Проблемы государственного регулирования страхового рынка в РФ.
Экономика и жизнь,
24 марта 1996 г.
Игра без правил 1981 просмотр
Решение правительства — удар по многим страховщикам.
Страховой рынок России еще молод. Однако на фоне общего кризиса (объем ВВП в 1995 году составил всего 65 процентов от уровня 1991 года), спада во многих отраслях национальной экономики, успехи в развитии страхования можно оценить как весьма значительные.
В период 1992-1995 годов существенно возрос объем страховых услуг. В 1995 году в сопоставимых ценах данная сфера практически вышла на уровень предкризисного 1991 года, а качество и набор услуг, предоставляемых крупнейшими страховщиками, соответствует европейскому уровню. В последние годы неизменно возрастает доля страхования в ВВП (с 0,53 процента в 1991 году до 1,32 процента в 1995 году), постоянно растет сумма, затраченная каждым жителем страны на страхование. Таким образом, страховой рынок — динамично развивающийся сектор экономики.
В то же время страхование — это не только бизнес. По своей природе оно является стабилизирующим фактором развития экономики. Неизбежные потери вследствие природных и техногенных катастроф через систему профессиональных страховщиков равномерно распределяется на все общество и не ложатся непосильной ношей на и без того тощий государственный бюджет. В этих условиях приобретает социальную значимость развитие страхового рынка, а также системы негосударственных пенсионных фондов.
Однако поспешные, не до конца продуманные действия правительства могут нанести существенный ущерб этим отраслям экономики. Так, 19 февраля 1996 года Правительством РФ было принято Постановление № 153 «О Перечне выплат, на которые не начисляются страховые резервы в Пенсионный фонд Российской Федерации» (далее — Постановление). Совершенно очевидно, данное решение вызвано тяжелой ситуацией, сложившейся в системе ПФР. По некоторым оценкам, задолженность государства составляет в совокупности около 20 процентов бюджета фонда.
В Постановлении говорится, что в числе прочих страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не начисляются на страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией в пользу работников по договорам обязательного государственного личного страхования. Упоминаний о других страховых взносах нет. Можно сделать вывод: на все другие страховые платежи, осуществляемые организацией в пользу работников, страховые взносы в Пенсионный фонд РФ начисляются.
Более того, 11 марта 1996 года отделением Пенсионного фонда по Москве были даны разъяснения о порядке применения Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд. В п. 14 разъяснений совершенно определенно говорится: «Руководствуясь Перечнем, следует с 01.01.96 г. взимать страховые взносы с выплат, начисленных работнику из средств организации, в частности, с таких, как: (подп. 14.3) «Страховые платежи (взносы), уплачиваемые организацией в пользу работника по договорам личного, имущественного и иного добровольного страхования, в т.ч. в страховые компании и негосударственные пенсионные фонды для страхования, в т.ч. дополнительного пенсионного страхования (обеспечения)».
Правительство пытается решить проблему задолженности во многом за счет страховщиков, подчищая под гребенку все что можно и нельзя. Но и этого мало: Постановление имеет обратную силу. Решение было подписано 19 февраля, а вступило в силу с 1 января 1996 года. Где логика?
Непонятно также и то, почему для решения названной выше проблемы правительство в жертву сиюминутным интересам, имеющим пусть и социальную значимость, приносит перспективы развития негосударственных субъектов рынков страхования и дополнительного пенсионного обеспечения. К каким же последствиям приведет выполнение данного Постановления?
Поскольку предприятие обязано будет платить страховые взносы в Пенсионный фонд со всех страховых платежей по договорам страхования, заключенных в пользу работников, такое страхование становится для предприятий экономически невыгодным. Например, предприятие заключает договор страхования личного имущества своих сотрудников. Согласно вышеуказанному Постановлению предприя¬тие должно заплатить страховой взнос в Пенсионный фонд в размере 28 процентов от суммы платежа на каждого сотрудника. Но какая связь между Пенсионным фондом РФ и страхованием личного имущества работников предприятия?
Другой пример. Хорошо работающее предприятие (выпускающее нужную потребителям продукцию) решило застраховать своим сотрудникам дополнительную пожизненную пенсию. Средства для этого берутся из прибыли, то есть после расчета с бюджетом и внебюджетными фондами по налогам и начислениям, в том числе после уплаты страховых взносов в ПФР, начисленных на фонд оплаты труда. Согласно же Постановлению предприятие должно со страховых взносов еще раз (!) сделать начисления в Пенсионный фонд. Ситуация близка к абсурду.
Кроме того, отсутствует экономическая обоснованность начисления взносов в Пенсионный фонд с платежей предприятия по договорам страхования в пользу своих работников. Ведь согласно действующему законодательству при исчислении пенсии учитывается соответствующий среднемесячный доход. Величина страховых платежей на размер пенсии никак не влияет.
Сам факт принятия Постановления правительства позволяет сделать ряд выводов.
Во-первых, в стране отсутствует федеральная программа (концепция) развития национального страхового рынка. А следовательно, отсутствует и механизм экспертизы всех принимаемых государством нормативных актов, связанных со страхованием. Думается, что основным его звеном мог бы стать Экспертный совет по вопросам страхования при Правительстве РФ. Ни один документ, связанный со страхованием, не должен приниматься без заключения профессионалов-страховщиков, компетентных в области страхования. Необходимо скорейшее создание единого Союза страховщиков России и лоббирование в государственных органах власти интересов страховщиков.
Во-вторых, последствия принятия Постановления будут болезненными для российского страхового рынка. Основная масса (порядка 60 процентов) договоров страхования в России (по объему поступающей страховой премии) приходится на коллективное страхование. С принятием указанного Постановления эта форма страхования становится экономически невыгодной. А ведь страхование от несчастных случаев, имущественное страхование, добровольное медицинское страхование, долгосрочное страхование жизни, в том числе и пенсионное — это тоже социальная защита наших граждан.
Складывается парадоксальная ситуация: государство сегодня не в состоянии обеспечить социальную защищенность своих граждан в полном объеме. Целесообразным было бы развитие рыночных инструментов социальной защиты населения, основой которой является страхование и система негосударственных пенсионных фондов. Но государство вольно или невольно разрушает формирующийся страховой рынок России, не предвидя того, что защита имущественных интересов граждан и восполнение материальных потерь в результате чрезвычайных событий ляжет тяжелым бременем на и без того дефицитный государственный бюджет. В зарубежных же странах эти проблемы решают страховые компании.
Преследуя сиюминутные выгоды, государство, кроме всего прочего, лишает экономику значительных инвестиций. Поскольку резервы страховых компаний, сформированные за счет страховых взносов, всегда были мощными источниками инвестиционных ресурсов.
Надеемся, что в правительстве все-таки возобладают экономическая целесообразность и здравый смысл и начнется цивилизованное развитие российской экономики и страхового рынка.
Уверены, что принятие данного Постановления не показатель целенаправленной политики по свертыванию реформ в таких социально значимых секторах экономики, как страхование и негосударственное пенсионное обеспечение, а объясняется элементарным неведением последствий принятия этого документа, что вызывает сомнения в профессиональности советников премьера правительства.
Дмитрий СУЕТИН, заместитель генерального директора «Страхового информационного агентства»
Вся пресса за 24 марта 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Тенденции, Социальное страхование
В материале упоминаются: |
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 ноября 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
Наводнения в Испании подчеркивают роль государственного перестрахования климатических рисков
|
|
Справедливая Россия, 27 ноября 2024 г.
Сергей Миронов выступил против использования старых запчастей при ремонте по ОСАГО
|
|
Newsler.ru, Киров, 27 ноября 2024 г.
В сентябре 2024 года средняя выплата по ОСАГО выросла почти на 20%
|
|
ТАСС, 27 ноября 2024 г.
Дума одобрила в I чтении совершенствование механизма сельхозстрахования
|
|
Казахстанский портал о страховании, 27 ноября 2024 г.
IRDAI призывает к увеличению прямых иностранных инвестиций в страховой сектор до 100%
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Страховщики предложили использовать б/у запчасти в авторемонте
|
|
Коммерсантъ, приложение, 27 ноября 2024 г.
Отдать в надежные руки
|
|
РИА Новости, 27 ноября 2024 г.
Минфин РФ считает важным не допустить ремонта по ОСАГО некачественными деталями
|
|
РИА Дагестан, 27 ноября 2024 г.
Эксперты рассказали о самых популярных сценариях автоподставщиков 2024 года
|
|
Авторадио, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Life, 27 ноября 2024 г.
Россиянам станет проще оформить ДТП самостоятельно
|
|
Российская газета онлайн, 27 ноября 2024 г.
Совфед одобрил закон о распространении действия полиса ОСАГО на Беларусь
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 27 ноября 2024 г.
Количество оказанных по ОМС услуг не может уменьшаться постфактум — ВС
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 27 ноября 2024 г.
Каждый четвертый краснодарец становился жертвой мошенников
|
|
СенатИнформ, 27 ноября 2024 г.
В СФ рассказали об увеличении субвенций регионам из ФОМС
|
|
Интерфакс, 27 ноября 2024 г.
Суд признал банкротом бывшего бенефициара СК «Южуралжасо» Бурякова
|
|
ГТРК Липецк, 27 ноября 2024 г.
Практика страхования виноградарских хозяйств
|
 Остальные материалы за 27 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|