Forbes Казахстан,
27 сентября 2021 г.
Крупные работодатели перестают покупать добровольные медстраховки сотрудникам
574 просмотра
В разгар пандемии прогнозы по глобальному рынку страхования были довольно тревожными. «Эксперты крупнейшего синдиката Lloyd’s of London оценивали потери мировой страховой отрасли по итогам 2020 года в $203 млрд», – отмечает председатель совета директоров СК «Казахская корпорация здравоохранения и медицинского страхования «INTERTEACH» Сауле Джундубаева.
Местные страховщики также ожидали серьезных последствий. Однако в результате был все же продемонстрирован прирост страховых премий. По данным Нацбанка, их объем вырос до 568 млрд тенге – на 12% больше, чем в предыдущем году. Увеличение сборов у компаний по общему страхованию (КОС) составило 10,1%, у компаний по страхованию жизни (КСЖ) – 21%.
«В 2020 году был зафиксирован рост сборов страховых премий, а страховые выплаты, напротив, показали снижение. Это связано с общей экономической ситуацией на фоне пандемии COVID-19», – комментирует председатель правления СК «Коммеск-Омір» Олег Ханин. Произошло сокращение продаж в рознице, а также в корпоративном сегменте. Страховщики потеряли часть клиентов в МСБ в связи с тем, что «компании не могли продолжать свою деятельность в условиях кризиса или сократили бюджеты на страхование».
Тем не менее, по оценке кредитного аналитика рейтингового агентства S&P Global Ratings Екатерины Толстовой, казахстанский страховой сектор показал устойчивость к неблагоприятным макропоказателям и хорошие показатели по рентабельности собственного капитала. Причем у КСЖ оказались более высокие показатели, чем у КОС, что обусловлено ростом первых с достаточно низкой базы. Толстова отмечает, что режим регулирования страхования жизни стимулирует развитие отрасли и новых видов страхования. Тогда как на рынке общего страхования «результат всего лишь положительный», хотя и «более высокий, чем в некоторых развитых странах». Следствием качественного развития всего страхового рынка являются рейтинговые действия по компаниям за первые шесть месяцев 2021 года, когда в основном преобладали подтверждения рейтингов, а в отдельных случаях было их повышение.
Опрошенные Forbes Kazakhstan эксперты констатируют, что антиковидные ограничения выступили скорее драйвером, нежели тормозом в их деятельности. В плане спроса лидером по-прежнему оставался самый массовый вид – обязательное страхование гражданско-правовой ответственности автовладельцев (ОГПО ВТС). Кроме того, порядка трех-четырех СК, поймав актуальную тему, предложили страхование от COVID-19, где большинство страховых программ компенсируют потерянный доход в случае возникновения болезни. Однако, замечает Ханин, следует помнить, что полис не убережет от болезни: суть страхования – в финансовой поддержке в случае заболевания или ухода из жизни. Он рекомендует страховаться не от определенной болезни, а приобретать продукты страхования жизни, которые имеют широкое покрытие по заболеваниям. Такой полис можно приобрести на срок страхования от одного года до 30 лет.
В СК Freedom Finance Insurance, в портфеле которой свыше 60% занимают премии по ОГПО ВТС, заявляют, что с началом пандемии стараются предлагать страховые продукты, которые помогут экономить не только время, но и деньги. «С введением ЧП и жесткого карантина наша компания быстро адаптировалась к новым реалиям. Еще в 2019 году мы приняли решение сконцентрировать весь розничный бизнес на онлайн-страховании. И было несложно оперативно перевести сотрудников на удаленную работу, развивать онлайн-продажи, разрабатывать и внедрять новые актуальные сервисы», – рассказывает председатель правления Даулет Акижанов. Одним из таких сервисов стало страхование ОГПО ВТС в рассрочку платежа до шести месяцев. Его запустили в апреле 2020 года, сразу после того, как многие организации закрылись из-за пандемии и люди были лишены постоянного заработка. «Мы понимали, – говорит Акижанов, – что ОГПО – это обязательное страхование и тем, у кого истек срок действия полиса, в любом случае придется его покупать. Компания также предложила сервис по переоформлению полисов онлайн в личном кабинете на нашем сайте. Благодаря ему автовладельцам не нужно было рисковать здоровьем, ехать в офис, чтобы внести изменения в полисе».
Дистанционные продажи помогли автостраховщикам собрать хорошие объемы премий. Скепсис рынка, вызванный ограничением автомобильного движения весной и летом 2020 года после призыва властей «сидим дома», не оправдался. Сборы «вырулили» за счет крупных мегаполисов, особенно большой вклад внес Алматы. В минувшем году город обеспечил почти треть премий ОГПО ВТС (в 2019-м – почти четверть). Несмотря на экономический спад, общие сборы по ОГПО ВТС составили 81 млрд тенге, что на 5,3% больше, чем в предыдущем году. По добровольному автострахованию каско также произошло увеличение объемов. Собранная по рынку сумма составила 28 млрд тенге, или на 6,3% больше показателя 2019 года.
Прорывная медицина
Тем не менее основным бенефициаром ситуации минувшего года все же стало добровольное медицинское страхование (ДМС). И дело здесь вовсе не в премиях. Введенные карантинные ограничения обусловили спад деловой активности и снижение доходов населения. Вместо ожидаемого прироста – что под влиянием пандемии люди начнут внимательнее относиться к собственному здоровью – сборы страховых премий по ДМС в 2020 году ужались. Собранная сумма упала до 28,2 млрд тенге с 31,2 млрд в 2019 году. Любопытно, что премии выросли лишь в двух регионах – Нур-Султане (на 1,7 млрд тенге) и Атырауской области (на 460 млн). Алматы потерял 2,5 млрд тенге премий, Мангистау «ужался» в 6 раз – с 2 млрд до 333 млн тенге. «Некоторые компании были вынуждены отказаться от статьи расходов на ДМС, сокращать свой бюджет и рабочие места. В основном это касается малых и средних предприятий. В первую очередь их интересуют недорогие продукты страхования с ограниченным набором рисков», – поясняет Джундубаева. Портфель INTERTEACH на 90% составляют премии по ДМС, и по итогам 2020 года они сократились с 8,2 млрд до 7,2 млрд тенге.
Выигрыш же страховщиков находится не в материальной, а в ментальной плоскости. С появлением обязательного социального страхования крупные покупатели – работодатели перестали приобретать медицинское страхование сотрудникам в качестве социального пакета. Пандемия помогла страховой медицине обрести уверенность и доказать свое право на жизнь. Джундубаева отмечает, что новые условия стали стимулом для трансформации работы страхового рынка. Антиковидные ограничения способствовали популяризации страховых онлайн-услуг – консультаций, прямых эфиров, заказа полисов на сайтах. Увеличилась активность в социальных сетях. ДМС получило новые продукты. Страховщики начали запускать программы, предусматривающие защиту от финансовых потерь при заболевании ковидом. Сама INTERTEACH открыла в регионах новые ПЦР-лаборатории для проведения медицинских анализов, включая лабораторное исследование на обнаружение РНК COVID-19. «В связи с пандемией мы разработали новый продукт – онлайн-термометрию, который используем для компаний, связанных с вахтовой работой. В медпунктах производятся ПЦР-тесты на COVID-19, результаты которых затем отправляются на исследование в лаборатории», – уточняет Джундубаева. По ее мнению, пандемия подхлестнула рост интереса населения к ДМС и стала своеобразным маркером, который дал ответ на вопрос, зачем нужна страховая компания и полис ДМС. Общество и работодатели начали понимать, что «ОСМС – это государственная программа со своими правилами и подразумевает массовое обслуживание», ДМС же предполагает «индивидуальный подход, более внимательное отношение к клиенту и высокий сервис».
«Для нашей компании 2020 год оказался годом роста бизнеса. В каком-то смысле пандемия и связанные с этим трудности высветили именно качество наших страховых услуг», – подчеркивает председатель правления СК Sinoasia B&R Лязат Буранбаева. Если в 2019 году доля ДМС в портфеле компании составляла 70%, или 1,8 млрд тенге, то в 2020-м она выросла до 80,7% за счет увеличения премий до 3,2 млрд тенге. Буранбаева рассказывает, что преференциальный медицинский провайдер компании – ТОО «Архимедес Казахстан» – оказался одним из немногих частных медцентров, который продолжал предоставлять медицинскую помощь в период пандемии. При этом центр начал давать консультации по телефону (так называемая телемедицина), наладил сотрудничество с государственными поликлиниками и больницами по передаче и мониторингу лечения пациентов с COVID-19, а также их госпитализации. Как вспоминает собеседница, в тот период они столкнулись с серьезными трудностями. Многие частные медицинские центры на время карантина прекратили свою деятельность, и страховщик был ограничен в возможностях направлять застрахованных на диагностические исследования и консультации узких специалистов в клиники, особенно за пределами Алматы и Нур-Султана. «Было очень сложно организовать госпитализацию застрахованного, – рассказывает Буранбаева, – возникали трудности с поставкой лекарственных препаратов, большинство наших медицинских работников переболело ковидом». Здесь нужно уточнить, что Sinoasia B&R, имея в структуре собственную клинику, работает как центр по предоставлению услуг ДМС остальному рынку и значительная часть портфеля – результат сотрудничества с партнерами – страховыми компаниями. В 2020 году и в начале этого года группа инвестировала средства в информационные технологии, в том числе на разработку мобильного приложения для застрахованных, медицинскую информационную систему (МИС), дальнейшее развитие баз данных и их интеграцию. А также на оборудование медцентров и на дополнительное привлечение медицинских кадров.
Пандемия послужила толчком к тому, чтобы цифровизация стала ключевым трендом отрасли на ближайшие годы, констатирует Ханин. По его мнению, в 2021 году страховщики сосредоточатся на поиске актуальных IT-решений и на дальнейшем переводе в онлайн всех клиентских сервисов и бизнес-процессов – от продаж до урегулирования убытков. В крупных городах будет наблюдаться переток страховых премий в онлайн-каналы продаж. «В прошлом году пандемия ускорила этот тренд, и те компании, которые быстро перешли на цифровой формат обслуживания, не только более или менее безболезненно преодолели период карантина и изоляции, но и получили конкурентное преимущество», – отмечает Ханин. Исходя из итогов страхового рынка за 2020 год, эксперт прогнозирует, что в 2021 году будет наблюдаться умеренный рост по страховым премиям: во многом он будет зависеть от того, насколько быстро восстановится в постковидный период покупательская способность населения и корпоративного бизнеса. В целом драйверами роста страхования могут стать «рост объемов кредитования, инвестиционная привлекательность продуктов страхования жизни, повышение качества клиентского сервиса». При этом показатели по страховым премиям и выплатам в 2021 году «могут вырасти порядка на 10–15 процентов».
Татьяна БАТИЩЕВА, финансовый обозреватель Forbes Kazakhstan
Статья приведена без диаграмм
Вся пресса за 27 сентября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Динамика рынка, Технологии, За рубежом, Добровольное медицинское страхование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
19 ноября 2024 г.
|
|
Ведомости онлайн, 19 ноября 2024 г.
Шадаев: компенсации и страхования граждан за утечки персональных данных не будет
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Previsico запускает Instacasting — передовое решение по борьбе с наводнениями
|
|
РБК (RBC.ru), 19 ноября 2024 г.
Страховщики делают акцент на маршрутизации пациентов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Ожидается, что застрахованные убытки от наводнения в Испании превысят 4 млрд евро: Morningstar DBRS
|
|
CarsWeek, 19 ноября 2024 г.
ОСАГО по-белорусски: почему в России полисы в 4-5 раз дороже, чем у соседей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Рост рынка киберстрахования замедляется, но появляются новые возможности
|
|
Газета.Ru, 19 ноября 2024 г.
Россиян начнут бесплатно страховать от инцидентов с электросамокатами
|
|
Авторадио, 19 ноября 2024 г.
В Госдуме предложили страховать пострадавших от обстрелов фермеров
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Allianz запускает глобальную программу по борьбе с поляризацией в общественных институтах
|
|
Рабочий путь, Смоленск, 19 ноября 2024 г.
Ремонтировать машины по ОСАГО будут дольше
|
|
Интерфакс, 19 ноября 2024 г.
МТС банк изучает страховые активы для M&A
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 19 ноября 2024 г.
Суд приговорил к 5 годам экс-главу страховой компании «ЮжУралЖасо» за растрату
|
|
Смоленская народная газета, 19 ноября 2024 г.
Смоленские водители получили от страховых компаний 2,8 миллиона рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 19 ноября 2024 г.
Цены на покрытие рисков природных катастроф в Центральной Европе выросли на 15–20% перед январскими обновлениями
|
|
Новости Воронежа, 19 ноября 2024 г.
В Воронеже осудили 7 человек, которые обманули страховые компании на 1,4 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Депутат Плотников призвал страховать аграриев в зоне военных действий
|
|
Парламентская газета, 19 ноября 2024 г.
Центробанк ввел минимальные требования к долевому страхованию жизни
|
 Остальные материалы за 19 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|