Данные опросов потребителей и экспертов об отношении к страхованию.
Ревизор,
15 марта 1996 г.
Страхование глазами россиян 1952 просмотра
Страхование в нашей стране — дело недостаточно изученное. Причем как потенциальными клиентами, так и самими страховщиками. Поэтому ответы на вопросы о шансах на процветание страхового бизнеса в России, о причине непопулярности страховых услуг и т.п. волнуют как профессионалов, так и потенциальных клиентов.
Знают ли россияне о страховании?
В ходе исследования были опрошены несколько тысяч российских граждан. Среди них 43 % — люди старше 50 лет, а 20 % — моложе 25 лет. 46 % респондентов оказались мужчинами, следовательно, преобладало характерное для нашей державы женское большинство (54 %). 13 % опрошенных — люди рабочих профессий, 21 % — пенсионеры и студенты, 1 % заполнивших анкеты — безработные или нетрудоспособное население, а 35 % занимают достаточно высокое социальное положение.
Респондентов спросили, приходилось ли им что-либо страховать и, если да, то сколько раз. Оказалось, что 57 % никогда не прибегали к услугам в этой сфере, 43 % ответили «да», и некоторые из них сделали приписку: «раньше постоянно». Как выяснилось, теми, кто что-либо страховал или страхует, движет «потребность обезопасить себя от финансовых потерь». Многие утверждают, что «страхование — это формальность, необходимая для достижения целей, не связанных с данным видом услуг». Некоторые ответили, что «обращаться к страховщикам вынуждали партнеры или условия контракта». Интересно, что подавляющее большинство респондентов что-либо страховали один-два раза в жизни и лишь 6 % делают это постоянно. Наиболее популярны среди страховщиков были «Росгосстрах», «Подмосковье» (входит в систему Росгосстраха), «АСКО», «Налко», «Астроваз», «Надежда», «Полис Карт». Страхуют потребители в основном автотранспорт, различное имущество, себя и детей от несчастных случаев и то, что «дается один раз», — жизнь.
Самый распространенный ответ на вопрос: «Какая доля Ваших доходов уходит на страхование?» — «Менее одного процента». Максимально отпускаемое количество средств — 16 %.
В причинах непопулярности страховых услуг в России респонденты на первое место поставили формулировку «ненадежность страховых компаний», далее — «недостаточная информированность населения об этом виде услуг», «отсутствие страховой грамотности в среде потенциальных потребителей страхования», «негативные примеры в практике страхования», «недоступность для страхователей информации о финансовой устойчивости страховых компаний», «срабатывает стереотип «обязаловки», укрепившийся в сознании со времен «Госстраха», «отсутствие денежных средств для оплаты полиса», «экономическая нецелесообразность страхования в условиях рублевой инфляции», и менее всего потенциальные страхователи склонны думать, что «в России отсутствует потребность в страховании».
На вопрос «Возникало ли у Вас когда-нибудь сожаление о том, что Вы не прибегли к услугам страховых компаний» 21 % ответили «да», 17 % затрудняются ответить и 62 % сказали «нет». Зато из ответивших утвердительно на многих анкетах была приписка «неоднократно».
Наиболее всего информирован российский потребитель о следующих компаниях: «Росгосстрах», «Ингосстрах», «Налко», «Подмосковье», «Стинвест» (входит в систему Росгосстраха), «РОСНО», «Россия», «Защита», «Дина».
73 % опрошенных хотели бы, чтобы в России существовала такая же развитая система страхования, как на Западе, 16 % не имеют собственного мнения по этому вопросу и 11 % этого не хотели бы.
В анкету преднамеренно был включен вопрос, предполагающий знание специфики страхового дела: «Знаете ли Вы, что такое перестрахование?» 79 % опрошенных не знают, что это такое. Разумеется, это свидетельствует о недостаточной информированности населения о нюансах страхования.
«Если бы Вам предложили подарок — страховой полис на солидную сумму, — какой вид страхования Вы бы предпочли?» — спросили у предполагаемых страхователей. Предпочтения были самые разные: страхование жизни от несчастных случаев, страхование имущества от огня и других опасностей, страхование автотранспорта, страхование гражданской ответственности, иные виды.
Полученные результаты свидетельствуют: страхование в нашей стране для многих terra incognita. Остается надеяться, что профессионалы смогут объяснить все достоинства страхования и сделать этот вид услуг популярным.
Что думают о страховании профессионалы?
Было опрошено несколько сот человек, причем не только сотрудников московских компаний, но и страховщиков из Самары, Челябинска, других российских городов. Результаты, хотя и не претендуют на общенациональное исследование, представляют мини-картину состояния страхового бизнеса в России и взгляд профессионалов на сферу своей деятельности.
Считают ли профессионалы, что страховой рынок России уже сложился? — «Да!» — утверждают 29 % опрошенных, 4 % ответили «не совсем», пояснив, что, по их мнению, рынок сложился лишь в некоторых отраслях страхования. 67 % респондентов заявили, что так не считают. По данной проблеме был сделан также прогноз: после «открытия границ» для западных компаний структура страхового рынка России сильно изменится.
На вопрос: «Является ли сотрудничество с западными компаниями взаимовыгодным?» подавляющее большинство ответили утвердительно (81 %), 3 % затрудняются сказать и 16 % полагают, что это «выбрасывание денег». Интересны комментарии по данной проблеме: «России выгодно сотрудничество только в информационном плане и методике организации работы», «Выгодно потому, что происходит интеграция в мировой рынок», «Сотрудничество перспективно только в области перестрахования», «Каждый конкретный случай совместной деятельности надо рассматривать отдельно», «На данном этапе говорить о сотрудничестве рано», «В большинстве случаев сотрудничество выгодно прежде всего для западных компаний», «Не выгодно потому, что мы не знаем законов иностранных государств».
Страховщиков попросили сделать прогноз. «Считаете ли Вы, что страховому рынку России грозят потрясения, аналогичные банковскому?» — спросили респондентов. Оптимистами оказались 26 %. «Возможно», — ответили 15 %. А 59 % предполагают грядущие потрясения.
Профессионалы по-разному аргументируют свою точку зрения: «Потрясения страхового рынка могут быть вызваны исключительно кардинальными изменениями страхового законодательства», «Потрясения неминуемы потому, что велика спекулятивность в данной сфере, много нарушений», «Потрясения страхового рынка возможны, так как в России велика экономическая нестабильность и политическая неопределенность», «Потрясения возможны: страховщики недовольны руководством Росстрахнадзора», «Возможны потому, что Россия не знает, что такое настоящее страхование», «Грозит банкротство компаний с высокорискованным инвестиционным портфелем», «Все зависит от действий правительства» и т.д.
Страховщики не выделили наиболее перспективного вида страхования и называли «выгодными» все виды: от личного и имущественного страхования до страхования ответственности и перестрахования.
Наиболее эффективным способом инвестирования временно свободных средств считаются государственные ценные бумаги, а также банковские депозиты. Далее следуют недвижимость, акции приватизированных предприятий, муниципальные облигации и иные виды инвестирования.
Профессионалы полагают, что для успешной работы компании наиболее необходимы: во-первых, «квалификация и опыт сотрудников», во-вторых, «хорошая репутация компании». На третье место поставили «уставный фонд». Далее: «сотрудничество со структурами власти», «роль президента фирмы», «партнеры компании», «состав учредителей», «хорошо организованная реклама», «работа отдела маркетинга». Последним в этом списке является «участие клиентов в прибыли компании», что, вероятно, свидетельствует о стремлении организовать честный страховой бизнес.
«Чем руководствуется Ваша компания, выбирая партнеров по перестрахованию?» — спросили респондентов. — Прежде всего, информацией о финансовой устойчивости компании, опытом ее работы, личными контактами, хорошей деловой репутацией, порядочностью, способностью обеспечить встречный поток предложений по перестрахованию, динамикой развития фирмы, а также интуицией.
Что сделали бы профессионалы для развития страхового рынка России на месте государственных органов? — «Должен быть перечень обязательных видов страхования и сняты ограничения для участвующих компаний», «Необходимо усовершенствовать законодательную базу страховой деятельности», «Включить страховые взносы в себестоимость», «Снизить налоги на прибыль страховых компаний», «Учить всех желающих работать в области страхования», «Предусмотреть защиту интересов и предоставить большие права клиентам», «Открыть доступ западным компаниям на Российский рынок», «Сократить сроки лицензирования», «Не мешать работать страховщикам», «Отобрать лицензии у неспособных развиваться и расширять страховой портфель», «Изменить критерии рейтинга, разделить обязательное и добровольное страхование», «Увеличить процент от прибыли, отпущенный на обязательное страхование», «Осуществить типизацию правил для всех страховых компаний», «Проводить агитацию», «Укрепить ныне существующие компании и сократить их количество».
Подводя итоги опроса, хочется заметить, что, судя по всему, у профессионалов страхового дела множество нереализованных проектов и идей. Воплотятся ли они в жизнь и будет ли процветать страховой бизнес в России?
Алена ВАНОВА
Вся пресса за 15 марта 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Исследования, Маркетинг, Общественное мнение
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|