Бизнес-журнал,
29 июля 2021 г.
Российский страховой рынок открывают для иностранных игроков. Будет ли передел? 300 просмотров
Уже в августе 2021 года в России должен вступить в силу пакет законодательных норм, которые позволят работать в стране филиалам иностранных страховых компаний. Они получат статус страховщиков наравне со страховыми организациями и обществами взаимного страхования РФ, к ним установят требования по лицензированию, финансовой устойчивости и гарантийным депозитам. Зарубежные компании смогут заниматься добровольными видами страхования, перестрахованием и ОСАГО. Революции не произошло, поправки — не что иное, как исполнение обязательств России как члена Всемирной торговой организации (ВТО).
Российский страховой рынок по-своему сложный. Тому есть масса макроэкономических причин. Свою роль играет конъюнктура, санкционные ограничения и глобальные изменения в мировой экономике. Если какие-то перемены в связи с заходом новых игроков и будут, они не отразятся на состоянии рынка сразу. Иностранным страховщикам явно потребуется немало времени, чтобы освоиться.
Дополнительное препятствие для зарубежных игроков — санкционная политика в отношении России. С учетом всех условий и сложностей прийти на российский рынок могут только крупные игроки: скажем, мощные страховые группы из Азии.
Иностранным игрокам придется брать в расчет особую структуру российского бизнеса. Доходы отечественной экономики по большей части генерируют все более укрупняющиеся окологосударственные корпорации. По этой и другим причинам страховой рынок сжимается с каждым годом. Государство не демонстрирует желание его развивать, ведь доходы бюджета от страхового бизнеса зависят в мизерной степени.
В законопроекте довольно полно и подробно расписаны условия работы для иностранцев. Чтобы выйти на российский рынок, им необходим значительный размер активов — не менее пяти миллиардов долларов США. Компания должна иметь опыт ведения страховой деятельности по страхованию, не связанному со страхованием жизни, на протяжении не менее пяти лет и восемь лет по страхованию жизни, обязателен опыт работы через филиалы в других иностранных юрисдикциях. И самое главное — наличие соглашения с органами страхового надзора страны основного присутствия, чтобы можно было обеспечить обмен информацией между ЦБ РФ и регулятором той страны, где работает головной офис компании. По сути, иностранные страховые компании должны будут пройти полное лицензирование, как все вновь создаваемые страховые бизнесы в России. Что касается обеспечения финансовой устойчивости, то для работы на российском рынке иностранным страховщикам придется открывать специальные счета, внести на них гарантийные депозиты и поддерживать их в надлежащем размере — в зависимости от финансовых показателей. Данные средства резервируются и могут быть использованы для покрытия требований страхователей в случае, если компания решит уйти с российского рынка. Среди явных ограничений — недопуск иностранных компаний к тем видам страхования, которые оплачиваются из государственных бюджетов разных уровней, в том числе к обязательному страхованию, а также по тем договорам, где фигурируют сведения, содержащие государственную тайну.
Кто претендует?
Есть два вида интересантов, для которых выход на страховой рынок РФ может представлять существенный интерес: те, кто уже так или иначе присутствуют на российском рынке, и те, кто только присматривается к нему. Например, некоторые азиатские страховые компании, преимущественно японские и китайские, уже давно номинально присутствуют в России — работают в формате представительств. Возможно, те из них, кто уже принял предварительное решение выйти на наш рынок, предпримут сейчас активные действия, ведь у них уже наверняка есть стратегия работы в России. Тем, кто раньше такую перспективу всерьез не рассматривал, но в связи с изменениями в нормативной базе обратит внимание на наш страховой рынок, потребуется какое-то время, чтобы освоиться в российских реалиях. Дополнительное препятствие для зарубежных игроков — санкционная политика в отношении России. С учетом всех условий и сложностей прийти на российский рынок могут только крупные игроки: скажем, мощные страховые группы из Азии, среди них People's Insurance Company (Китай), Ping An Insurance (Китай), China Life Insurance (Китай), Tokio Marine Holding (Япония), MS & AD Insurance Group Holdings (Япония) и Sompo Holdings (Япония). Европейский бизнес все последние годы демонстрировал обратную тенденцию: активно распродавал свои дочерние компании, довольно долго проработавшие в России. За последние восемь – десять лет доля иностранного капитала в российском страховании снизилась более чем в два раза.
Непростая конъюнктура
Вопрос, который сейчас интересует основных игроков, — что изменится с точки зрения конкуренции. Российский страховой рынок по-своему сложный и не самый многообещающий для развития бизнеса. Тому есть масса макроэкономических причин: свою роль играет конъюнктура, санкционные ограничения и глобальные изменения в мировой экономике. Поэтому, если какие-то перемены в связи с заходом новых игроков и будут, они не отразятся на состоянии рынка сразу. Иностранным страховщикам явно потребуется немало времени, чтобы освоиться.
Влияние иностранных игроков будет проявляться скорее в части применения инновационных подходов и технологий в работе с клиентами. Сфера услуг делает ставку на диджитализацию, переводит бизнес-процессы в цифровой формат, упрощает коммуникации, использует все средства связи для взаимодействия с клиентом на всех этапах — от заключения договора до урегулирования убытков. Стоит ожидать, что иностранцы будут активно использовать передовые технологии, что еще больше упростит взаимодействие с клиентом. Российские страховщики будут вынуждены быстро перестраиваться, заимствовать и копировать лучшие практики. В этом случае влияние на рынок иностранных игроков может оказаться вполне благотворным.
Усиление конкуренции — всегда благо. На страховом рынке будет оставаться все меньше пространства для негласных соглашений, например, по поддержанию высоких тарифов, либо ограничению прав клиента на объем страхового покрытия.
Заходя на российский рынок, зарубежным страховщикам придется преодолеть немало сложностей — период адаптации не будет простым. Россия — специфическое государство с точки зрения правоприменения и подходов к судебной работе, например, в части рассмотрения страховых споров и защите страховых компаний от недобросовестных клиентов и мошенников. Механизмы, давно отработанные в других странах, у нас пока не работают или неэффективны. Для зарубежных компаний это станет весьма неприятной неожиданностью, потребуется время, чтобы понять, как защищать свои интересы в России.
Минорное настроение
Иностранным игрокам придется брать в расчет особую структуру российского бизнеса. Доходы отечественной экономики по большей части генерируют все более укрупняющиеся окологосударственные корпорации. По этой и другим причинам страховой рынок сжимается с каждым годом. Государство не демонстрирует желание его развивать, ведь доходы бюджета от страхового бизнеса зависят в мизерной степени.
Выходит, что инвестировать значительные средства в развитие страхового бизнеса в России пока невыгодно. Безусловно, ситуация может измениться, а у ряда страховых компаний, которые давно присутствуют на международном рынке, есть амбиции и далеко идущие планы. Стратегии завоевания доли страхового рынка могут быть рассчитаны и на длинную перспективу. Вот почему особенно интересно посмотреть, кто попробует использовать открывшиеся возможности после вступления в силу поправок. Шлюзы российского страхового рынка окажутся практически полностью открыты для иностранцев, которые пока мало представляют себе реалии работы в России.
Павел КУРЛАТ, партнёр «Первой Юридический Сети»
Бизнес журнал. Сибирь
Вся пресса за 29 июля 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Иностранцы в России, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 декабря 2024 г.
|
|
За рулем, 19 декабря 2024 г.
Страховщики с начала года продали 27 млн электронных полисов ОСАГО
|
|
infopro54.ru, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
«Вызывает серьезное опасение»: эксперты прокомментировали ситуацию со страховым мошенничеством в Новосибирске
|
|
Медвестник, 19 декабря 2024 г.
Бадма Башанкаев попросил страховщиков не «кошмарить» мелкие больницы
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
С 19 декабря средняя стоимость автозапчастей выросла в обновленной редакции справочников РСА на полпроцента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
МСФО 17 создает ряд проблем для перестраховщиков и страховщиков
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
За 5 лет в РФ почти удвоилась доля возбуждаемых уголовных дел по заявлениям страховщиков о страховом мошенничестве
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Расходы на страхование от государственных дефолтов возросли из-за падения цен на нефть на Ближнем Востоке
|
|
korins.ru, 19 декабря 2024 г.
Госдума изменила Закон о господдержке сельхозстрахования
|
|
Финмаркет, 19 декабря 2024 г.
ЦБ РФ предлагает снизить нижнюю границу тарифов в ОСОПО по ряду объектов
|
|
Рязанские ведомости, 19 декабря 2024 г.
В Рязанской области растет страховой рынок
|
|
Tazabek, Бишкек, 19 декабря 2024 г.
За 7 месяцев рынок страхования увеличился на 60%, - Госстраховая организация
|
|
НовостиВолгограда.ру, 19 декабря 2024 г.
Волгоград назвали одним из самых устойчивых к депрессии городов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
Отмечается рекордный рост использования страхования W&I в первой половине 2024 года
|
|
cbr.ru, 19 декабря 2024 г.
Страхование ответственности владельцев опасных объектов: снижение тарифов
|
|
Российская газета, 19 декабря 2024 г.
Магнитный полис
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 декабря 2024 г.
JP Morgan прогнозирует позитивные перспективы роста сектора страхования жизни
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 19 декабря 2024 г.
Новосибирская область стала лидером среди регионов СФО по выплатам в агростраховании
|
 Остальные материалы за 19 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|