Коммерсантъ,
19 мая 2021 г.
Жизнь без гарантированного дохода
1070 просмотров
Банк России пересмотрел свои требования к продаже полисов инвестиционного и накопительного страхования жизни, смягчив их первую версию. Теперь страховщики не будут обязаны обеспечивать минимальную гарантированную доходность, а период «охлаждения», когда можно отказаться от полиса без потерь, составит не два года, как опасались страховщики, а полтора месяца. Тем не менее страховщик обязан будет оправдывать название продукта и покрывать риск смерти по любой причине с момента уплаты первого взноса — заплатить 200% уплаченной ему премии или по дожитии вернуть все взносы.
ЦБ разместил на своем сайте новую версию проекта указания о требованиях к страхованию жизни. Как уже писал “Ъ”, первый вариант документа появился в конце января и наделал немало шума на рынке — страховщики уверяли, что излишнее ужесточение правил продажи и структуры продукта схлопнет сегмент страхования жизни с годовыми сборами в 430,5 млрд руб. Тогда ЦБ настаивал на двухлетнем периоде отказа от таких договоров без потери взносов, минимальной гарантированной доходности по полисам накопительного и инвестиционного страхования жизни (НСЖ и ИСЖ) и т.п. (см. “Ъ” от 26 января).
Теперь же, после консультаций с рынком, регулятор к облегчению страховщиков убрал положение о минимальной гарантированной доходности по таким продуктам. Как поясняет “Ъ” собеседник на рынке, ранее компании практиковали обещание клиентам до 2% гарантированной доходности, но быстро поняли, что это требует излишнего резервирования и отрезает путь к инвестированию в высокодоходные, но рисковые инструменты. Кроме того, ЦБ теперь уточнил, что «на входе» страховщик может не брать на страхование клиентов, имеющих заболевания из перечня социально значимых, а также цирроз печени и сердечно-сосудистые заболевания. Отказывать же в выплате можно при «смерти застрахованного вследствие умысла или грубой неосторожности» и «в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (отравления)». Во всех остальных случаях страховщик должен заплатить по риску смерти 200% внесенных клиентом по полису выплат, а при дожитии клиента до конца срока полиса — вернуть ему все уплаченные взносы. Договор со страховщиком можно разорвать без потерь до третьего платежа, но срок между платежами не должен превышать две недели — ранее такой оговорки не было, что позволяло разрывать договор без потери взносов и на третьем году его действия.
Также ЦБ подробно описал, какая памятка должна выдаваться клиенту — например, в правом верхнем углу первой страницы (памятка для удобства потребителя будет в виде таблицы) крупными «цифрами и прописными буквами красного цвета» прописываются суммы в рублях — выплат по дожитии, инвестдохода, уплаченных премий и гарантированного дохода, если он есть. Компания обязана раскрыть и «историческую» доходность продукта за последние три года, размер агентского вознаграждения и свой процент на исполнение обязательств по договору, расчет инвестдохода и проч.— всего десять пунктов.
Как говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Виктор Дубровин, «радикализм, который был в первом варианте указаний ЦБ, ушел, и мы благодарны регулятору за то, что нас слышат». Однако, по его словам, нынешняя версия все равно усложнит продажи долгосрочных полисов и изменит бизнес-процессы страховщиков (в частности, комиссию агентам они смогут выплатить только через полтора месяца после заключения договора), а количество информации, выдаваемой клиенту, затормозит интерес потребителей, которые могут посчитать, что такие продукты — это слишком сложно. Требование же ЦБ возвращать клиенту 100% вносов по окончании срока действия договора, по словам господина Дубровина, не учитывает плату страховщику за риск — в долгосрочных договорах (до 30 лет) она может доходить до 10% от всех взносов клиента.
Страховое лобби надеется продолжить дискуссии с регулятором по проекту.
Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 19 мая 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регулирование, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
4 марта 2025 г.

|
|
Московский комсомолец, 4 марта 2025 г.
Полис в квадрате

|
|
Ульяновская правда, 4 марта 2025 г.
Убытки по ОСАГО жители Ульяновской области могут урегулировать онлайн

|
|
ТАСС, 4 марта 2025 г.
В РФ предложили ввести страхование электросамокатчиков по аналогии с ОСАГО

|
3 марта 2025 г.

|
|
За рулем, 3 марта 2025 г.
Более 800 машин такси Подмосковья теперь не могут выехать на дорогу

|
|
Доктор Питер, 3 марта 2025 г.
Что делать, если вам отказывают в госпитализации по скорой, объяснили страховщики

|
|
Южноуральская панорама, Челябинск, 3 марта 2025 г.
На Южном Урале впервые за последние годы застраховали 22 тысячи гектаров посевов

|
|
Фонтанка.ру, Санкт-Петербург, 3 марта 2025 г.
Бизнес Петербурга и Ленобласти на четверть увеличил инвестиции в рекламу

|
|
Аргументы и факты-Тюмень, 3 марта 2025 г.
На дорогах Тюменской области погибли медведи, косули и кабаны

|
|
Sostav.ru, 3 марта 2025 г.
Игорь Соломатин возглавил дирекцию маркетинга и коммуникаций СОГАЗа

|
|
24.kg, Бишкек, 3 марта 2025 г.
ОСАГО. Когда могут повысить стоимость полиса в Кыргызстане

|
|
Вестник, Сургут, 3 марта 2025 г.
Власти ХМАО ищут страховщика для моста через Обь и других объектов. Вопрос на десятки миллионов

|
|
Дума ТВ, 3 марта 2025 г.
Аксаков заявил, что уже десяток страховых компаний изъявили желание работать в новых регионах

|
|
Парламентская газета, 3 марта 2025 г.
Сенатор Яцкин: Закон о запрете навязывания допуслуг могут принять до конца весенней сессии

|
|
КомиОнлайн, Сыктывкар, 3 марта 2025 г.
Евгений Уфимцев: в 2025 году использование искусственного интеллекта должно стать стандартом в процессах ОСАГО

|
|
RB.ru, 3 марта 2025 г.
Подорожание медицинских услуг в России достигло 50%

|
|
Tazabek, Бишкек, 3 марта 2025 г.
Минэкономики предлагает предоставлять 50% скидку на госпошлину при сделках с недвижимостью при наличии договора страхования помещений

|
|
МК в Орле, 3 марта 2025 г.
На Орловщине суд отказал страховой компании в возмещении ущерба в порядке регресса

|
 Остальные материалы за 3 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|