Добровольное медицинское страхование относится к одному из наиболее динамично развивающихся видов страховой деятельности. Но расширение рынка ДМС происходит в основном за счет приобретения низкомаржинальных страховок эконом-класса, а потому проблемы страховщиков растут опережающими темпами.
Несмотря на быстрое расширение рынка ДМС, страховщики вынуждены приспосабливаться к жизни в условиях снижения прибыльности
Добровольное медицинское страхование (ДМС) справедливо относится к одному из наиболее динамично развивающихся видов страховой деятельности. Но расширение рынка ДМС происходит в основном за счет приобретения низкомаржинальных страховок эконом-класса, а потому проблемы страховщиков растут опережающими темпами. Страховщики, привыкшие к работе в достаточно мягких условиях, вынуждены сосредоточиться на снижении издержек.
Тихой сапой По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", рынок ДМС ежегодно расширяется на 20-25%. В Москве и Санкт-Петербурге, где население отличается более высокой страховой культурой, объемы премий по ДМС растут быстрыми темпами. По мнению участников рынка, в 2005 году в городе на Неве объем собранных премий на треть превысил показатель позапрошлого года. Впрочем, реальный прирост сборов еще выше - по предположениям экспертов, он составляет около 50%. Так как Налоговый кодекс РФ ограничивает отчисления на ДМС, относимые к себестоимости, 3% от фонда заработной платы, часть договоров на медицинское обслуживание приходится маскировать под иные виды страховок. Компании-лидеры петербургского страхового рынка, предоставляющие сведения о своей деятельности "Эксперту С-З", демонстрируют еще более высокие темпы роста (в среднем - 73% в 2005 году), что, предположительно, свидетельствует о быстрой концентрации городского рынка ДМС. Рынок расширяется под влиянием нескольких факторов. Среди них единственный отрадный - распространение среди работодателей практики страхования сотрудников. "Под давлением растущего самосознания наемных работников социальный пакет становится более значимым не только в иностранных компаниях, но и на российских предприятиях", - поясняет директор медицинского направления СЗРЦ "Ресо-Гарантия" Оксана Попова. Остальные факторы роста неоднозначны. Так, одной из главных причин повышения спроса на полисы ДМС страховщики считают неудовлетворительное состояние системы обязательного медицинского страхования. Другая причина быстрого расширения рынка обусловлена удорожанием услуг медицинских учреждений (по оценке страховщиков, на 30-40% в год). Впрочем, страховщики считают этот процесс неизбежным. "Вследствие удорожания услуг лечебных учреждений страховые компании вынуждены повышать стоимость собственных продуктов, хотя и более умеренными темпами - на 10-15% в год. Пока рынок съедает повышение цен, количество страхователей продолжает расти", - отмечает директор по маркетингу страховой группы "АСК-Петербург" Татьяна Долинина.
Экономность, но не скудость Спрос на полисы ДМС, невзирая на повышение тарифов, действительно растет, но одновременно меняется его структура. Страховщики отмечают две разнонаправленные тенденции. Для узкого круга топ-менеджеров предприятия стали чаще приобретать VIP-полисы, гарантирующие получение неограниченного количества услуг в лучших клиниках города. Напротив, на страховании рядовых сотрудников многие предпочитают экономить, заключая договоры по программам со скромным наполнением. По словам страховщиков, чем крупнее предприятие, тем большее значение играет фактор цены: по настоянию руководителей некоторых компаний наполнение страховой программы максимально выхолащивается, так что от социального пакета иногда остается одно название. По выражению одного из собеседников корреспондента "Эксперта С-З", "урезая список лечебных учреждений и услуг, даже программу эконом-класса можно сделать еще более экономной". Но большинство страховщиков считают этот путь бесперспективным. "Бороться с ростом затрат можно разными методами. Самый неправильный - сокращение наполнения программ, особенно в одностороннем порядке, в период действия годового договора", - комментирует ситуацию руководитель департамента ДМС компании "Русь" Галина Арбузова. По словам генерального директора компании "Медэкспресс" Наталии Шумиловой, еще один некорректный метод сокращения затрат, применяемый недобросовестными СК, - при декларированной безлимитности программы фактическое ограничение объема медицинской помощи. Сказанное не относится к СК, работавшим до прошлого года в среднем и высоком ценовых сегментах: в ответ на изменение спроса они делают вполне обоснованный шаг - растягивают продуктовую линейку вниз. "Когда перед нами встала проблема экономии, мы сочли вариант урезания наших стандартных продуктов неприемлемым: он ведет к ухудшению качества продукта и разочарованию потребителя. Мы решили включить в свой ассортимент более экономичную программу, с меньшим набором услуг, рассчитанную в первую очередь на привлечение новых клиентов. Те, кто страховался ранее, могут реально оценить адекватное соотношение цены и качества и предпочитают переплатить 10% за более полную программу", - так объясняет недавний выход компании в новый ценовой сегмент генеральный директор СК "Капитал-Полис Согласие" Алексей Кузнецов.
Адаптационный механизм Зажатые в клещи увеличения затрат и особенностей спроса, страховые компании вынуждены активизировать работу по сокращению издержек. Инструментов для этого в общем-то немного. Главный и давно апробированный - получение скидок от лечебных учреждений (они могут составлять 10-30% от базовых тарифов). Однозначно рассчитывать на скидки могут ведущие игроки, обеспечивающие значительный клиентский поток, но лишь в том случае, если ДМС является существенным источником финансирования для клиники. "Если раньше СК получали ощутимые скидки от всех лечебных учреждений, то сейчас политика государственных лечебных учреждений изменилась. Размер скидок уменьшается, условия их предоставления ужесточаются. Иногда розничные цены оказываются ниже, чем для оптовых покупателей - страховых компаний. Это объяснимо: с прошлого года государственные медицинские учреждения получили право оказывать платные услуги в рабочее время. А работать с кэшем, конечно, интереснее, чем по безналичному расчету", - говорит Татьяна Долинина. Еще один хорошо освоенный инструмент управления издержками - гибкий подход к формированию "пулов" лечебных учреждений, включенных в ту или иную страховую программу. Актуариям страховых компаний приходится оценивать соответствие цен лечебных учреждений уровню страховой программы буквально в режиме реального времени. Надо констатировать, что СК ради снижения затрат выстраивают все более высокие ценовые и организационные барьеры для самых "затратных" клиентов - физических лиц. Года два назад петербургские страховщики были убеждены, что в ближайшем будущем им придется активизировать работу с "индивидуалами" и малыми предприятиями. Однако этого пока не случилось. Сегодня, в условиях снижения рентабельности, многие из них откровенно не желают связываться со сложными в обслуживании и "нерентабельными" клиентами.
Нет худа без добра Снижение рентабельности страховой деятельности имеет по крайней мере одно положительное следствие. По словам участников рынка, откровенный ценовой демпинг, ранее бывший основным конкурентным оружием, применяется реже и осторожнее. Страховщики рассказывают, что в прошлом году несколько игроков из числа имеющих небольшую рыночную долю взяли на себя неподъемные обязательства перед клиентами. Продавая страховки по демпинговым ценам, в какой-то момент они оказались неплатежеспособными и потеряли крупных клиентов, которые пополнили клиентский портфель более осмотрительных СК. В последнее время ценовая конкуренция, как правило, применяется в двух случаях - если компания только выходит на петербургский рынок ДМС и старается закрепиться на нем либо если этот метод укладывается в стратегию быстрого расширения рыночной доли. Но и в первом, и во втором случае ставка на понижение тарифов - временный тактический ход. В целом же ценовая конкуренция на рынке ДМС Санкт-Петербурга входит в цивилизованные рамки.
Елена ДЕНИСЕНКО
Вся пресса за 27 марта 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иные виды страхования
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|