Полит.ру,
31 марта 2021 г.
Банк навязал страховку или скрыл условия по кредиту? Это мисселинг 541 просмотр
Мисселинг – это «нечистоплотные» методы продаж. Навязывая заведомо невыгодную услугу, сотрудники финансовой организации не обманывают вас – просто утаивают существенную информацию. Центробанк проводит контрольные закупки, выпускает требования и инструкции для страховых компаний и их агентов, в том числе банков, но, похоже, мисселинг неистребим.
Что нужно знать о мисселинге
Мисселинг – это когда вас намеренно вводят в заблуждение и пытаются продать не тот товар или услугу, за которыми вы пришли. Это может случиться не только в банке, но и в страховой компании, брокерской фирме, негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании паевого инвестиционного фонда.
Так, у Евгении закончился срок действия карты, и она пришла в банк получить новую. Сотрудница банка предложила ей открыть сберегательный счет с высокой доходностью, который впоследствии оказался и не счетом вовсе.
«Менеджер Валентина, увидев, что на счету у меня определенная сумма, начала уговаривать перевести часть денег на сберегательный счет на шесть месяцев, мотивируя это тем, что пока деньги лежат – хотя бы принесут прибыль. Менеджер сообщила, что я могу вывести их в любой момент без потерь, только не получу проценты. Она даже назвала сумму, которую я получу через полгода, – плюс 24 тысячи. Я несколько раз переспросила ее о рисках, скрытых комиссиях и условиях расторжения договора. Получалось все чудесно – деньги полностью застрахованы, я в любой момент могу вернуть всю сумму, либо по прошествии 6 месяцев забрать ее плюс 24 тысячи, – поделилась Евгения своей историей в группе Black List в фейсбуке, где можно пожаловаться на мошенников и недобросовестных поставщиков услуг. – Глядя на падение рубля, я решила вывести свои деньги со сберегательного счета. Каково же было мое удивление, когда мне сказали, что я могу забрать на 20 тысяч меньше. Оказалось, что это не сберегательный счет, а какие-то акции госкомпаний, которые, естественно, сильно упали».
В январе–июне 2020 года в Центробанк поступило 1,3 тыс. жалоб на мисселинг, сообщается на сайте регулятора. Больше половины из них (51,6%) связаны с полисами инвестиционного страхования жизни (ИСЖ).
Самая распространенная история, когда пожилой человек приходит в банк, чтобы открыть вклад, а сотрудники предлагают ему «более доходный вариант» – который впоследствии оказывается не вкладом, а полисом ИСЖ. Да, доходность действительно может оказаться выше, но о рисках клиента не ставят в известность – не объясняют, что процент не гарантирован, а вложения не попадают в систему страхования вкладов. Задача сотрудника банка – продать продукт и получить свою комиссию, поэтому о таких важных нюансах, как гарантии доходности по полису ИСЖ, зачастую умалчивают.
Другой случай, когда клиент оформляет долгосрочный договор накопительного страхования жизни (НСЖ), но его «забывают» предупредить о необходимости регулярных взносов. Если у страхователя нет возможности регулярно пополнять счет, он потеряет свой взнос, потому что пропускать срок платежей нельзя – это грозит штрафами, а иногда и расторжением договора без возврата уже вложенных денег.
Еще один пример. Предлагая услуги брокерского обслуживания, в частности, по открытию индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) типа «А», сотрудники банка или брокерской конторы обещают клиенту, что он сможет вернуть 13% от суммы, которую он внесет на ИИС в течение года. По условиям ИИС первого типа, сумма, от которой будут рассчитаны эти 13%, не может превышать 400 тысяч рублей, то есть максимально клиент сможет вернуть 52 тысячу рублей в год. Сотрудники банка гарантируют ему получение этих денег, забывая уточнить важный момент – по этому типу вычета государство возвращает деньги, которые вы заплатили ему в качестве подоходного налога за год. Соответственно, сумма налогового вычета не может превышать сумму подоходного налога, который вы отдали государству. Если вы, например, работаете в «серую», или имеете минимальную заработную плату, или на пенсии, на эти деньги рассчитывать не стоит.
Управляющий российским филиалом финансового сервиса FInancer.com Давид Шарковский среди видов мисселинга также называет некорректную информацию по ставке при оформлении кредита. «Я говорю об одобренной заявке, в которой указывается так называемая «номинальная ставка», а «эффективная» (со всеми надбавками) замалчивается. В итоге клиенту говорят: «Вам одобрен кредит под 8%», а в договоре он видит цифры – 11% - 15%», – отметил Давид Шарковский в комментарии Полит.ру.
Финансовый советник Владимир Верещак рассказывает, что мисселинг встречается также, когда речь идет о брокерских услугах. «К примеру, вам рассказывают только о тех ценных бумагах, которые за последний год выросли на 20-30% и более. Такое действительно случается. Но доход, полученный в прошлом, не является гарантией получения дохода в будущем. А у потенциального клиента создается впечатление, что и он заработает много, вложив деньги прямо сейчас. Могут также склонять человека к более частому совершению сделок с ценными бумагами. За каждую сделку клиент платит комиссию вне зависимости от финансового результата. В совокупности за длительный промежуток времени такие издержки существенно снижают итоговую прибыль», – пояснил Владимир Верещак в комментарии Полит.ру.
Как не дать ввести себя в заблуждение
Самый очевидный совет – внимательно читать договор, перед тем как его подписать. Директор Центра финансовой культуры Елена Феоктистова также предлагает задавать прямые вопросы консультанту. Например, какой процент вы получаете, продав мне этот товар или услугу?
«Центробанк ведет активную борьбу с мисселингом и результатом стало, в частности, обязанность страховых агентов и консультантов сообщать покупателю размер процента, который он получит, продав вам страховой продукт», – поясняет юрист.
Если вам предлагают финансовый инструмент, попросите указать риски или существенные условия, которые могут помешать в получении дохода, который вам обещали, добавляет Елена Феоктистова в комментарии Полит.ру.
Если речь идет о кредите, Давид Шарковский советует заранее попросить график платежей и изучить его в первую очередь. «Так проще понять, сколько вы переплатите, без часового сидения в обнимку с договором и калькулятором», – поясняет финансовый консультант.
В ситуации с оформлением банковских карт Давид Шарковский предлагает в тот же день зайти в онлайн-кабинет и внимательно посмотреть, какие услуги подключены. «Хорошо, что в большинстве случаев дополнительные услуги отображаются, и их можно отключить, если они вам не нужны, – добавляет финансовый консультант. – Например, моя сестра оформила кредитку, а через пару лет узнала, что за это время у нее списали около 20 тысяч рублей – “в никуда”. Когда позвонила в банк, выяснила, что ей автоматически подключили страхование кредитки, хотя она ничего не подписывала».
Если вы уже стали жертвой мисселинга
По закону о защите прав потребителей человек должен получить полную информацию о товаре или услуге перед их покупкой. Тем не менее, в случае с покупкой финансового продукта доказать что-то будет нелегко. Скорее всего, вам укажут на то, что «надо было внимательно читать договор».
Если вы подписали договор, отказаться от навязанной услуги будет сложно, но попробовать можно, полагает Давид Шарковский. Например, если речь идет о страховке по кредиту, согласно действующему законодательству, заемщик вправе оформить отказ в течение 14 дней после оформления ссуды, если полис не является обязательным.
«Период охлаждения в 14 дней действует также для любых потребительских кредитов, кроме ипотеки. Если нужен был депозит, а позже, внимательно прочитав договор, вы поняли, что это нечто иное – смело отказывайтесь. Закон о защите прав потребителей работает одинаково и в продуктовом магазине, и в банке, и в салоне красоты», – рассказала региональный руководитель Национального центра финансовой грамотности Нина Култышева Полит.ру.
«Если речь о других платных услугах, иногда помогает оставить отзыв, например, на сайте Банки.ру. Не все, но многие банки мониторят ситуацию и стараются не портить свой имидж, – советует Давид Шарковский. – Если потери приличные, консультация юриста будет не лишней».
Еще один вариант – обратиться к финансовому омбудсмену. Это институт, созданный в России несколько лет назад для решения финансовых споров между гражданами и финансовыми организациями. «Важно чтобы это произошло не спустя годы, когда договор уже закончился и обнаружилось, что обещанная доходность не достигнута, но иные страховые услуги были использованы. Желательно прочитать подписанный договор и убедиться, что он устраивает в течение двух недель», – отмечает заведующий кафедрой ипотечного жилищного кредитования и финансовых инструментов рынка недвижимости Финансового университета Александр Цыганов в комментарии Полит.ру.
Бороться с финансовыми институтами сложно, но это не повод опускать руки, полагает Елена Феоктистова. «Важно собрать доказательства того, что вас ввели в заблуждение. Обращайтесь с претензиями в Центробанк или в суд. Ищите других пострадавших – социальные сети вам в помощь. Если найти союзников, вашу жалобу рассмотрят», – уверена юрист.?
Центробанк и участники финансового рынка стараются бороться с мисселингом. Всероссийский союз страховщиков принял профессиональный стандарт для продаж полисов страхования жизни, а регулятор выпустил требования к страховым компаниям и их агентам, в том числе банкам.
«Сейчас обсуждаются новые правила, по которым продавец, навязавший ненужную страховку, будет обязан рассмотреть заявление клиента в ускоренном порядке, расторгнуть договор и вернуть страховую премию. Все эти операции будут происходить онлайн, без необходимости личного присутствия клиента в офисе. Также Центробанк разработал четкие инструкции относительно того, какие случаи считать мисселингом», – рассказал генеральный директор финансовой онлайн-платформы Webbankir Андрей Пономарев в комментарии Полит.ру.
Формально мисселинг не нарушает закона, но это недобросовестная практика. Однако, насколько успешно можно бороться с этим явлением запретами и правилами, когда от выполнения плана продаж напрямую зависят заработные платы сотрудников финансовых организаций?
Ольга САВИНА
Вся пресса за 31 марта 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование, Страхование жизни, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|