Коммерсантъ,
20 сентября 2021 г.
ЦБ закрутил рубли и гайки
1019 просмотров
Расходы на ремонт автомобилей в рамках ОСАГО теперь рассчитываются по новой методике Банка России. Размер компенсации за поврежденное транспортное средство страховщики будут определять на основании новых региональных справочников цен на запчасти, материалы и нормо-часы, которые будут обновляться раз в три месяца. Одновременно с этим ЦБ исключил ранее существовавшую возможность учета стоимости дешевых б/у запчастей. По мнению экспертов, это приведет к увеличению размера компенсационных выплат, а также сделает ремонт более качественным.
20 сентября вступает в силу положение Банка России № 755-П, в котором содержится новая «методика определения расходов на ремонт поврежденного транспортного средства» в рамках ОСАГО. Методика, действовавшая с 1 декабря 2014 года, отменяется.
Ключевое изменение касается справочников средней стоимости запасных частей, которые формирует Российский союз автостраховщиков (РСА). Справочник состоит из трех каталогов: цены на запчасти, материалы и нормо-часы. По этим данным автовладелец может проверить, насколько верно страховая оценила ущерб в результате ДТП. Такие справочники появились лишь семь лет назад, до этого эксперты при оценке повреждений авто применяли отличающиеся друг от друга механизмы расчета ремонта, что приводило к многочисленным спорам и судебным разбирательствам между страховщиками и клиентами. Автовладельцы, как правило, требовали более значительную компенсацию, чем предлагал страховщик.
До сих пор базы с ценами действовали для 13 «экономических регионов» (объединяют несколько субъектов федерации). К примеру, фара на Nissan X-Trail 2019 года в Центральном регионе (включает Москву и Московскую область), по данным на 17 сентября, стоила 86,3 тыс. руб., в Центрально-Черноземном — уже 92,7 тыс. руб., в Северо-Западном — 80 тыс. руб., в Крымском — 90,5 тыс. руб., в Северо-Кавказском — 98,4 тыс. руб. Теперь же у каждого региона будет свой справочник — для более точного расчета стоимости ремонта в конкретных населенных пунктах с учетом местных цен. К примеру, средняя стоимость каждой детали должна формироваться на основании данных, полученных не менее чем из пяти профильных интернет-магазинов. Актуализировать справочники будут не раз в полгода, как раньше, а раз в три месяца. Однако первую их серию по новым правилам РСА выпустит только в марте 2022 года — в рамках обозначенного ЦБ переходного периода.
Новая методика сделает механизм определения стоимости ремонта «более прозрачным для автовладельцев и будет способствовать снижению количества судебных споров по «автогражданке», считает президент РСА Игорь Юргенс. По итогам шести месяцев 2021 года, следует из данных союза, количество судебных споров снизилось на 16% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (с 34,8 тыс. до 29,3 тыс.)
Отметим, еще одно изменение связано с возможностью использования бывших в употреблении запчастей. Действующая методика позволяет эксперту с письменного согласия страховщика и потерпевшего рассчитывать цену ремонта с учетом стоимости более дешевых б/у деталей «в исключительных случаях» (например, если поставщику для доставки нового узла необходимо более 45 дней). В новом положении этот пункт исключен. Такая мера позитивно повлияет на качество ремонта, предполагает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко. А если страховая компания компенсирует ущерб деньгами, то это приведет к увеличению размера выплат, считает эксперт.
Главная проблема справочников, отмечает глава юридической службы Национального автомобильного союза Вадим Геворкян, в том, что цены туда попадают зачастую с «сомнительных» сайтов: одна и та же запчасть может стоить одновременно 1 тыс. и 100 руб. (оригинал и реплика). Поэтому средняя цена, представленная в справочнике, получается невыгодной для автовладельца, считает он. «Кроме того, не учитывается срок доставки деталей, — говорит эксперт.— Очевидно, что запчасть "в наличии" будет дороже, чем та, что будет доставлена со склада через 60 дней. В качестве базовой должна фигурировать цена, которая соответствует стоимости оригинальной детали у официального дилера».
Адвокат Алексей Ащаулов вообще сомневается, что автовладельцы почувствуют нововведения. До появления методики в 2014 году, говорит он, пострадавшим в ДТП было легче получить «адекватную» компенсацию ущерба через суд. «Сегодня страховые компании идут на различные ухищрения, прикрываясь методикой ЦБ, чтобы не платить. С новым документом эта ситуация усугубится», — говорит господин Ащаулов.
Сохраняется одна из главных проблем ОСАГО, добавляет Вадим Геворкян: выплаты пострадавшим рассчитываются с учетом износа транспортного средства. «Это приводит к тому, что владелец 10-15-летней машины после ДТП на руки получает сумму, на которую невозможно ничего отремонтировать, — говорит господин Геворкян. — При этом если в аварии пострадали транспортные средства, не застрахованные по ОСАГО, или выплаты происходят по каско, то компенсация ущерба рассчитывается без учета износа».
Иван БУРАНОВ
Вся пресса за 20 сентября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховые стандарты, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
24 апреля 2025 г.

|
|
korins.ru, 24 апреля 2025 г.
РСА подготовил концепцию реформирования натурального возмещения в ОСАГО

|
|
Интерфакс, 24 апреля 2025 г.
Компания-владелец страховщика «Лучи» редомицилирована в РФ

|
|
Российская газета, 24 апреля 2025 г.
Государство увеличит поддержку агрострахования. Поможет ли это победить недоверие аграриев

|
|
UzDaily.uz, 24 апреля 2025 г.
Сенатор обратился к Правительству с запросом по проблемам в законодательстве в сфере страхования

|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 24 апреля 2025 г.
Депутат Чернышов предложил ввести новый вид страховки для автомобиля

|
|
РИАМО, 24 апреля 2025 г.
Аналитики выяснили, как рост и вес влияют на стоимость страховки

|
|
Москва 24, 24 апреля 2025 г.
В России предложили дополнить ОМС программой послеродового восстановления

|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 24 апреля 2025 г.
Как российские автомобилисты выбирают, где купить полис ОСАГО

|
|
Life, 24 апреля 2025 г.
В России предложили ввести бесплатную программу восстановления женщин после родов

|
|
Коммерсантъ, приложение, 24 апреля 2025 г.
Жизнь застрахуют по долям

|
|
Российская газета, 24 апреля 2025 г.
Инновации помогают страховому рынку становиться эффективнее

|
|
Коммерсантъ-FM, 24 апреля 2025 г.
ОСАГО отследят по камерам

|
|
Российская газета, 24 апреля 2025 г.
Чего владельцам машин ждать в ближайшем будущем

|
|
Российская газета, 24 апреля 2025 г.
За два последних года удвоились сборы страховых компаний

|
|
Российская газета, 24 апреля 2025 г.
Долевое страхование жизни позволит получать дополнительный доход застрахованному

|
|
Российская газета, 24 апреля 2025 г.
Аналитики единодушно оценивают перспективы развития своей отрасли в 2025 году в целом как позитивные

|
|
Российская газета, 24 апреля 2025 г.
ЦБ продлил ряд временных мер для страхового сектора до 31 декабря 2025 года

|
 Остальные материалы за 24 апреля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|