Сборы по добровольному страхованию жизни в Казахстане занимают всего 2% в общем объеме страховых премий. Ситуация изменится, когда страховщики начнут активную конкурентную борьбу за "мелкого" клиента, пишет журнал.
Сборы по добровольному страхованию жизни занимают всего 2% в общем объеме страховых премий. Ситуация изменится, когда страховые компании начнут активную конкурентную борьбу за "мелкого" клиента
Начало года ознаменовалось примечательным событием на рынке страхования: "Казахинстрах" сообщил об открытии компании по страхованию жизни "Халык лайф". Учитывая, что к этому практически пустому сегменту рынка страховщики особого интереса до сих пор не проявляли, считая его неперспективным, приход новой компании говорит о том, что ситуация меняется. Заместитель председателя правления "Казахинстраха" Иван Михайлов создание компании по страхованию жизни пока напрямую не связывает с серьезным поворотом к рознице, "Халык лайф" появилась, в первую очередь, в связи с принятием закона "Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности работодателя за причинение вреда жизни и здоровью работника при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей". "Мы ее открываем потому, что, во-первых, у нас очень большой портфель по ответственности работодателя и нам, естественно, нужно отслеживать эти платежи и объемы, которые мы будем выплачивать. Раньше необходимости в компании, профилированной на страхование жизни, не было, поскольку правила возмещения по договору добровольного страхования ответственности работодателя были совсем другие", - говорит г-н Михайлов. Тем не менее вторым мощным рычагом для развития "Халык лайф" является пенсионный аннуитет - продукт не корпоративный.
Проблемы останутся в прошлом В Казахстане на 1 декабря прошлого года лицензию на право заниматься страховой деятельностью имели 37 компаний, 12 брокеров, 30 актуариев и 36 аудиторских организаций. Но всего 3 из них работают в отрасли добровольного страхования жизни (по отчетности АФН, еще две компании, работающие по этому же классу страхования, не являются резидентами). Многие страховщики, мотивируя свою нелюбовь к ДСЖ, говорят, что основной причиной этого является законодательная норма, в силу которой страховая компания не может заниматься личным и другими видами страхования одновременно. А поскольку требования по капитализации к одной страховой компании уже достаточно высоки и будут повышаться в дальнейшем, то обслуживать исключительно ДСЖ невыгодно - платежеспособность населения низкая, рынок мелкий, пенсионные накопления недостаточны для покупки аннуитета, к тому же граждане идти к страховщикам по доброй воле не хотят. Все, конечно, отчасти так. Но есть и другой аспект, о котором профи говорят менее охотно, - инертность самих страховых компаний. Работать с розницей, то бишь с населением, трудно: тут страховщик должен быть и высоким профессионалом (граждане предпочитают не чтение договора, а разговор по душам, и чтоб все понятно было), и психологом, и просто приятным человеком. А школа агента Госстраха утеряна, да и специалистов, разбирающихся в особенностях отрасли страхования жизни, мало. Трудности с подготовкой высокопрофессиональных кадров - проблема всей страховой индустрии, связанная с отсутствием в РК научно-образовательной базы в области страхования. По данным АФН, на 1 декабря 2005 года рост объема премий, собранных по отрасли "добровольное страхование жизни", составил 120,3% к уровню прошлого года. ДСЖ продемонстрировало гораздо более уверенные темпы роста, чем общее страхование. О чем это может говорить? Пока лишь о том, что рост получен, скорее всего, за счет "сопутствующего" банковского сервиса. Страхование жизни развивается благодаря ипотеке - для заемщиков обязательным является наличие такой страховки. Видимых и принципиальных перемен в политике страхового обслуживания не наблюдается - основным каналом реализации продуктов большинства СК остаются банки. Кроме того, если рассматривать ситуацию на рынке страхования жизни в абсолютных цифрах, то они впечатляют гораздо меньше, чем динамика: сбор премий по классу ДСЖ достиг 1,2 млрд тенге при совокупном объеме более 61,5 млрд тенге. И все же ДСЖ будет развиваться как продукт розницы, уверены эксперты.
Перспективная ниша Корпоративный рынок для страховщиков практически исчерпан. Даже новые продукты вряд ли существенно увеличат сложившийся корпоративный сегмент, да и емкость банковских розничных продуктов, предполагающих страхование жизни, как, например, ипотека, имеет свой лимит. Страховые компании хоть и были на первом этапе в основном учреждены банками, все же являются самостоятельными организациями. Для них продолжать получать заказ автоматически - значит оставаться в прямой зависимости от "родителя" и остановиться на определенном пределе. Дальнейшее развитие и процветание страховых компаний лежит в двух направлениях. Во-первых, им предстоит осваивать незанятое пространство. Во-вторых, готовиться к конкуренции на внутреннем рынке. Некоторые компании могут выбиться из общего ряда. Например, пойти за рубеж. Но бизнес на внешнем рынке возможен только в области перестрахования, поскольку оказание страховых услуг населению на территории иностранного государства сопряжено с большими проблемами, к которым в первую очередь относится разница в нормативно-правовой базе. Именно поэтому на полупустые ниши внутреннего рынка и будет направлено внимание страховых компаний уже в ближайшей перспективе, склонны прогнозировать эксперты. И конечно, особая ставка будет сделана на страхование жизни. "Если промышленный сектор уже охвачен страховыми компаниями, то с людьми они еще не работают", - считает г-н Михайлов. "Страхование жизни имеет очень хорошую динамику. Повторится ситуация, которая была в банковском секторе. Сначала банки активно работали только с корпоративными клиентами, на розницу не обращали внимания. Когда корпоративный рынок был исчерпан, банки начали работать с населением и розница стала предметом основной конкуренции", - говорит начальник методико-аналитического отдела страховой компании "Валют-Транзит лайф", третий год работающей в отрасли ДСЖ, Жанат Айтжанов. По его мнению, предпосылки для развития долгосрочного личного страхования в Казахстане созданы (пенсионные аннуитеты, растущее благосостояние населения), надо только совершенствовать условия по имеющимся продуктам страхования и разрабатывать новые, привлекательные для клиентов.
Преодоление барьеров На самом деле не все зависит от желания или нежелания страховых компаний работать в таком особенно привлекательном для западных страховщиков сегменте. Законы рынка этот аспект в расчет не принимают. Если есть пространство, где можно заработать, компания, которая не хочет, просто не будет на нем существовать. Существенным тормозом в развитии долгосрочного добровольного личного страхования является несовершенство законодательной базы в этой области. "Аннуитетное страхование отнесено в законе к накопительному страхованию, хотя два периода из трех в аннуитете не являются накопительными и никак не регулируются законом", - считает г-н Айтжанов. Аннуитетное страхование разделено на три этапа: период накопления, отсроченный период (когда взносы поступать перестали, а выплаты еще не начались) и период выплаты (собственно аннуитет). Законом регулируется только накопительный период, два остальных - СК регулируют кто как хочет. Второй минус, с которым приходится сталкиваться страховщикам, - порядок налогообложения страховых накоплений. Если в банках сумма, внесенная на депозит клиентом, при выплате не облагается налогом, то в страховании налогом облагается вся сумма накопления, включая чистый взнос. Это, конечно, снижает размер конечной выплаты и по сравнению с депозитом делает страховку непривлекательной. Кроме того, из-за отсутствия собственной (отечественной) базы страховой статистики существуют определенные трудности в расчете тарифов самими компаниями, что также сдерживает развитие отрасли добровольного страхования. Все эти проблемы будут решаться - для этого требуется время. По мнению экспертов, массовую экспансию страховой индустрии на розничный рынок стоит ожидать уже в среднесрочной перспективе. В ближайшее время страховые компании, имеющие серьезный корпоративный сегмент, будут открывать "лайфы" под платежи работодателей по обязательной ответственности за "жизнь и здоровье" работников, затем, через два-три года, этим компаниям ничего не останется, как конкурировать за розничный рынок, предлагая продукты долгосрочного страхования. Ирина САВЕЛЬЕВА
Вся пресса за 6 февраля 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Страхование жизни
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 декабря 2024 г.
|
|
РИА Томск, 27 декабря 2024 г.
Томские суды рассмотрят дела о 13 автоподставах, ущерб – более 4,8 млн
|
|
Афанасий-биржа, Тверь, 27 декабря 2024 г.
За 9 месяцев 2024 года жители Тверской области приобрели более 583 тысяч страховых полисов
|
|
Ивановские новости, 27 декабря 2024 г.
В Иванове страховая компания требовала взыскать средства с виновника ДТП без необходимых доказательств
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 декабря 2024 г.
ДМС пришло в регионы
|
|
Казахстанская правда, 27 декабря 2024 г.
Как изменятся платежи за ОСМС в 2025 году
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Компании с госучастием нарастили расходы на ДМС в 2024 году
|
|
Доступ, Челябинск, 27 декабря 2024 г.
Челябинцев предупредили об автоподставщиках: часто используют праворульных «японцев»
|
|
ПензаИнформ, 27 декабря 2024 г.
Осужден бывший инспектор ГИБДД, помогавший депутату-нарушителю
|
|
РИА Новости, 27 декабря 2024 г.
На высокотехнологичную медпомощь дополнительно выделят 2,9 миллиарда рублей
|
|
Коммерсантъ-FM, 27 декабря 2024 г.
Автомобили укатываются со двора
|
|
Банки.ру, 27 декабря 2024 г.
Рейтинг страховых компаний. Ноябрь 2024 года
|
|
ПРАЙМ, 27 декабря 2024 г.
Эксперты рассказали, что ждет страховщиков в новом году
|
|
Правда УРФО, Екатеринбург, 27 декабря 2024 г.
Убытки «Транснефти» исключают из конфликта «РИ-Инвест» со страховыми, а управляющая требует проценты с «Россетей»
|
|
Российская газета, 27 декабря 2024 г.
Конституционный суд уточнил нормы споров страховщиков и граждан
|
|
74.ru, Челябинск, 27 декабря 2024 г.
«Мошенники у вас работают свободно». Страховщики назвали причину частых автоподстав в Челябинске
|
26 декабря 2024 г.
|
|
Гарант.ру, 26 декабря 2024 г.
В России появится система гарантий при страховании жизни
|
|
КомиОнлайн, Сыктывкар, 26 декабря 2024 г.
64 процента российских автомобилистов предпочитает дистанционное урегулирование убытков по ОСАГО
|
 Остальные материалы за 26 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|