании теперь будут гораздо внимательнее изучать обстоятельства ухода туроператоров с рынка.
Напомним, российская компания «Робинзон Турс» – подразделение одноименного венгерского туроператора, в середине мая объявившего о банкротстве. 7 июля компания была исключена из федерального реестра «в связи с представлением заявления о прекращении туроператорской деятельности». Так написано в приказе № 199-Пр-20 Ростуризма.
В своем письме к туристам туроператор предложил им обращаться в компанию «Лексгарант», с которой у него был заключен договор страхования ответственности на 50 млн рублей. Но, по словам исполнительного директора ERV и руководителя рабочей группы по страхованию ответственности туроператоров Всероссийского союза страховщиков Юлии Алчеевой, добровольный отказ не означает невозможность оказания услуг, соответственно не считается страховым случаем и не предполагает выплат туристам из фингарантий.
С ней согласен глава юридического агентства «Персона Грата» и руководитель комиссии по правовым вопросам РСТ Георгий Мохов. «Туроператор должен публично заявить о невозможности исполнения своих обязательств и прекращении по этой причине своей деятельности, а не писать письма в Ростуризм, – пояснил он. – Если туроператор по своей воле вышел из реестра, то договор со страховой компанией прекращается, так как нет объекта страхования, и фингарантии в этом случае не работают».
Таким образом, получается, что хотя договор «Робинзона» с «Лексагарантом» действует до 31 августа 2020 года, он прекращен страхователем добровольно и досрочно – 7 июля. «У туристов есть возможность обратиться к туроператору, и тот может выплатить им компенсации из имеющихся в компании средств. В противном случае – обращаться в суд», – говорит Юлия Алчеева.
Итак, туристы «Робинзона» не смогут получить от страховой компании компенсации за несостоявшиеся туры. Почему же туроператор разослал им письмо, предлагая обращаться именно к страховщику?
По мнению директора «Турпомощи» Александра Осауленко, многие руководители туристических компаний никогда не читали отраслевой закон и до сих пор не знают, как работают финансовые гарантии. «Мы неоднократно сталкивались с этим. Кто-то считает, что страховщик будет компенсировать будущие туры, даже если туроператор сообщил об уходе с рынка за день до окончания действия договора страхования ответственности. Бывало наоборот: компания оформила новые фингарантии и через пару дней объявила о приостановке деятельности в расчете, что туристы получат компенсации даже по турам, проданным до заключения нового договора».
Но Юлия Алчеева усматривает в действиях «Робинзона» умысел или злоупотребление сложной ситуацией, в которой оказался туроператор. «В компании, которая уже 17 лет на рынке, не могут не знать, что своими действиями оставляют туристов без компенсации. Туроператор мог бы уйти достойно, но он знает, что это далеко не первый случай, когда компания покидает его с неисполненными обязательствами и это сходит с рук, – пояснила она RATA-news. – Подавляющая часть туроператоров ушла с рынка, скажем так, некрасиво. Достаточно с нас уже Зотовых, Воробьевых и Недоползов, когда с полными банковскими счетами в России и за рубежом компании перекладывали свою ответственность на страховщиков».
По словам Юлии Алчеевой, порочна была сама практика исключения туроператоров из реестра по решению Ростуризма. Например, приказ об исключении «Натали Турс» был опубликован 3 сентября, но в нем указывалось, что неисполнение обязательств по договорам о реализации турпродукта началось с 4 июля 2018 года, когда компания фактически прекратила выполнение обязательств, но еще два месяца морочила всем голову. Таким образом, считает г-жа Алчеева, для компании «Ингосстрах» был необоснованно увеличен период выплат по турам, выходящим за рамки страхового случая. Аналогичный маневр был проделан и с «Жемчужной рекой»: приказ Ростуризма вышел 12 декабря, но датой начала неисполнения обязательств в нем значилось 8 декабря.
«Из-за отсутствия контроля за деятельностью туроператоров вся тяжесть финансовой ответственности в случае неисполнения ими обязательств ложится на страховщиков, а защита интересов туристов все равно оказывается неэффективной», – говорит Юлия Алчеева. Но сейчас в Ростуризме другое руководство, и оно не отказывается от функций регулятора. Получая заявление о несостоятельности, ведомство стало анализировать финансовое состояние компаний, проверяя, действительно ли они не могут исполнить обязательства перед туристами.
«То есть впервые за 13 лет существования фингарантий регулятор проводит проверку публичных объявлений туроператора на предмет их адекватности, и это очень важный сигнал для рынка», – говорит г-жа Алчеева.
В апреле на фоне пандемии Ростуризм собирал отчетность туроператоров, чтобы иметь представление о размерах их обязательств. Стало очевидно, что ситуация форс-мажорная, поэтому исполнение этих обязательств было решением правительства перенесено до конца 2021 года, и туроператоры, как заметила собеседница, не могут сбросить их с себя по собственному желанию. Обращение к страховой компании – это экстренный случай, а не решение текущих проблем, когда компании проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что бизнес сейчас лучше остановить.
«Это не должно стать прецедентом, иначе пострадают добросовестные туроператоры, которые в сложной ситуации продолжают вести бизнес. Трудно сейчас всем, но кто-то ищет выходы за счет своих сил, а кто-то – за счет других, в данном случае страховщиков», – полагает г-жа Алчеева.
«Налицо системный дефект, отсутствие возможности наблюдения и санации компаний, которые пожелали уйти с рынка. Постараемся в ближайшее время инициировать межведомственное совещание по этому вопросу», – сказал Георгий Мохов.
Сейчас, возможно, лучшее время для решения давно назревшего противоречия во взаимоотношениях страховщиков и туроператоров. «Туризм только восстанавливается, никто никуда не спешит, нет застрявших туристов за рубежом, которых надо вывозить. Нет угрозы потребительского конфликта и того общественного прессинга, в котором приходилось действовать в аналогичных ситуациях раньше», – сказала Юлия Алчеева.
Светлана СТАВЦЕВА, RATA-news
Вся пресса за 20 июля 2020 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, Страхование выезжающих за рубеж, Страхование ответственности, Страхование финансовых рисков
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 января 2025 г.
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Пострадавшим при падении подъемника в клинике могут выплатить страховку
|
|
Live24.ru, 20 января 2025 г.
Онлайн-заявления по ОСАГО: новый формат для ярославских автовладельцев
|
|
Интерфакс, 20 января 2025 г.
В законе об ОСАГО предложено повысить лимиты выплат на 30% без корректировки тарифов
|
|
Банковское обозрение, 20 января 2025 г.
Страховщики в 2024 году стали отраслью с наименьшим числом чат-ботов
|
|
РИА Дагестан, 20 января 2025 г.
Автострахование в Дагестане подорожает с конца января 2025 года
|
|
Курган и курганцы, 20 января 2025 г.
Зауральцы стали чаще проходить диспансеризацию
|
|
СенатИнформ, 20 января 2025 г.
В СФ обещают новые привилегии для российских и белорусских туристов в РФ и РБ
|
|
Вслух.ру, Тюмень, 20 января 2025 г.
В Тюмени могут подешеветь полисы ОСАГО
|
|
Санкт-Петербургские ведомости, 20 января 2025 г.
Ставки сделаны. Полис ОСАГО станет дороже для «убыточных» автомобилей
|
|
Южный Федеральный, 20 января 2025 г.
Эксперт Мигаль прокомментировала новую инициативу для страховщиков по ОСАГО
|
|
korins.ru, 20 января 2025 г.
Глава НСИС Николай Галушин обозначил взаимосвязь между расширением лимитов ОСАГО и его ценой
|
|
LipetskMedia.ru, 20 января 2025 г.
Тарифы ОСАГО изменятся с 27 января
|
|
Известия онлайн, 20 января 2025 г.
Страховщики оценили законопроект об увеличении выплат по ОСАГО
|
|
Sputnik Грузия, 20 января 2025 г.
Автовладельцев в Грузии ждет новое обязательство по страховке
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 20 января 2025 г.
Россия отменит полис ОСАГО при регистрации автомобилей с 1 марта 2025 года
|
|
Тюменская область сегодня, 20 января 2025 г.
В Тюмени могут подешеветь полисы ОСАГО
|
|
NashGorod.ru, Тюмень, 20 января 2025 г.
ОСАГО для тюменцев подешевеет
|
 Остальные материалы за 20 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|