Страхование грузов в России - услуга непопулярная. Ею пользуются, в основном, экспортеры, которые вынуждены страховать груз по условиям контрактов, и малые предприниматели, для которых потеря одной партии товара ставит под вопрос существование всего бизнеса. Остальные компании предпочитают не тратиться на страховку. Эксперты отмечают, что проблема кроется в отсутствии культуры страховки грузов и низком уровне товарооборота.
Газета,
14 октября 2003 г.
Фарфоровые чашки дороже станков. В России страхуется только половина перевозимых грузов 1487 просмотров
Страхование грузов пока не стало популярной услугой среди российских компаний. Сейчас основными клиентами страховщиков являются экспортеры, которые вынуждены страховать груз по условиям контрактов, и малые предприниматели, для которых потеря одной партии товара ставит под вопрос существование всего бизнеса. Остальные 50-60% компаний предпочитают не тратиться на страховку. Эксперты отмечают, что проблема кроется в отсутствии культуры страховки грузов и низком уровне товарооборота.
Лучше застраховаться, чем потерять бизнес Услуги по страхованию грузов в настоящее время оказывают практически все российские страховщики. Однако, несмотря на такое высокое предложение, спрос на этот вид страховки невелик. По самым оптимистичным оценкам, в России страхуется всего 40-50% грузов. По данным Госкомстата, в 2002 году общий сбор премий по страхованию грузов составил 13 млрд. рублей, что составляет 4% от общих сборов страховщиков. При том, что на Западе эта услуга имеет массовый характер: там под 80-90% грузов обязательно приобретается полис. Собственно, та половина грузов, что сейчас страхуется в России, в основном приходится на компании, которые работают с иностранными фирмами. Для последних такой вид страховки является обязательным условием ведения бизнеса. Что касается внутреннего грузооборота, то на него приходится меньше чем пятая часть от всего объема застрахованных в России грузов. Причем в основном клиентами страховщиков становятся малые предприниматели. Дело в том, что для них, в отличие от крупных компаний, потеря одной партии товара может оказаться причиной разорения, так что им лучше потратиться на страховку, чем рисковать. Спецификой клиентуры определяется и характер товаров, которые чаще страхуют. По словам Дарьи Туркиной из РОСНО, самые популярные для страховки товары - продукты питания, алкоголь, табак, парфюмерия, косметика и бытовая техника - как раз то, чем чаще всего торгуют малые предприятия. "Не каждый страховщик возьмется страховать нефть" Характер товара - один из основных параметров, влияющих на цену страховки. По оценке начальника управления страхования грузов "Ингосстраха" Николая Лигачина, стоимость полиса может составлять как тысячные доли процента от стоимости товара, так и доходить до 15%. С каждой компанией заключается индивидуальный договор, и цена формируется в зависимости от нескольких коэффициентов. Например, страховка фарфоровых чашек обойдется дороже, чем страховка станков, потому что вероятность повреждения в первом случае гораздо выше. Жидкие грузы застраховать сложнее, чем твердые. Не каждый страховщик, к примеру, возьмется страховать нефть, потому что избежать недостачи практически невозможно. "Когда нефть переливается из одной цистерны в другую, какая-то часть неизбежно оседает на стенках", - объясняет позицию страховщиков Виктор Рассказов из "Энергогаранта". Во многом цена зависит от вида транспорта. По рейтингу страховщиков, самый быстрый и безопасный способ транспортировки, где товар к тому же еще и трудно украсть, это авиатранспорт. Второе и третье место делят железнодорожный транспорт и автомобили. К морским перевозкам отношение у страховых компаний неоднозначное, оно зависит от личного опыта страховщика. "Если страховщик три раза за историю страховал танкеры и все три потонули, то коэффициент в четвертый раз будет высоким", - говорит Дарья Туркина из РОСНО. Впрочем, из любых расчетов бывают исключения. Например, в 1997 году "Ингосстрах" выплатил 56 190 943 доллара за аварию, которая произошла при перевозке, казалось бы, безопасного груза безопасным авиатранспортом: Ан-124, на борту которого находились два застрахованных самолета Су-27, упал на Иркутск. Третий фактор, определяющий цену, - через какую территорию перевозится груз. У страховщиков есть свои черные списки стран, через которые, считается, груз провозить опасно. Например, в Польше грузы часто исчезают, так что, если маршрут следует через территорию этого государства, цена увеличивается. А груз, отправляемый в некоторые страны, ни одного страховщика не заставишь застраховать. Например, попытка купить полис на страховку груза, предназначенного для Ирака, да и многих других стран Ближнего Востока, наверняка закончится провалом. Сезонная услуга Главная проблема такого низкого спроса на полисы по страхованию грузов, по мнению страховщиков, состоит в привычке российских компаний все делать на авось. Им кажется, что проще потом возмещать убытки, чем покупать полис на страховку каждого рейса, отмечает руководитель проектов отдела страхования грузов СК "РОСНО" Дарья Туркина. "Кроме того, сам рынок грузоперевозок развит недостаточно", - отмечает представитель одной из российских страховых компаний. Впрочем, страховщики полагают, что на этот раз показатели статистики застрахованных грузов могут быть выше. Именно в это время года спрос на страховку перевозимых товаров возрастает. Это связано с увеличением грузопотока. "Компании стремятся завершить поставки к концу года, поэтому оборот грузов возрастает, - отмечает начальник управления страхования грузов СК "Энергогарант" Виктор Рассказов. - Хотя это временное явление". По мнению экспертов, чтобы страховка грузов перестала быть экзотической услугой для наших компаний, у них должно выработаться понимание того, что страхование является составляющей их бизнеса. Александра ПЕТРАЧКОВА
Вся пресса за 14 октября 2003 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 января 2025 г.
|
|
Тренд, Баку, 28 января 2025 г.
Азербайджан и Япония обсудили сотрудничество в сфере страхования
|
|
Business FM Новосибирск, 28 января 2025 г.
Страховая компания требует с резидента новосибирского технопарка 137 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 28 января 2025 г.
Комитет Совфеда одобрил законопроект о новых способах подачи европротокола при ДТП
|
|
Интерфакс, 28 января 2025 г.
Принят закон о расширении возможностей электронного оформления ДТП в ОСАГО
|
|
Ведомости онлайн, 28 января 2025 г.
Госдума приняла закон о праве оформлять извещение о ДТП через «Госуслуги»
|
|
ТАСС, 28 января 2025 г.
ГД приняла позволяющий оформлять извещение о ДТП через «Госуслуги» закон
|
|
Деловой Казахстан, 28 января 2025 г.
Мошенничество в страховании: как выявляют обманщиков
|
|
IT Channel News, 28 января 2025 г.
МТС Exolve расширил пул цифровых сервисов для СОГАЗа
|
|
Коммерсантъ-Красноярск, 28 января 2025 г.
Жителя Красноярска осудят за автоподставы более чем на 20 млн рублей
|
|
Office life, Минск, 28 января 2025 г.
Минфин назвал страны и организации, ценные бумаги которых могут покупать страховые компании
|
|
ChitaMedia, 28 января 2025 г.
В Совфеде одобрили новые правила оформления ДТП
|
|
Казахстанская правда, 28 января 2025 г.
О реформировании системы ОСМС высказался Токаев
|
|
Ведомости онлайн, 28 января 2025 г.
Госдума рассмотрит защищающий от навязывания товаров и услуг проект
|
|
Дума ТВ, 28 января 2025 г.
Госдума сегодня рассмотрит законопроект о запрете навязывания дополнительных услуг
|
|
KrasnoyarskMedia, Красноярск, 28 января 2025 г.
Автоподставщик из Красноярского края обманул страховые компании на 20 млн рублей
|
|
Лента.Ру, 28 января 2025 г.
Россиянина осудят за мошенничество в автостраховании на 20 миллионов рублей
|
|
Парламентская газета, 28 января 2025 г.
Госдума 28 января рассмотрит законопроект о защите от навязывания услуг
|
 Остальные материалы за 28 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|