Банки.ру,
20 августа 2021 г.
Нет техосмотра — нет выплат по ОСАГО? 550 просмотров
С 22 августа техосмотр больше не нужен для покупки ОСАГО. Автомобилистов пугают, что его отсутствие может стать причиной отказа в страховой выплате. Кому на самом деле может отказать страховая?
Николай Васильев техосмотр своего Daewoo Lanos проходил в июле, буквально за месяц до вступления в силу изменений об отмене обязательного проведения ТО автомобиля для оформления полиса ОСАГО. «Немного обидно, но у меня заканчивалось действие «автогражданки», — рассказал он. — К тому же на станции техобслуживания работники рассказали, что отсутствие диагностической карты в случае ДТП может стать причиной для отказа в выплате от страховой компании или регрессным требованиям».
Страховщики отрицают возможность отказа в выплате при ДТП, если у автовладельца нет диагностической карты. «По закону страховщик не может отказать в выплате по ОСАГО из-за отсутствия ТО, поскольку выплата адресована потерпевшему в ДТП, — рассказали Банки.ру в Российском союзе автостраховщиков. — Но в ряде случаев может применить право регрессного требования к виновнику ДТП».
Что такое регресс и кому он грозит?
Регрессное требование — это когда сначала страховщик выплачивает компенсацию потерпевшей стороне, а затем взыскивает всю эту сумму с виновника ДТП. В каких случаях это может происходить? Страховщики называют несколько причин, когда они применяют регрессивное требование:
причинен тяжкий вред жизни или здоровью человека в результате злого умысла; водитель был пьян; у водителя не было прав на автомобиль; водитель скрылся с места ДТП; водитель не был вписан в страховку ОСАГО; ДТП произошло, когда полис «автогражданки» уже не действовал; виновник в ДТП не отправил автомобиль на экспертизу или сделал ремонт раньше, чем через 15 календарных дней после ДТП (за исключением нерабочих праздничных дней); у автомобиля, который используется в качестве такси, а также автобусов, грузовиков для перевозок опасных грузов не пройден техосмотр; если виновником ДТП стал автомобилист на личном транспорте и авария произошла из-за неисправности его машины (например, были неисправны тормоза, рулевое управление и т. д.), а действующей диагностической карты у него не было; при оформлении ОСАГО автовладелец указал неверные сведения, чтобы уменьшить стоимость полиса; виновником ДТП стал автомобиль с прицепом, который в ОСАГО не вписан (на прицепы для легковых машин не распространяется).
ОСАГО без ТО
Закон, который отменяет привязку диагностической карты к ОСАГО, вступает в силу 22 августа. Координатор движения «Общество синих ведерок», руководитель рабочей группы ОНФ «Защита прав автомобилистов» Петр Шкуматов считает, что отмена обязательного ТО для покупки ОСАГО — это абсолютно правильное решение, потому что это две абсолютно независимых друг от друга процедуры, которые не должны быть связаны. «Техосмотр привязали к ОСАГО, чтобы абсолютное большинство водителей, которые не видят смысла тратить время на столь бесполезную, но разорительную процедуру, были вынуждены проходить ее, поскольку без ОСАГО ездить по российским дорогам нельзя, а без техосмотра нельзя заключить договор обязательного страхования автогражданской ответственности, — говорит он. — Если бы взаимозависимость полиса ОСАГО и ТО осталась, то это привело бы направление страхового рынка к тяжелым последствиям, возможно, даже коллапсу, поскольку правила ТО все более ужесточались, водители (особенно проживающие в регионах, где мало станций ТО) могли бы просто перестать покупать полисы ОСАГО, причем не по собственному желанию и стремлению нарушить законодательство, а в силу обстоятельств из-за отсутствия возможности пройти техосмотр».
По состоянию на начало 2021 года в России было зарегистрировано 60 млн автомобилей (данные аналитического агентства «Автостат»). Они проходили осмотр в 5 555 пунктах (количество на середину августа, по информации РСА).
Это следствие изменений требований к операторам ТО, которые вступили в силу 1 марта 2021 года. Они обязывают станции техосмотра проводить фотофиксацию при заезде и выезде авто с сервиса. Фотографии, координаты места проведения ТО, время его начала и окончания со сведениями о состоянии авто заносятся в электронную базу данных ЕАИС ТО, которую ведет МВД. Сама карта стала электронной и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью техэксперта, проводившего процедуру. Готовых работать по новым правилам СТО оказалось немного, поэтому весной правительство разрешило части автомобилистов пока не проходить ТО, чтобы избежать повышенной нагрузки на операторов. Диагностические карты, срок действия которых заканчивается в промежутке с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлили на полгода. Для остальных автовладельцев ТО никто не отменял.
Легковые автомобили должны проходить ТО:
— если срок действия диагностической карты истек до 1 февраля 2021 года;
— если машина старше четырех лет.
При этом, если верить страховщикам, техническое состояние авто редко становится причиной страхового случая. «Мы очень много усилий вложили в то, чтобы постепенно отрезать страхование от диагностической карты ТО, потому что техническое состояние автомобилей практически не влияет на аварийность — по причине неисправного технического состояния авто происходит примерно 2% страховых случаев, — говорит заместитель генерального директора по розничному бизнесу «Ингосстрах» Алексей Власов. — Если мы сравним с причинами, вызванными состоянием дорог, разница будет в разы. И еще одна весомая причина аварийности — водитель».
И все же РСА рекомендуют автовладельцам не отказываться от ТО.
Штрафы за отсутствие ТО вырастут
Главная причина, почему не стоит отказываться от ТО, — это штрафы, которые никто не отменял: часть 1 статьи 12.1. «Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке» предусматривает штраф 500—800 рублей за отсутствие актуальной диагностической карты.
Периодичность прохождения техосмотра:
— автомобили старше четырех лет — каждые два года;
— машины старше десяти лет — каждый год;
— автомобили моложе четырех лет ТО не проходят.
С 1 марта 2022 года вступит в силу новая редакция Кодекса об админправонарушениях, в которой за отсутствие ТО будет применяться штраф в 2 тыс. рублей к физлицам. Причем штрафовать будут в автоматическом режиме, используя камеры фотовидеофиксации. Единственное послабление — штраф могут применить не чаще одного раза в сутки.
Снизит ли диагностическая карта стоимость ОСАГО?
Мотивацией для добровольного прохождения техосмотра могли бы стать и скидки на ОСАГО. В середине лета глава МВД Михаил Черников озвучил предложение сделать ТО добровольным для личных автомобилей, которые не участвуют в перевозках, и стимулировать автовладельцев к его прохождению скидками на ОСАГО. Страховщики инициативу не поддержали.
«У нас нет тарифного фактора, привязанного к наличию диагностической карты», — говорит Алексей Власов. Основные факторы, от которых зависит цена «автогражданки», а также индивидуальный размер базовой ставки, — возраст и стаж клиента, модель его транспортного средства, страховая история, неоднократные грубые нарушения ПДД и территория эксплуатации транспортного средства. Самое главное — качество вождения.
И вводить тарифную зависимость стоимости ОСАГО от наличия диагностической карты страховщики пока не планируют. «Чтобы страховой тариф зависел от любого фактора, необходимо, чтобы математически была выявлена высокая корреляция этого фактора и страхового случая, — считает директор департамента обязательных видов страхования СК «АльфаСтрахование» Денис Макаров. — В данном случае для формирования статистики влияния фактора неисправности ТС необходимо в каждом ДТП проводить автотехническую экспертизу, в ходе которой в том числе получать ответ на вопрос о причинно-следственной связи между неисправностью авто любого из участников и наступившим ДТП. Все эти данные нужно хотя бы год вносить в единую базу и потом строить математическую модель для тарификации фактора. Поскольку это невозможно ни технически, ни экономически и в настоящее время нет расчетной доли ДТП, произошедших по причине неисправности ТС, то введение скидок невозможно».
Что будет с ТО дальше?
История с ТО на этом не закончится. Но каким будет продолжение, пока непонятно. МВД выступает за отмену обязательного ТО, что, к слову, не быстрая процедура, потому что изменения нужно внести в законы «О техническом осмотре» и «О безопасности дорожного движения», пройдя путь от публичного обсуждения до утверждения поправок Госдумой, которой осенью из-за выборов депутатов будет явно не до этого. Тем временем в Совете Федерации настаивают не только на сохранении обязательного ТО, но и усилении контроля за ним. Естественно, с помощью штрафов в режиме фотофиксации, причем ввести их предлагают уже нынешней осенью в размере 500 рублей по действующей сейчас норме статьи 12.3 КоАП.
Какая из инициатив в итоге победит, сказать сложно. Петр Шкуматов полагает, что позиция Совфеда по ужесточению процедуры ТО — это пример лоббизма со стороны операторов ТО. Инициатива же МВД по отмене обязательного техосмотра — логична и последовательна. И с ней согласны 85% автомобилистов, опрошенных движением «Общество синих ведерок». «Согласно правилам ПДД, добровольность ТО не избавляет водителей от необходимости проведения своевременного техобслуживания для поддержания автомобиля в каждодневном надлежащем состоянии, что очень важно в первую очередь для самих автомобилистов, — говорит он. — При этом новый механизм позволит инспекторам МВД сосредоточить силы на более проблемных сегментах: присутствовать при техосмотре грузовиков, пассажирских автобусов, легковых такси и подобных автомобилей из групп риска. Высокая аварийность в такси обусловлена частично удручающим техническим состоянием машин, особенно плачевно обстоит ситуация с этими видами транспорта в регионах. Единственные, кто может выиграть от сохранения обязательного ТО и различных ужесточений, — это операторы техосмотра».
Если ситуация на рынке ТО останется неизменной, а требования такими же жесткими, то введение с 1 марта 2022 года штрафов за отсутствие техосмотра в размере 2 тыс. рублей, по его мнению, не столько будет стимулом для автовладельцев посещать станции техосмотра, сколько может подтолкнуть людей обращаться к недобросовестным посредникам, чтобы избежать лишних сложностей при прохождении ТО.
Ольга КОТЕНЕВА, руководитель направления страхового контента Банки.ру
Вся пресса за 20 августа 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|