mind.ua,
7 июля 2021 г.
На страховом рынке началась чистка
528 просмотров
6 июля Нацбанк аннулировал лицензии страховой компании «Международная СК», а четырьмя днями ранее из Моторного (Транспортного) Страхового Бюро были исключены «Международная СК» и СК «Глобал Гарант». Страховщики считают, что это только первые из множества компаний, которые покинут рынок в ближайшие несколько лет. Mind разбирался, почему так происходит и к чему стоит готовиться «выжившим» игрокам.
Почему страховые «схлопываются»? Причин для закрытия компаний – несколько. Основная – нормативы платежеспособности, которые вступили в силу еще в 2018 году, но из-за переходных периодов и отсрочек начали регулироваться уже после «сплита», когда страховой рынок переподчинили Нацбанку. У компаний было несколько лет, чтобы подготовиться к проверкам, продаться, принять решение об уходе с рынка.
Часть игроков – небольшие компании – восприняли эти нормативы как нереальные для себя и начали покидать рынок.
Как объясняет Вячеслав Черняховский, генеральный директор Ассоциации «Страховой бизнес», по существующей методике резервирования почти все страховщики находятся в ситуации, когда расчет по формулам в методике приводит к значительному перерезервированию.
«Для многих игроков рынка требование иметь не менее 30 млн грн капитала (для СК по страхованию жизни – 45 млн грн. – Mind), введенное в разгар коронакризиса, стало непреодолимым барьером. Ведь каждая четвертая компания, особенно в регионах, имела оборот до 50 млн грн в год. Для таких страховщиков, которые производили выплаты на 10-20 млн грн в год, а при этом имели 25-30 млн грн совокупного резерва и запаса платежеспособности, потребовалось обеспечить еще сверх этого и 30 млн грн капитала», – рассказывает Вячеслав Черняховский.
Для компаний с оборотами в сотни миллионов или миллиарды гривен данное требование не вызвало проблем. «Мы поддерживаем действия Национального банка», – подтверждает глава одной из крупнейших компаний «Арсенал-Страхование» Сергей Авдеев.
Для небольших страховщиков исчез экономический смысл вести деятельность с такими требованиями, когда собственникам нужно создавать денежные запасы, в разы превосходящие не только годовые выплаты, но и годовые поступления платежей. И небольшие компании начали закрываться. «Некоторые из них вели деятельность десятками лет – и были вынуждены сдать лицензии и покинуть рынок», – говорит Вячеслав Черняховский.
В том числе в 2020 году и с начала 2021-го добровольно сдали или сдают лицензии компании «Мономах» (на рынке с 1993 года), «Стройполис» (на рынке с 1998-го) «Гарант-Система» (на рынке с 2001-го), «Варта» (на рынке с 1993 года) и другие.
Кому это выгодно? Глава одной из вышедших с рынка компаний, которая работала с начала 1990-х, неофициально рассказал: «Есть завышенные требования по нормативам к страховщикам. Я думаю, что это выгодно крупным игрокам, потому что региональные и маленькие игроки такой нагрузки никогда не выдержат. Если у нашей компании были обязательства на чуть более 100 000 евро, и я мог эти обязательства обеспечить перестрахованием и своими активами, то почему от меня требовали еще постоянно иметь 1,5 млн евро сверх того? Эти стартовые условия для небольших компаний недостижимы».
По словам Вячеслава Черняховского, претензий к деятельности таких страховщиков, каждый из которых работал в своем сегменте, клиенты в целом не имели, сотрудничая с ними на протяжении многих лет. «И это – только вершина айсберга. Уже сегодня в половине областных центров нет своих местных страховых, и количество таких областей растет», – рассказывает он.
Это подтверждает и Денис Ястреб, глава Национальной ассоциации страховщиков Украины: «К компаниям, которые работали на рынке по 20 лет, претензий нет. Главные вопросы возникают у рынка к участникам МТСБУ, которые имеют много обязательств перед Бюро, клиентами и другими страховщиками по регрессам».
Что ждет оставшихся? Особое внимание к уходящим с рынка страховщикам – членам МТСБУ связано с тем, что при банкротстве по их обязательствам будут платить другие компании.
Напомним, в марте Нацбанк заявил, что 46 страховщиков нарушают нормативы. А в апреле были приостановлены лицензии СК – членов МТСБУ: «Ю.Эс.Ай», «Глобал Гарант», «Ю.Би.Йа-Кооп» и «Международной СК». От них требовалось устранить нарушения и довнести капитал и резервы. Тогда «Международная СК» сразу заявила о том, что будет выходить из игры. Остальные три компании начали поиск инвесторов.
Обеспокоенность на рынке вызвала ситуация с компанией «Ю.Эс.Ай», которая в 2020 году является, согласно данным рейтинга Insurance Top, пятой по рынку ОСАГО. Полученные этой компанией премии в сегменте «автогражданки» – свыше 270 млн грн. В свою очередь «Международная СК» занимала по прошлому году 21 строку в данном рейтинге с премиями в свыше 110 млн грн.
«Учитывая солидарную ответственность, уход любой страховой компании из МТСБУ оказывает прямой эффект на игроков рынка. Уход «Ю. Эс. Ай.» может обременить остальных участников Бюро дополнительными затратами. По моим расчетам, в размере нескольких миллионов гривен на каждого», – предостерегает Дмитрий Грицута.
До момента выхода этого материала Галина Ким, возглавлявшая СК «Ю. Эс. Ай», не ответила на вопросы Mind.
На ком в итоге ответственность? Некоторые эксперты и участники рынка не склонны видеть причину происходящего лишь в «неподъемных» требованиях – и считают очистку естественной. «Проблема не в нормативах, а в том, что компании выбрали недальновидную стратегию и не просчитали свою работу в новых условиях регулирования. НБУ со своей стороны должен только контролировать качество работы компаний. Вина за уход компаний – это вопрос менеджмента», – считает Денис Ястреб.
Согласен с ним и Дмитрий Грицута, глава компании «Княжа» – одного з лидеров рынка ОСАГО. «В большинстве случаев причиной является недооценка рынка. Страхование – это очень дорогая деятельность, требующая значительного капитала для развития. Работать на этом рынке с минимальным уставным капиталом не получится», – говорит он.
При этом страховщики прогнозируют выход других игроков с рынка, считая, что процесс очистки продлится несколько лет. «В связи с ужесточением требований к активам и капиталу страховых компаний ряд членов МТСБУ уже покинули рынок, а часть компаний вынуждены будут уйти в ближайшее время. Но потребителям не следует этого опасаться, так как по обязательствам компаний-банкротов заплатит Моторное бюро», – отмечает Сергей Авдеев, глава компании «Арсенал-Страхование».
По его словам, для уменьшения рисков оставшихся членов Моторного бюро президиум МТСБУ решил увеличить дополнительные гарантийные взносы для всех компаний. В особенности это коснется страховщиков с аномальным ростом продаж и тех, кто затягивает выплаты пострадавшим.
«Есть риск, что компании продолжат уходить. С одной стороны, это будет очисткой рынка. С другой – за уход каждого члена Бюро всем остальным придется платить. Возможно, в результате мы увидим более эффективный и сильный рынок», – предполагает Дмитрий Грицута.
Людмила СЛЕПЦОВА
Вся пресса за 7 июля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, За рубежом, Регулирование, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
Коммерсантъ, 24 января 2025 г.
Сгорел торгцентр — гори и полис
|
|
Известия онлайн, 24 января 2025 г.
В России могут расширить возможности оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
«Исключит долгосрочные риски для транспортной отрасли». Эксперты оценили предложение снизить штрафы для таксопарков
|
23 января 2025 г.
|
|
Вечерняя Москва, 23 января 2025 г.
Водителям напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
|
Петербургский дневник, 23 января 2025 г.
Паспорт здоровья: как ОМС помогает петербуржцам предотвращать болезни
|
|
ТАСС, 23 января 2025 г.
Иванов: расходы из-за ЧП с мазутом должны нести страховщики
|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 23 января 2025 г.
РСА объяснил необходимость расширения тарифного коридора
|
|
Portnews, 23 января 2025 г.
Индия допустила еще одну российскую компанию на рынок страхования нефтетанкеров
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Страховые компании Китая будут инвестировать 30% премий в китайские компании - власти
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Суд продлил приостановление корпоративных прав кипрского владельца «АльфаСтрахования»
|
|
РИА Новости, 23 января 2025 г.
Жители новых регионов РФ с начала января купили более 100 тыс. полисов ОСАГО - РСА
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Варламов посетил Калифорнию и назвал проблему штата
|
|
BFM.Ru, 23 января 2025 г.
Индия расширила список компаний из России, которые могут предоставлять морское страхование танкерам
|
|
СенатИнформ, 23 января 2025 г.
Пассажиры такси при ДТП могут получить до 2 млн рублей по новой страховке
|
|
Лента.Ру, 23 января 2025 г.
Необходимость страхования смартфона оценили
|
|
Report.Az, Баку, 23 января 2025 г.
БОС возместило 967 тыс. манатов по ДТП с участием незастрахованных транспортных средств
|
|
Комсомольская правда-Беларусь, 23 января 2025 г.
Единая система автостраховки ОСАГО между Беларусью и РФ заработает с 1 апреля
|
 Остальные материалы за 23 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|