Закон об "автогражданке", действующий уже три с лишним месяца, подвергся решительной атаке со стороны властей. Депутаты приняли решение в ближайшее время вернуться к его пересмотру, а Верховный суд отменил один из коэффициентов, по которым рассчитываются тарифы "автогражданки". Для потребителя же, особенно того, который "на колесах", нет ничего хуже подобной путаницы.
Московские новости,
14 октября 2003 г.
Авария как катастрофа
1417 просмотров
На минувшей неделе Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), действующий уже три с лишним месяца, подвергся решительной атаке со стороны законодательной и судебной властей. Депутаты приняли беспрецедентное решение в ближайшее время вернуться к его пересмотру, а Верховный суд отменил один из коэффициентов, по которым рассчитываются тарифы "автогражданки". Судя по некоторым заявлениям представителей исполнительной власти, правительство тоже готово "отыграть назад". Для потребителя же, особенно того, который "на колесах", нет ничего хуже подобной путаницы.
Электорат за рулем
В Госдуму поступило около полутора десятков законопроектов, касающихся ОСАГО. Одни авторы требуют полной отмены действующего закона, другие, как, например, депутат и глава Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль, настаивают на его отсрочке. При этом депутат Виктор Похмелкин предлагает перенести сроки на год, а Иван Грачев - на четыре... А еще в проектах фигурируют требования снизить базовые тарифы, ввести льготы для ветеранов и пенсионеров. Рассмотрение новых законопроектов намечено на день выхода этого номера "МН". Понять, откуда взялся такой внезапный интерес народных избранников к чаяниям автовладельцев, несложно. До выборов в нижнюю палату парламента осталось менее двух месяцев, а никакого более социально значимого законопроекта "под рукой" у народных избранников не нашлось. Поэтому и ломаются копья вокруг закона об "автогражданке", затрагивающего интересы миллионов. Вице-премьер Алексей Кудрин, выступая недавно в Госдуме, заявил, что Правительство РФ не исключает возможности еще раз рассмотреть и взвесить все законопроекты, вносящие поправки в действующий закон. При этом, по словам вице-премьера, необходимо подождать полгода с момента введения в действие закона, проанализировать ситуацию и затем принимать окончательное решение по тарифам. Страховщики же, в свою очередь, считают, что отмена ОСАГО, на которой настаивают наиболее решительно настроенные депутаты, отбросит их сообщество назад, так как клиенты вообще потеряют доверие к страхованию. За три с небольшим месяца действия многострадального закона полисы ОСАГО приобрели уже около трех миллионов человек. В случае отмены обязательной "автогражданки" компании будут обязаны вернуть обратно своим клиентам более 150 млн. долларов собранных страховых премий. А около трех тысяч владельцев обязательных полисов, успевших уже попасть в ДТП, получается, должны вернуть деньги, выплаченные компаниями в связи с наступлением страхового события. Не слишком ли серьезная плата за предвыборные амбиции депутатов? Защита от мошенничества
Сейчас уже ни для кого не секрет: тарифы по "автогражданке" были приняты в результате чисто политического решения. Когда среднедушевой месячный доход по стране не превышает 150 долларов, а базовая ставка по ОСАГО составляет примерно 70 долларов, вряд ли уместно говорить о том, что эти тарифы "экономически обоснованы". Интересно, что правительство первоначально обсуждало цифру в 40 долларов, однако в результате лоббистских усилий страховщиков утвержденный тариф вырос почти вдвое. Сегодняшняя разница в тарифах для владельцев автомобилей разного класса, а также обсуждаемое введение адресных компенсаций для пенсионеров и инвалидов не сможет существенно изменить положение дел. Тариф для владельца "мерса" почти втрое превысит тариф для владельца "десятки", но первый в любом случае заплатит за полис, а второй - еще подумает. Что же касается пенсионеров и инвалидов, то их "на колесах" не так много - хотя бы по сравнению с массой государственного транспорта, который в течение 2004 года останется незастрахованным (соответствующая статья в госбюджете не предусмотрена!). Президент "Столичного страхового общества" Павел Логинов заявил в разговоре с "МН": "Когда страховщики говорят, что тариф по ОСАГО слишком низкий, они лукавят. На мой взгляд, он завышен раза в полтора. Естественно, что страховщики стремятся, с одной стороны, "перестраховаться", чтобы обезопасить себя от мошенничества, которое, очевидно, вырастет. С другой стороны, они хотят заработать максимум на старте ОСАГО". Масла в огонь запутанной ситуации с тарифами добавило свежее решение Верховного суда, согласно которому фактически не признается тот факт, что стоимость полиса должна зависеть от мощности двигателя. Это, возможно, нарушает социальную справедливость, уравнивая владельцев "Мицубиси" и "Жигулей". Со своей стороны суд аргументировал решение тем, что нет статистики, доказывающей зависимость аварийности автомобиля от его мощности. Ставка на "неподкупность"
Суета вокруг закона может повлиять на судьбу ОСАГО самым катастрофическим образом. Сама его идея предполагает массовость: должно быть застраховано подавляющее большинство автовладельцев. Однако при существующих тарифах и недоработках в самом законе об ОСАГО велик шанс, что этого не произойдет. Страхование - это привилегия среднего класса: бедным страховка не под силу, а богатые могут и без нее обойтись. Среднего класса в западном понимании у нас нет - напротив, есть катастрофическое имущественное расслоение по типу стран третьего мира. К тому же наши граждане не столь законопослушны и при угрозе штрафа рассчитывают, как и раньше, на "неподкупность" контролирующих органов. Поэтому если наш автовладелец поймет свою выгоду от покупки полиса ОСАГО, а тариф не покажется ему слишком высоким - "автогражданка" состоится. Если нет - то будет, как на Украине: там застраховались лишь 20 проц. от общего числа автовладельцев, которые, по-видимому, уже жалеют, что поторопились. Пока же наши автомобилисты, за интересы которых столь рьяно радеют народные избранники, на распутье. Поток клиентов, наблюдавшийся в компаниях летом, утверждает президент Российского союза автостраховщиков Евгений Кургин, в настоящее время заметно сократился. По-видимому, большинство водителей решили дождаться, чем же закончится схватка депутатов со страховщиками. Тем не менее Кургин убежден, что "здравый смысл победит и с законом ничего не случится". В страховых компаниях продолжают готовиться к наплыву посетителей, который ожидается в конце года. Как известно, штрафы за отсутствие обязательного полиса с 1 января 2004 года никто пока не отменял. В случае, если закон действительно "заморозят" на какое-то время, Россия еще дальше отодвинет себя от строя цивилизованных стран. Европейские автомобилисты уже не один десяток лет пользуются законом об обязательной "автогражданке" и, надо думать, чувствуют себя при этом более защищенными на дороге. В России же только за первые 8 месяцев 2003 года в результате ДТП погибли около 21 тысячи, ранены свыше 151 тысячи человек. Получат ли семьи хоть какие-то компенсации за смерть и увечья своих близких - большой вопрос. Кира ЛОБАНОВСКАЯ
Вся пресса за 14 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Тарифы
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 января 2025 г.
|
|
Тренд, Баку, 28 января 2025 г.
Азербайджан и Япония обсудили сотрудничество в сфере страхования
|
|
Business FM Новосибирск, 28 января 2025 г.
Страховая компания требует с резидента новосибирского технопарка 137 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 28 января 2025 г.
Комитет Совфеда одобрил законопроект о новых способах подачи европротокола при ДТП
|
|
Интерфакс, 28 января 2025 г.
Принят закон о расширении возможностей электронного оформления ДТП в ОСАГО
|
|
Ведомости онлайн, 28 января 2025 г.
Госдума приняла закон о праве оформлять извещение о ДТП через «Госуслуги»
|
|
ТАСС, 28 января 2025 г.
ГД приняла позволяющий оформлять извещение о ДТП через «Госуслуги» закон
|
|
Деловой Казахстан, 28 января 2025 г.
Мошенничество в страховании: как выявляют обманщиков
|
|
IT Channel News, 28 января 2025 г.
МТС Exolve расширил пул цифровых сервисов для СОГАЗа
|
|
Коммерсантъ-Красноярск, 28 января 2025 г.
Жителя Красноярска осудят за автоподставы более чем на 20 млн рублей
|
|
Office life, Минск, 28 января 2025 г.
Минфин назвал страны и организации, ценные бумаги которых могут покупать страховые компании
|
|
ChitaMedia, 28 января 2025 г.
В Совфеде одобрили новые правила оформления ДТП
|
|
Казахстанская правда, 28 января 2025 г.
О реформировании системы ОСМС высказался Токаев
|
|
Ведомости онлайн, 28 января 2025 г.
Госдума рассмотрит защищающий от навязывания товаров и услуг проект
|
|
Дума ТВ, 28 января 2025 г.
Госдума сегодня рассмотрит законопроект о запрете навязывания дополнительных услуг
|
|
KrasnoyarskMedia, Красноярск, 28 января 2025 г.
Автоподставщик из Красноярского края обманул страховые компании на 20 млн рублей
|
|
Лента.Ру, 28 января 2025 г.
Россиянина осудят за мошенничество в автостраховании на 20 миллионов рублей
|
|
Парламентская газета, 28 января 2025 г.
Госдума 28 января рассмотрит законопроект о защите от навязывания услуг
|
 Остальные материалы за 28 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|