Банковское обозрение,
12 июля 2021 г.
Повторение пройденного: рынок МФО сближается с банковским 511 просмотров
Рынок микрофинансирования «дрейфует» в сторону долгосрочных займов и становится более схожим с рынком банковского потребительского кредитования, перенимая некоторые его особенности, в частности связанные с сопутствующими страховыми продуктами
Вынужденный «цифровой рывок» 2020 года ускорил переход взаимодействия финансовых компаний и их клиентов в онлайн-каналы. Три четверти PDL-займов (Pay Day Loans — займы «до зарплаты») в конце 2020 года выдавались онлайн, тогда как годом ранее этот показатель составлял 68%, отмечает в своем обзоре Банк России. По мере роста технологичности МФО и развития дистанционных каналов доля онлайн-займов будет продолжать расти. Так, в конце мая Банк России сообщил, что ряд МФО подключились к инфраструктуре «Цифрового профиля гражданина», который позволяет взаимодействовать с клиентами через портал госуслуг. Это даст МФО дополнительные возможности в сферах идентификации клиентов и оценки кредитного риска при выдаче онлайн- и офлайн-займов.
Несмотря на «коронавирусные» ограничения и временное закрытие прошлой весной большинства офисов МФО, портфель микрозаймов по итогам 2020 года увеличился на 18% год к году, до 249 млрд рублей, отмечает ЦБ. Общее количество заемщиков по действующим договорам микрозайма выросло на 9% год к году, до 12,4 млн.
При этом качество портфеля остается на приемлемом уровне. Доля просроченной задолженности на 90 дней и более в совокупном портфеле МФО за год выросла с 28 до 28,9%. В течение 2020 года доля «просрочки» 90+ поднималась выше 30%, но во второй половине года, с восстановлением экономической активности, платежная дисциплина улучшилась. По данным исследования группы QIWI, многие МФО во время пандемии были вынуждены ужесточить требования к заемщикам и изменить свои скоринговые модели, вследствие чего выросло число отказов в микрозаймах. При этом до трети клиентов МФО впервые обратились за микрозаймами именно в пандемию.
Качество заемщиков микрофинансовых компаний постепенно повышается. В МФО приходит «банковский» клиент. Этому способствует изменение регуляторного ландшафта — с начала прошлого года начали действовать повышенные требования к сегменту PDL. Структура портфелей микрофинансовых компаний в прошлом году перераспределялась в сторону более «длинных» займов. По итогам года объем выданных займов в сегменте IL (Installments — потребительские займы на срок более 30 дней) составил 206 млрд рублей, тогда как годом ранее — 196 млрд. В ЦБ считают, что введенные регуляторные ограничения будут способствовать дальнейшему снижению выдач в сегменте PDL и переходу компаний в сегмент IL. Так бизнес-модели МФО постепенно сближаются с банковскими и перенимают типичные «болезни» этого сегмента.
Сегодня сложно представить себе оформление банковского кредита без одновременного приобретения страховой защиты. Как отмечает регулятор, именно страхование жизни и здоровья заемщиков стало драйвером всего страхового рынка в первом квартале 2021 года. Вслед за банками расширяют проникновение страхования в свои продукты и МФО. Тенденция позитивная, если бы не некоторые «перекосы» по линии партнерского взаимодействия со страховыми компаниями.
Как известно, банки-агенты обеспечивают львиную долю премий страховщиков. Комиссии посредников постоянно растут. По данным ЦБ, в первом квартале этого года банковская комиссия составляла в среднем 41% страховой премии, (+4,8 п.п. за год). На рынке микрофинансирования схожая ситуация. Как и банки, МФО зарабатывают на комиссиях за продажу страховых услуг. И хотя их доля в общем объеме страховых премий, полученных через посредников, пока не особо заметна, комиссии игроков этого рынка запредельно высоки — в некоторых случаях они превышают 95%.
Несмотря на высокие комиссии микрофинансовых компаний, страховщики нацелены на увеличение численности своих партнерских проектов в данном сегменте. По этой причине они порой готовы работать в убыток, пренебрегая оценкой экономической эффективности проекта. Такая практика более характерна для крупных компаний, которые идут на серьезный тарифный демпинг. Страховые компании средней руки в большинстве своем не готовы использовать подобные инструменты, в результате чего оказываются в неравных конкурентных условиях.
Ситуацию усугубляет, как ни странно, технологичность сегмента микрофинансирования, обуславливающая наличие дополнительных посредников. Многие МФО пользуются услугами IT-компаний, обеспечивающих организацию работы ПО, включая интеграцию страховых услуг. Зачастую эти внешние подрядчики являются агентами тех или иных страховщиков и лоббируют их интересы в целях организации сотрудничества с МФО. При этом подобные IT-компании могут дезинформировать своего клиента — МФО — в части особенностей оказываемых клиентам страховых услуг. Все это способствует доминированию на рынке микрофинансирования ряда страховых игроков.
Очевидно, что сложившаяся ситуация может привести к снижению качества страховых услуг, оказываемых в этом сегменте. Чтобы этого избежать, необходимы здоровая конкурентная среда и прозрачность формирования тарифов как для самих МФО, так и для их клиентов.
Ольга ЯКУНИНА, руководитель дирекции развития бизнеса «Абсолют Страхование»
Вся пресса за 12 июля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Новые страховые поля, Тенденции, Страхование от несчастных случаев, Банкострахование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
Магнитный полис
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
JP Morgan прогнозирует позитивные перспективы роста сектора страхования жизни
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
Новосибирская область стала лидером среди регионов СФО по выплатам в агростраховании
|
|
Frank Media, 19 декабря 2024 г.
ЦБ установил новые тарифы для владельцев опасных объектов
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 19 декабря 2024 г.
Страховщики назвали самые частые способы мошенничества с ОСАГО
|
|
5 колесо, 19 декабря 2024 г.
Названы автомобили, которые россияне страхуют чаще всего
|
|
7 новостей, Рязань, 19 декабря 2024 г.
Половина средств, потраченных рязанцами на страховки, пришлась на добровольное страхование жизни
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 декабря 2024 г.
Смоляне, пострадавшие в ДТП с трактором в областном центре, могут получить страховые выплаты
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вынесли вопрос на уровень губернатора»: страховщики выразили озабоченность ситуацией в Новосибирской области
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
В ФФОМС заявили, что цифровые полисы ОМС сегодня у 22 млн россиян
|
|
Коммерсантъ-Екатеринбург, 19 декабря 2024 г.
В Свердловской области премии по страховкам выросли на 49% за год
|
|
Коммерсантъ, приложение, 19 декабря 2024 г.
Не только онкология
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 19 декабря 2024 г.
«BUSINESS GUIDE РЕЙТИНГ ТОП - МЕНЕДЖЕРОВ ГОДА»
|
|
Ведомости, 19 декабря 2024 г.
Владелец сгоревшего склада Ozon ответил на претензии «Ингосстраха»
|
18 декабря 2024 г.
|
|
AK&M, 18 декабря 2024 г.
Американская Stone Point приобрела долю в британском страховом брокере Ardonagh
|
|
ABIREG.RU, Воронеж, 18 декабря 2024 г.
Онлайн-страховщик судится с партнером за «лицо»
|
|
5 колесо, 18 декабря 2024 г.
В России дешевеет ОСАГО, а выплаты по страховке растут: что происходит?
|
 Остальные материалы за 18 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|