Зеркало, Баку,
30 июня 2003 г.
Страхование обрастает новыми законами
2014 просмотров
Начнем с признания в практическом отсутствии на экономической сцене страны такого влиятельного участника, как страхование. Нет-нет, страховые компании у нас имеются, и даже больше, чем следовало бы (по мнению некоторых аналитиков). Но вот с функциями своими азербайджанское страхование явно не справляется.
В большинстве государств страховой рынок является одним из важнейших источников инвестиций. По прошествии столетий после создания данного бизнеса эта его функция уже практически вышла на первый план, тогда как основная - гарантирование имущественных рисков - становится всего лишь механизмом аккумулирования свободной денежной массы.
Несмотря на мировой опыт, которым мы располагаем, приходится признать, что проникновение страхования (точнее, его денег) в экономику Азербайджана проходит даже меньшими темпами, чем это происходило в Европе и Америке два века назад. Не обладая опытом, тогдашние финансисты располагали такими неоспоримыми преимуществами, как коммерческая смелость и непуганая доверчивость населения. Сейчас подавляющее большинство страховых контрактов, заключенных нашими СК, приходится на полисы, проданные юридическим лицам. Практикующие специалисты этой сферы почти единогласно заявляют, что время для работы с населением еще не пришло, и попытки его массового охвата страховыми услугами обречены на провал.
Из цепочки "прибыль-инвестирование-развитие экономики" следует, что государство обязано оказывать содействие страховщикам в пропаганде их услуг. Это не означает, что за счет, скажем, министерств финансов или экономразвития, на каждом углу должны быть размещены рекламные щиты типа "прежде, чем умереть, подумай о своих родных". Просто доводить до сознания обывателя выгоду страховой компенсации нужно единственным беспроигрышным методом - наглядным примером. Им обычно становятся обязательные страховые программы, хотя и злоупотреблять "обязаловкой" тоже нельзя. Но эти программы не должны носить полуфиктивного характера, как это происходит со страхованием ответственности автовладельцев - сегодня многие участники ДТП предпочитают решать дела "полюбовно".
Надо отметить, что сейчас в правительстве наметилась тенденция к принятию новых законопроектов по обязательному страхованию. Уделим и мы немного внимания принятому и ожидающему утверждения президента страны закону "Об обязательном страховании пассажиров", а также слушающемуся сейчас проекту закона "Об обязательном страховании имущества и гражданской ответственности предпринимателей". Если исходить из предпосылки, что эти программы должны служить всеобщей популяризации страхования как финансовой услуги, то цели они почти не достигнут.
Первый из них, будучи "довеском" к продаваемым билетам, фактически полностью снимает с пассажироперевозчиков ответственность за здоровье и жизнь лиц, воспользовавшихся услугами транспортников, - а в этом году перевозки составят свыше 890 млн. человек, в том числе 4,7 млн. человек - только на авиа-, морском и железнодорожном транспорте. Увеличение стоимости билетов на 1 или 1,5% будет расцениваться только как госпоборы "неизвестно на что" - и в общем, справедливо.
Ранее мы уже говорили о том, что в мире повсеместно практикуется страхование ответственности перевозчика, отвечающего за жизнь и здоровье людей, ей доверившихся. В нашем случае приходится предположить, что правительству, которое принимает подобный закон, важна не юридическая справедливость, а сам факт денежной компенсации гражданам, то есть отсутствие резонного повода для недовольства нации. К слову, закон еще не утвержден, и у президента есть время для пресечения этого цинизма.
Второй из рассматриваемых законопроектов тоже небезынтересен. Начать с того, что, по официальной формулировке, он "предоставляет дополнительные гарантии по защите имущества юридических лиц, а также социальной защиты населения и создание условий для покрытия ущерба". То есть предприниматели будут защищены от разорения, а их "соседи" могут рассчитывать на выплаты при случайном ущербе. Эта ситуация как раз устраивает страховщиков, в Азербайджане традиционно специализирующихся на работе с юридическими лицами. А для государства тем более все ясно: социальные гарантии соблюдены. Видимо, других законных механизмов заставить бизнесменов компенсировать причиненный соседям ущерб в государстве не существует.
В то же время законопроект по обязательному страхованию недвижимости граждан до сих пор не рассмотрен, хотя именно он предоставляет социальные гарантии населению. Вдобавок именно этим путем - пусть снизив до крайнего предела размер страхового взноса - страхование станет простым и понятным каждому человеку.
Ну а до тех пор мы имеем и будем иметь низкий темп роста страховых сборов, составляющих 0,8% к ВВП. Это ничтожная цифра как по отношению к ВВП, так и по сравнению с потенциалом страхового рынка - но, видимо, правительство это мало беспокоит.
Е.СТАРОСТИНА
Вся пресса за 30 июня 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, За рубежом
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
5 февраля 2025 г.
|
|
Известия, 5 февраля 2025 г.
Смартфоновый режим: в РФ появились новые способы оформления автоаварий
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 5 февраля 2025 г.
В Минтрансе оценили участие ИИ при наступлении страхового случая
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 5 февраля 2025 г.
В России могут появиться новые варианты компенсации ущерба от ДТП
|
|
Беларусь сегодня, 5 февраля 2025 г.
Лукашенко подписал указ о страховании урожая сельхозкультур, скота и птицы в 2025 году
|
|
Коммерсантъ онлайн, 5 февраля 2025 г.
Обстрелы приграничья не являются военными действиями и не освобождают страховщика от выплат
|
4 февраля 2025 г.
|
|
Regnum, 4 февраля 2025 г.
Эксперт назвала основания для отказа в бесплатной медпомощи
|
|
РИА Новости, 4 февраля 2025 г.
«РСХБ-Страхование» застраховало на 1,7 млрд руб «Тепличное хозяйство» группы «РОСТ»
|
|
NewsKo, Пермь, 4 февраля 2025 г.
Севший на мель в Керченском проливе пермский танкер был застрахован на 20 млн долларов
|
|
Крымское информационное агентство, 4 февраля 2025 г.
Родственники загрызенной львами работницы «Тайгана» получили 2 миллиона рублей страховки
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 4 февраля 2025 г.
83% ДТП в России происходит по вине мужчин 35-44 лет
|
|
car.ru, 4 февраля 2025 г.
Что делать, если у виновника аварии нет полиса ОСАГО?
|
|
МИР24, 4 февраля 2025 г.
Как изменятся правила заполнения европротоколов при ДТП?
|
|
ТАСС, 4 февраля 2025 г.
Союз страховщиков разработал порядок медсопровождения ветеранов СВО
|
|
МК в Туле, 4 февраля 2025 г.
В Тульской области средняя стоимость полиса ОСАГО составила 11 249 рублей
|
|
Финмаркет, 4 февраля 2025 г.
Показатель соотношения собственных средств и обязательств 130 страховщиков за 10 месяцев 2024 г. соответствует нормативу ЦБ
|
|
Газета.Ru, 4 февраля 2025 г.
Россиянам рассказали о схеме мошенничества с неоформленными ДТП
|
|
NEWS.ru, 4 февраля 2025 г.
В России появилась новая схема «развода» с неоформленными ДТП
|
 Остальные материалы за 4 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|