Достаточно корректная статья о том, насколько страхование строительно-монтажных рисков зависимо от применения "административного ресурса".
Строительная газета,
8 февраля 1996 г.
Надежная защита инвестиционных проектов, подрядных и других рисков 2282 просмотра
Эксперты утверждают, и с ними трудно не согласиться, что все более расширяющаяся тендерная практика, входящие в обычай инвестиционные конкурсы вкупе с лицензированием, сертификацией, страхованием строительно-монтажных рисков и крупных инвестиционных проектов способствуют созданию в России цивилизованного подрядного рынка.
В Москве, где становление такого рынка идет особенно активно, посчитали необходимым принять специальное постановление о повышении профессиональной ответственности за окончательные результаты деятельности всех тех субъектов хозяйствования (и иностранных тоже), кто задействован в инвестиционно-строительном комплексе столицы. Имеется в виду обеспечить защиту строящихся объектов от чрезвычайных происшествий, а жителей Москвы — от их последствий, защиту прав потребителей строительной продукции. Кроме того, нуждаются в усовершенствовании система инвестирования капвложений и изыскания новых нетрадиционных источников финансирования. На практике такое поручение обернулось объединенным договором о сотрудничестве между Департаментом строительства, Мостройлицензией и пятью страховыми компаниями, что позволит страховать профессиональную ответственность строительных организаций и предприятий, а также строительные риски. Нововведение потребовало от Департамента строительства подготовки нормативно-распорядительных документов, которые предстоит согласовать с Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью и Мосстройлицензией. Примечательно, что защита прав потребителей и усиление контроля за надлежащим исполнением договоров и контрактов лицензирования всех видов строительной деятельности, как юридических, так и физических лиц (находящихся в компетенции Мосстройлицензии), станут возможными при наличии страхового полиса. И еще примечательно, что 60 процентов средств, собранных страховыми компаниями (за вычетом обязательных налогов и платежей), будут инвестировать в строительный комплекс Москвы. Словом, найден еще один источник пополнения внебюджетных средств, консолидируемых для финансирования капвложений. Столь подробно о московской практике я завел разговор не случайно. Дело в том, что она наверняка будет замечена в России, где, согласно информации Минстроя РФ об авариях зданий и сооружений, назрела необходимость для принятия кардинальных мер. Судите сами: только за 1994 год (данные минувшего года еще не анализировались) была зарегистрирована 41 авария, что на 40 процентов превышает среднюю величину за период с 1981-го по 1993 год. Особенно не везет зданиям из сборного железобетона, где ЧП происходят чаще, чем на кирпичных. Обращает на себя внимание рост аварий на эксплуатируемых сооружениях. Многим памятная трагедия, случившаяся в минувшем году на Таганрогском металлургическом заводе, где обрушилась часть покрытия трубосварочного цеха и 14 человек погибли. По заключению экспертной комиссии, беда случилась потому, что в ходе строительства были допущены дефекты, а техническая эксплуатация строительных конструкций велась с нарушением правил. Рассылая субъектам Федерации, органам надзора и субъектам хозяйствования сведения о происшедших в отрасли авариях, министр строительства РФ Ефим Басин преследовал цель широко проинформировать специалистов с тем, чтобы на местах они провели техническое обследование строительных конструкций, выполнили рекомендации по их усилению, а также аттестовали персонал, ответственный за этот участок работы. Однако суммарный ущерб, причиненный в результате 41 аварии, эти сведения не содержали. Но когда читаешь заключение: 2Обрушение рамных конструкций с полной потерей устойчивости» (Владимирская обл., п.Бавлены), «полное обрушение смонтированного каркаса» (Карелия, п.Вяртсиля), «обрушение торцевых панелей с 5-го и 4-го этажей» (Кострома), «обрушение плит перекрытий с 8-го по 1-й этаж» (Республика Саха, город Мирный), понимаешь, что он измеряется очень крупной суммой. Меж тем без экономического анализа потерь, связанных с повреждением или же разрушением зданий, нынешняя подрядная практика просто немыслима. Наслышан, что Федеральный дорожный департамент ввел обязательное страхование строительных рисков в проводимых им тендерах на ремонт и обустройство автомагистралей. Тут следует отметить, что страхование участников инвестиционного процесса не получило должного масштаба, вероятно, потому, что подрядный рынок полностью еще не сформировался и жесткой конкуренции на нем пока не наблюдается. И все же побудить к страхованию могут следующие причины: — стоимость материалов, машин и оборудования постоянно растет, повышается интенсивность производственного процесса на строительных площадках; как следствие — растет размер ущерба при наступлении неблагоприятных обстоятельств, вызванных, например, ошибками проектировщиков, персонала, природными факторами, и прочих; — постоянно уменьшается доля централизованных средств, направляемых на возмещение ущерба в строительном комплексе; — распределение заказов на строительство объектов для федеральных нужд происходит преимущественно через тендеры; — расширение внешнеэкономических связей, интеграция отечественной стройиндустрии в мировую экономику влекут за собой необходимость следовать международным стандартам. Поскольку страхование являет собой особый вид экономической деятельности, связанной с перераспределением ущерба имущественным интересам участников инвестиционного процесса, то оно призвано сыграть исключительно важную роль в повышении эффективности инвестиций в капитальном строительстве. Как известно, страховые компании аккумулируют поступающие платежи и создают страховые резервы. Эти резервы позволяют страхователям в случае наступления непредвиденных обстоятельств не только сэкономить значительные средства, которые ему пришлось бы изыскивать, если бы он не был застрахован, но и оперативно возместить возникающий ущерб. Мировой опыт свидетельствует, что участники инвестиционного процесса пользуются следующими основными страховыми услугами: страхование транспортировки материалов и оборудования от завода-изготовителя до строительной площадки; страхование контракта (договора подряда), основных и второстепенных работ на полную их стоимость и на весь период строительства, временных зданий и сооружений, техники на строительной площадке, гарантийной эксплуатации; страхование гражданской ответственности за убыток и вред, причиненный третьим лицам при ведении строительно-монтажных работ. Не менее значимым является и страхование персонала подрядчика от несчастных случаев, включая вызванные им медицинские расходы. Ныне этот вид страхования приобретает особую важность, ведь эффективность труда прямо зависит от степени социальной защищенности работников. К сожалению, пока ни одна более или менее крупная стройка не обошлась без несчастных случаев, травматизма различной степени тяжести и даже гибели людей. Страхование повышает уверенность сотрудников в том, что их судьба небезразлична той организации, в которой они работают. Мировая практика знает также примеры заключения договоров страхования от убытков, которые предприятия строительного комплекса несут в связи с забастовками, неправомочными действиями властей, невыполнением поставщиками своих договорных обязательств. В условиях нынешней политической нестабильности этот вид страхования представляется весьма насущным. Хотелось бы обратить внимание на законодательную базу, создающую предпосылки развития страхования в строительном комплексе. В соответствии с постановлением Правительства РФ (от 1 июля 1995 года № 661) расходы субъектов хозяйствования на страхование с 1 января 1996 года в размере до 1 процента от объема реализуемой продукции (работ, услуг) могут относиться на себестоимость. Кроме того, вторая часть Гражданского кодекса РФ посвятила ряд статей вопросам страхования, в том числе применительно к договорам строительного подряда. Названные правовые документы должны быть дополнены методическими материалами для инвесторов и подрядчиков, где бы регламентировалась их работа со страховыми организациями. Об этом говорили участники регионального семинара-совещания по вопросу дальнейшего развития договорных отношений и подрядных торгов в строительстве, прошедшего в Самаре в конце октября 1995 года. По заданию Минстроя РФ специалисты страховой компании «Инкорстрах» подготовили «Методические рекомендации о порядке осуществления добровольного страхования рисков участниками подрядных торгов». В конце минувшего года их рассмотрела и одобрила секция НТС Минстроя РФ. А подготовлены рекомендации в развитие действующего «Положения о подрядных торгах в Российской Федерации». В методических рекомендациях учтены мировой опыт, требования Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью, изложен порядок, определяющий взаимоотношения участников подрядных торгов со страховыми организациями на разных стадиях их проведения: при подготовке тендерной документации и предложений подрядчика (оферты), при подписании контракта, в случае наступления страхового события на объекте. Даны практические советы по выбору страховой организации, приведены типовые документы, которые необходимо с ней оформить на разных стадиях торгов. Многие из этих документов ранее не предлагались широкому кругу участников инвестиционного процесса. Надеемся, что они будут способствовать активизации страхования рисков в строительстве, потребность в котором крайне велика как для российских заказчиков и подрядчиков, так и для страховых компаний. Говорить о конкуренции на этом сегменте страхового рынка пока еще рано, поскольку он не сформировался. Еще хотел бы отметить, что перед разработчиками методических рекомендаций не ставилась цель рассмотреть безусловно важнейший применительно к российским условиям вопрос о том, кто должен оплачивать страховку. Мировая практика свидетельствует, что эти расходы несет, как правило, подрядчик. Посмотрим, возьмут ли на себя такие траты отечественные строители, но в любом случае выработка согласованной позиции по страхованию должна состояться уже на стадии подготовки тендерной документации.
Александр ЧИСТЯКОВ
Вся пресса за 8 февраля 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Столица, Технологии, Строймонтаж страхование (CMR)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|