В страховом сообществе и в Минфине активно обсуждается вопрос об упрощении процедуры оформления ДТП. Идея проста - если нет пострадавших, то из процесса оформления документов об аварии надо исключить сотрудников ГИБДД. Российский союз автостраховщиков и часть страховых компаний предлагают ввести «Европротокол», а часть страховщиков и Всероссийский союз аварийных комиссаров - институт специальных уполномоченных по разбору аварий.
Итоги,
19 декабря 2005 г.
Не по форме!..
1191 просмотр
В ближайшее время российских автолюбителей ждут серьезные перемены. В страховом сообществе и в Министерстве финансов активно обсуждается вопрос об упрощении процедуры оформления дорожно-транспортных происшествий (ДТП). Идея проста - если нет пострадавших (раненых или погибших), то из процесса оформления документов об аварии надо исключить сотрудников ГИБДД. Но вот как это сделать? В этом вопросе мнения резко разошлись: Российский союз автостраховщиков (РСА) и часть страховых компаний предлагают ввести так называемый Европротокол, а часть страховщиков и Всероссийский союз аварийных комиссаров (ВСА) - ввести институт специальных уполномоченных по разбору аварий.
Третий лишний
О том, что закон об ОСАГО несовершенен, не говорит сегодня только ленивый. Но, пожалуй, наибольшее недовольство вызывает положение о процедуре оформления легких дорожно-транспортных происшествий. Сейчас, как известно, для получения страхового возмещения необходимо представить в страховую компанию справку "формы 31", а выдают ее в ГАИ. Как показывает практика, сегодня получить без проволочек справку об аварии (если действовать по закону и не давать взяток) сложно. Несмотря на увеличение времени работы групп административной практики ГАИ, в очереди придется простоять от пяти-шести часов до нескольких дней. Причем время приходится терять обеим сторонам - и виновным, и невиновным.
"Понимаете, представитель госорганов, работающий, строго говоря, за зарплату, оказывается включенным в цепочку "страховая компания - страхователь", - говорит председатель Всероссийского союза аварийных комиссаров Юрий Легин. - Отношения компании и ее клиента строятся на основании коммерческого договора, и вдруг между ними искусственно ставят госслужащего. Он, естественно, не заинтересован ни в улучшении сервиса, ни в борьбе со страховыми мошенничествами. Между тем в абсолютном большинстве случаев государственные интересы никак не затрагиваются".
"Отличие России от всех других стран в том, что в Европе действует принцип невиновности. То есть я, попав в аварию, просто информирую об этом страховую компанию и практически автоматически получаю деньги, - объясняет Глеб Виленский, коммерческий директор независимой службы аварийных комиссаров "Группа "Дельта". - А в нашей стране действует презумпция виновности: попав в аварию, я должен доказать, что получил эти повреждения в этом ДТП в это время в этом месте. И рассчитывать на выплаты могу только после того, как сам соберу бумаги. Это ставит идеологию автострахования с ног на голову".
Результат известен. Волокита при оформлении ДТП и страховых выплат по ним приводит к тому, что сегодня, по данным фонда "Общественное мнение", 35 процентов автовладельцев просто не заключают договоры ОСАГО, несмотря на то что этого требует закон. Более того, многие сотрудники ГАИ, которым вменили в обязанность проверять наличие договора, просто игнорируют это требование и спрашивают полис в самых редких случаях. Как следствие, убыточность ОСАГО составляет, по данным страховых компаний, 70-75 процентов. Страховщики утверждают, что работают на грани рентабельности. В конце ноября одна из страховых компаний Ханты-Мансийского автономного округа объявила о том, что выходит из системы ОСАГО. Впрочем, пока это единичный случай. Ведь, несмотря ни на что, на рынке автострахования (и обязательного, и добровольного) крутятся миллиарды долларов. И за эти деньги имеет смысл побороться.
Протокол в "евростиле"
Есть два способа исключить сотрудника ГАИ из процесса оформления легких ДТП. Первый - это введение так называемого Европротокола. Европейский протокол выглядит как брошюра, в которой типографским способом отпечатаны несколько десятков типичных схем аварий. Водители столкнувшихся машин отмечают в извещении пункты, соответствующие обстоятельствам ДТП, рисуют схему и разъезжаются. "Идеология Европротокола - упрощение процедуры оформления, - объясняет Олег Пилипец, директор по правовым вопросам РСА. - Страховщики сами урегулируют убытки клиентов, без участия пострадавших, сотрудников ГАИ и аварийных комиссаров. В их интересах сделать это как можно быстрее. Никто на место ДТП не выезжает. По нашим данным, в России этому требованию соответствует порядка 70 процентов страховых случаев. Представляете, какую нагрузку мы снимем с ГАИ, если пойдем по пути Европейского протокола?" Европротокол был придуман тридцать лет назад во Франции и сегодня используется при авариях с незначительным ущербом. "Незначительный ущерб" по-европейски - это 1204 евро. А в России? "На сегодня я вам не смогу назвать сумму ущерба, при котором можно будет применять Европротокол, - говорит Дмитрий Маркаров, первый вице-президент "Росгосстраха". - Она будет определена позже, в том числе и экспериментальным путем".
Идеологами этой процедуры выступают РСА и ряд крупных страховых компаний. Внешне идея весьма привлекательна. Но многие страховщики категорически против. Они считают, что в нынешних условиях Европротокол для нашей страны неприемлем. В существующей сейчас системе расследования ДТП слишком много тонкостей, порой незначительная на первый взгляд деталь, не отмеченная в схеме или протоколе, в корне меняет всю ситуацию. Как неспециалист определит место столкновения, если после удара машины проезжают по инерции несколько метров? Во многих случаях водители, попавшие в ДТП, не смогут не только правильно выбрать протокол, но и адекватно описать повреждения своей машины. И все ошибки исправить можно будет только в суде.
"Уровень юридической грамотности водителей очень низкий, - считает Глеб Виленский. - Классика жанра - в объяснении водитель пишет: "Я выехал со двора на главную, и в заднюю часть корпуса моей машины врезался имярек". Все - виноват тот, в кого врезались. Потому что он не написал "проехал около 500 метров после поворота". А уж в Европротоколе разобраться с первого раза простой смертный не сможет. Даже у специалистов эта брошюра вызывает вопросы". Кроме того, в предлагаемом проекте Европейского протокола отсутствуют схемы столкновения трех и более машин. А, например, в Москве подобных аварий происходит несколько в день - около пяти процентов от общего числа ДТП. Есть у противников Европротокола и еще один веский аргумент. "Как только будет принято решение о введении Европротокола, немедленно возродятся "подставы", - убеждена следователь Марина Зверева, капитан милиции, без малого десять лет занимающаяся расследованием ДТП. - Этим мошенничеством занимались граждане, прекрасно знающие правила дорожного движения и психологию пострадавшего. Для них Европротокол - манна небесная. Кроме того, мы можем вспомнить начало 90-х, когда подписывать недостоверные протоколы будут заставлять силой".
Так что за кажущейся привлекательностью Европротокола скрываются серьезные проблемы.
Вся власть комиссарам?
Второй путь реформирования: признание легитимности документов аварийных комиссаров - специалистов, выезжающих на место ДТП. Проще говоря, составленные аваркомом на месте происшествия протокол и схема полностью заменяют "форму 31". Причем выезд аварийного комиссара - это составление не только протокола и схемы ДТП, а еще акта осмотра пострадавшего автомобиля, что является принципиальным моментом как для клиента, так и для страховой компании, поскольку на данном этапе и возникает большинство проблем. "Многие думают, что ключевой момент - это расчет размера ущерба, - объясняет Глеб Виленский. - Однако это не совсем так. Любую калькуляцию ущерба, любой отчет об оценке можно оспорить в суде. Грамотный юрист может предложить более весомый для судьи контррасчет. А вот акт осмотра автомобиля оспорить нельзя. Под ним стоят подписи обоих участников ДТП, в том числе самого владельца или его представителя. И, как правило, на момент, когда идет разбирательство, машина уже отремонтирована. А это значит, что повторно ее осмотреть невозможно".
Аварийные комиссары могут работать в штате страховых компаний, а могут - в независимых фирмах, с которыми страховщики заключают договоры. У многих страховых компаний уже в полисах ОСАГО есть услуга - выезд аваркома на место аварии, при "каско" же подобное стало нормой, особенно для машин стоимостью более 16 тысяч долларов. По данным страховщиков, за последний год количество мелких ДТП, оформленных в России с участием аварийных комиссаров, выросло с трех процентов до десяти - двенадцати. По мнению специалистов, введение института аваркомов позволило бы осуществить важный принцип страхования - участие представителя страховой компании в разборе с момента наступления страхового события.
Противники этого пути приводят свои аргументы. "Наша позиция по аваркомам достаточно жесткая, - говорит Олег Пилипец. - Статус аварийного комиссара в законодательстве не прописан никак. По мнению Российского союза автостраховщиков, создание института аварийных комиссаров потребует дополнительного финансирования, бремя которого ляжет на плечи страхователя. Это неправильно. Не побоюсь сказать - создание этого института фактически есть вымогательство денег". Действительно, платят аваркомам страховые компании, а значит, затраты эти можно в конечном итоге переложить на потребителя. (В скобках заметим, "себестоимость" одного выезда аваркома - от 400 до 2000 рублей в зависимости от региона.)
Кроме того, поскольку аваркомы финансово завязаны на страховые компании, у части автолюбителей существуют сомнения в их независимости. Раз платит страховщик, не повернет ли аварком дело так, чтобы "минимизировать" страховые выплаты? Тем более что, как признают сами специалисты, юридическая грамотность многих автовладельцев на нуле. С этой точки зрения, для многих гаишник психологически предпочтительнее - ведь он представитель формально незаинтересованного государства. В принципе решить эту проблему мог бы выезд на место аварии двух аварийных комиссаров - от каждой страховой компании. Но это усложняет процедуру - раньше ждали одного гаишника, а теперь будем ждать двух аваркомов?
Наконец, сегодня во всей стране не более пяти тысяч квалифицированных аварийных комиссаров. Если сделать участие аваркомов в оформлении ДТП без пострадавших обязательным, потребуется резкое увеличение их числа - в десять - пятнадцать раз. Но с увеличением количества может произойти резкое снижение качества. Тогда вместо анекдотов о "продавцах полосатых палочек" могут появиться байки о "торговцах подписями".
Очевидно, что обе описанные системы имеют как преимущества, так и недостатки. Возможным выходом могла бы стать фиксация в законе права автолюбителей по своему усмотрению выбирать способ оформления ДТП из нескольких возможных. Сегодня во многих регионах сотрудники Госавтоинспекции не выезжают на места аварий без пострадавших. Например, в городе Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа формально водители пользуются правом самостоятельно оформить аварию - фактически же протоколы составляют аваркомы. По другому пути пошли во Владивостоке. Там по договоренности между страховыми компаниями и ОВД на оформление ДТП выезжает машина страховой компании, в которой вместе едут аварком и сотрудник ГАИ. По схожей схеме построена работа и в подмосковных Мытищах. То есть фактически сегодня в этих регионах у автовладельцев есть выбор. Так, может быть, стоит дать такое право всем водителям: тогда кто-то заполнит Европротокол, кто-то воспользуется услугами аварийного комиссара, а кто-то вызовет привычного сотрудника ГАИ.
Рецептов нет
Прокомментировать ситуацию с реформированием системы ОСАГО мы попросили руководителя Федеральной службы страхового надзора Илью Ломакина-Румянцева:
- Строго говоря, системы Европротоколов и аварийных комиссаров друг другу не противоречат. У этих алгоритмов есть достоинства и недостатки. Главное преимущество аварийных комиссаров в том, что они прибывают на место аварии в течение пятнадцати минут. Если бы у нас так реагировала ГАИ, аварийные комиссары были бы не нужны. В идеале было бы неплохо, если бы аваркомы были независимы, а не действовали, как сейчас, в качестве представителей страховых компаний. Хорошо бы, чтобы они работали под эгидой Российского союза автостраховщиков. Аваркомы - специалисты по идентификации страховых случаев, и они могли бы помочь в решении многих проблем при переходе к Европейскому протоколу. Например, при упрощенной регистрации возможна такая ситуация: столкнулись двое и решили, что ущерба жизни и здоровью нет. Через два дня один из них почувствовал себя плохо, пошел к врачу и обнаружилось, что у него трещина в позвоночнике. А он уже подписался под документами, что не будет предъявлять никаких требований. Ну ладно, если у водителя, - а если у пассажира? Или ущерб одному из участников ДТП показался незначительным, и он согласился на упрощенную форму. Через день выяснилось, что в его машине пошли лонжероны, а машина принадлежит папе, и тот не согласен с упрощенной схемой. Что делать в подобных ситуациях - просто непонятно... Рассматривать же ситуации, когда косвенным виновником ДТП стала дорожная служба, я вообще не возьмусь. Упрощенная схема регистрации ДТП и Европротоколы сложны и тем, что с их введением мы наверняка получим рост числа страховых мошенничеств и возрождение "автоподстав". Но потребителю будет проще - он за возмещением ущерба сможет обращаться не в ту страховую компанию, где застрахован виновник аварии, а в свою. Одним словом, реформирование системы необходимо - жизнь показала, что закон не идеален. Затягивать этот вопрос нельзя, но и спешить с ним тоже опасно. Пока готовых рецептов, устраивающих все стороны, нет.
Игорь НАДЕЖДИН
Вся пресса за 19 декабря 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|