Portnews,
27 апреля 2021 г.
«Осторожный судовладелец не экономит на страховании» 365 просмотров
Как повлияла пандемия на рынок морского страхования? Каковы наиболее частые причины страховых случаев с участием компаний морского транспортного сектора? Каковы тенденции в сфере морского страхования? На эти и другие вопросы ИАА «ПортНьюс» отвечает Александр Шевченко, начальник отдела морского страхования компании «Росгосстрах» - одной из крупнейших по масштабам (присутствию в регионах), собранным страховым премиям, активам и резервам страховых организаций России.
- Александр, расскажите, что сейчас происходит на рынке морского страхования? Как на нем отразилась пандемия? Намерен ли «Росгосстрах» укреплять свои позиции в этом виде страхования?
- Рынок морского страхования переживает непростые времена, как и вся глобальная экономика в целом. Из-за периодических локдаунов почти во всех странах интенсивность эксплуатации флота снизилась: упал объём грузоперевозок, пассажирские линии и туристические маршруты останавливали свою деятельность на продолжительный срок. Эти факторы повлияли на способность судовладельцев оплачивать страховые премии. Из-за перерывов в деятельности и отсутствия фрахта, многие компании были вынуждены расторгнуть заключенные в 2020 году договоры страхования.
«Росгосстрах», как и ранее, намерен оказывать своим партнёрам качественные услуги по страхованию их судов и ответственности.
- Страхует ли «Росгосстрах» зарубежные суда? Какова доля иностранных судов в вашем портфеле?
- «Росгосстрах» активно страхует зарубежных судовладельцев. Точную долю иностранных судов в портфеле назвать сложно, поскольку обычно мы участвуем в состраховании флотов с небольшими долями. Но если считать в единицах судов, которые застрахованы с нашим участием, то это немногим менее 50% всех застрахованных в «Росгосстрахе» судов.
- Как вы охарактеризуете рынок российского водного транспорта? Активно ли российские судовладельцы страхуют суда?
- Рынок российского водного транспорта вполне сопоставим с зарубежным, с некоторыми особенностями: несмотря на развернутую в последнее десятилетие государственную программу по обновлению флота, доля возрастных судов в РФ выше, чем в европейских странах.
При этом, российские судовладельцы в морском флоте ответственно подходят к страхованию своих основных фондов: остаться без «кормильца», занимать или «вынимать» из оборота деньги на непредвиденный аварийный ремонт или покупку судна взамен повреждённого или погибшего - непозволительная роскошь в наше сложное время.
В речном флоте, к сожалению, уровень проникновения страхования крайне низкий. Каско практически не страхуется — если, конечно, речь не идет о залогах и лизингах, гражданская ответственность страхуется в минимальном объеме. Если говорить упрощённо, всё это приводит к тому, что потенциально большой рынок с довольно серьезными рисками не в состоянии собрать средств, достаточных для покрытия относительно крупных возможных убытков.
- Каков у вас уровень убыточности? Какие самые крупные убытки произошли в последний год-два? Как быстро вы их урегулируете?
- Коэффициент убыточности нетто — то есть отношение понесенных убытков к заработанной премии, у нас составляет 69,8%. Вообще же уровень убыточности в морском страховании в мире традиционно высок. В редкие годы он опускается ниже 90% в среднем по рынку. Если по итогам года убыточность в компании составила 50-70%, такой год считается удачным.
У наших клиентов были в 2020 году достаточно крупные страховые события, в том числе в связи с пожарами и машинными поломками. Некоторые из них нами уже урегулированы. По некоторым процесс урегулирования продолжается. Скорость урегулирования зависит от сложности страхового случая, сроков восстановления судна, споров с третьими сторонами и прочих факторов. Размер убытка не всегда является основанием для продолжительного процесса урегулирования. Например, ущерб в связи с гибелью судна обычно возмещается гораздо быстрее, чем ущерб в связи с серьезным повреждением судна, так как процесс восстановления, анализа повреждений, анализа расходов и т.п. довольно продолжителен во времени. При гибели судна во многих этих действиях уже нет нужды.
- Какие самые распространенные причины страховых случаев? Ошибки экипажа, неисправности на судне, погодные условия?
- Сложно выделить самые распространенные причины. Всё понемногу вносит свой вклад в статистику. По оценке моих коллег, в прошедшие несколько лет самые распространенные аварийные происшествия приходились на поломки машин и оборудования и составляли более 40% случаев. Ошибки экипажа занимали второе место в этом списке. Хотя, конечно, практически всегда за машинными поломками стоит человеческий фактор — будь то ошибки моряков или скрытые дефекты.
Более редкие убытки — это пожар и посадка на мель. Но именно они оборачиваются самыми серьезными финансовыми последствиями, поскольку зачастую приводят к гибели судна.
В 2019 году произошло сразу несколько крупных пожаров, которые оказали влияние на результат крупнейших страховых компаний. Были взрывы, посадки на мель, столкновения — жизнь полна опасностей. Поэтому осторожный судовладелец не экономит на страховании.
- Можете дать прогноз рынка морского страхования на этот год?
- Очень надеемся, что экономика в целом начнет оправляться от потрясений пандемии. Будет фрахт, будут контракты, будут оживать туристические маршруты, а, значит, флот будет страховаться и платить премии. Мы рассчитываем на восстановление и рост. По крайней мере, планы по сборам были утверждены оптимистичные, т.е. отражающие рост показателей.
- Являются ли пандемические ограничения форс-мажором и страховым случаем? Какие здесь есть нюансы?
- Для страховщиков ответственности «карантинные расходы» всегда являлись рядовым риском, стандартно включенным в покрытие, при этом редко реализуемым. Однако масштабы пандемии перевели этот риск в разряд «экстремально вероятных» и для защиты страховщиков от вала претензий, рынок отреагировал внесением в полисы оговорок, исключающих последствия пандемии.
С правовой точки зрения, проявления пандемии коронавируса уже нельзя считать форс-мажорным обстоятельством, так как они не отвечают критерию непредсказуемости – весь мир уже привык жить и работать в условиях карантинных ограничений. Эти ограничения и санитарные требования, призванные сдержать распространение эпидемии, привели к существенному росту расходов судовладельцев, при этом большая часть таких расходов (на обеспечение средствами индивидуальной защиты, тестирование, смену экипажа) относится к операционной деятельности судоходной компании и, соответственно, не может компенсироваться страхованием. С другой стороны, расходы, вызванные непосредственно заболеванием людей на борту, могут быть застрахованы — всё зависит от условий договора страхования.
- Сотрудничаете ли вы с P&I клубами?
- Для страхования рисков P&I Росгосстрах использует собственную емкость, обеспеченную договором облигаторного перестрахования с синдикатами Ллойдс и ведущими участниками европейского перестраховочного рынка. Поэтому поводов для сотрудничества с P&I Клубами у нас нет.
- Расскажите о ситуации на мировом рынке морского перестрахования.
- В этом году, как и в предыдущие, сохраняется тенденция роста тарифов и подъёма страховых премий. По крайней мере, облигаторное перестрахование в этом году подорожало.
То же самое мы видим на международном рынке прямого страхования. Возобновление договора на условиях прошлого года практически нереально, не говоря уже о скидках за безубыточность. В лучшем случае, безубыточный судовладелец может рассчитывать на небольшой рост премии в 5-7%. Убыточный судовладелец может столкнуться и с кратным увеличением стоимости страхования.
- Какие основные ошибки делают судовладельцы при оформлении страховых случаев?
- Вообще, при работе с качественным страховщиком судовладельца не должны волновать ошибки при оформлении страховых случаев. Хороший страховщик не ищет повода отказать в возмещении, придираясь к ошибкам оформления. Хороший страховщик помогает судовладельцу найти оптимальное решение и избежать чрезмерных затрат. А судовладелец, в свою очередь, должен предпринимать те действия, которые защищают и его интересы, и интересы страховщика.
Важная обязанность страхователя – известить страховщика о возможном страховом случае как можно скорее. Это позволяет страховщику назначить для расследования обстоятельств происшествия своего представителя: сюрвейера или корреспондента. Чем раньше эти специалисты подключатся к урегулированию, тем меньше вопросов будет к страхователю впоследствии: они подскажут, какие документы необходимо собрать, какую организацию выбрать для аварийной буксировки или ремонта и вообще, как действовать в той или иной ситуации.
Вся пресса за 27 апреля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Игроки, Морское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|