Новая газета,
4 октября 2021 г.
Ни то, ни сё
262 просмотра
Первого октября закончился срок действия отсрочки диагностических карт, а вместе с ним и растиражированная иллюзия, что техосмотр перестал быть обязательным.
Страховой агент Марина Д. расстроена - ее месячный доход ощутимо уменьшился.
Весеннее нововведение с отвязкой диагностической карты от возможности оформления полиса ОСАГО больно ударило по ее карману.
- Раньше у нас были негласные договоренности со станцией техосмотра, - рассказывает она, - водителю не приходилось даже ездить туда, мы сами все оформляли. Диагностическая карта «без выезда» собственнику легкового автомобиля обходилась в 1000-1500 рублей. Агент получал из этой суммы от 200 до 1000 рублей. Полгода водители радовались, что при покупке страхового полиса не нужно платить за карту. Но 1 октября они получили новый <головняк>. Тут либо реально техосмотр проходить, либо платить дороже за липовую карту.
Штраф небольшой, но ежедневный
С 22 августа законодатель отвязал диагностическую карту от полиса ОСАГО. Что это значит для рядового водителя?
- При заключении договора страхования карту больше не требуют, но во всех остальных случаях она нужна, - объясняет Александр Порубенко, заместитель начальника отдела надзорной деятельности УГИБДД Свердловской области. - У нас водители как услышали, что не нужно проходить техосмотр, обрадовались. Не нужно его проходить только в том случае, если вы полис оформляете. Но надо понимать, что страховая компания вправе отказать в выплате при ДТП, если у водителя не было диагностической карты, потому что только этот документ подтверждает, что автомобиль был технически исправным.
По словам сотрудника Госавтоинспекции, карта нужна в первую очередь такси, автобусам и грузовым автомобилям, перевозящим опасные грузы. В настоящее время за отсутствие техосмотра - штраф 500 рублей. Если транспортное средство закреплено за юридическим лицом, выписывается штраф на должностное лицо – 3 тысячи рублей. Если техосмотр не пройден у пассажирского транспорта, это будет расцениваться и как нарушение условий лицензирования, что чревато прекращением действия лицензии.
- Инспектор ГИБДД может попросить водителя предъявить диагностическую карту, - продолжает наш собеседник, - но с 1 марта 2021 года проверить ее он может и в электронном виде. У нас есть доступ к базе учета проведения технических осмотров. Ее при себе иметь не обязательно. По желанию водителя карту могут выдать на руки.
С 1 марта обязательным требованием стало наличие фотографий при прохождении техосмотра в пункте диагностики. На легковой автомобиль выделяется 30 минут. Раньше сотрудники ГИБДД выявляли, что транспортные средства не приезжали в пункты техосмотра, а диагностические карты выдавались формально. С учетом новых требований данная ситуация стала практически невозможной. Может быть, из-за этого Российский союз автостраховщиков (РСА) и выступил с инициативой отвязать полис ОСАГО от диагностической карты. Фото и результаты техосмотра хранятся в базе ГИБДД, их всегда можно проверить.
Новый легковой автомобиль первые четыре года техосмотр не проходит, потом два раза - каждые два года, в последующий период - ежегодно. Для такси первая диагностика - тоже через четыре года, потом ежегодно. Автомобили старше 10 лет - каждые полгода.
- Штраф за непрохождение техосмотра планируют повысить с 1 марта 2022 года до двух тысяч рублей, - говорит Александр Порубенко. - У камер фиксации дорожных правонарушений будет доступ к базе, и они смогут сразу штрафовать нарушителей, но не более одного раза в сутки. В последнее время при ДТП часто выясняется, что у водителя не было ни полиса ОСАГО, ни техосмотра.
По данным пресс-службы УГИБДД Свердловской области, с начала года на территории региона произошло 1574 ДТП, из них 128 - по причине технической неисправности транспортного средства. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года рост 245%.
На территории Свердловской области достаточно пунктов техосмотра. Сегодня они загружены примерно на 30%, и ажиотажа не наблюдается.
Очередная кормушка
- Техосмотр никуда не передавали, он как был у страховщиков, так у них и остался, - говорит Кирилл Форманчук, председатель Комитета по защите прав автовладельцев. - В период своего президентства Дмитрий Медведев вывел техосмотр из подведомственности ГАИ. Его отдали Российскому союзу автостраховщиков. Вот с того момента и стало возможным у любого страхового агента купить диагностическую карту. Оптом бланки продаются от 150 рублей. То есть страховой агент их покупает на «оптовке», а потом продает за ту сумму, на какую хватит фантазии. В среднем цена начинается от 1000 рублей.
По словам правозащитника, в последний год правительство реформировало всю процедуру техосмотра. Но все это не работало, пока с полисом ОСАГО в любой подворотне можно было купить диагностическую карту.
- Ладно легковые машины, - размышляет Кирилл. - Но есть грузовики, которые перевозят опасные грузы. Они, как и такси, и пассажирские автобусы, обязаны проходить техосмотр раз в полгода. Получается, ради такого опасного транспорта и принимался закон о техосмотре, но и в этом случае водители без проблем покупали диагностические карты.
С 2019 года государство начало реформу техосмотра. Сначала ввели повышенные требования к диагностическим станциям, добавили фотографирование с GPS, с привязкой к местности, сделали сервер, на который эти фото нужно закачивать.
- Мы подсчитали, что каждый день около 40 тысяч автомобилей проходит в стране техосмотр, - продолжает общественник. - Зачем этот сервер, если никто никогда не посмотрит эти фотографии? Пусть даже по пять фото на каждое авто - это огромный объем информации. Все автостанции для техосмотра обязали купить дорогие фотоаппараты с ГЛОНАССом. Фотографируют в боксе, а представляете, какая погрешность при фотографировании в бетонном помещении? Потом сервер не принимает эти фотографии, потому что у них координаты не сходятся на несколько метров. Все это продолжалось два года. В итоге техосмотр временно отменили, потому что куча проблем: то станции не могли купить оборудование, то ковид, то еще что-то.
Фактически для рядового потребителя, который последние годы добросовестно проходил техосмотр, ничего не изменилось. Он так же в обозначенные сроки едет на станцию технического осмотра и получает диагностическую карту. Но мы же понимаем, что такой владелец авто - редкий экземпляр. Никто техосмотр честно не проходил, все покупали карту.
- Проблема в водителях грузовиков, особенно дальнобойщиках, - считает наш собеседник. - Они покупали карты в среднем по тысяче рублей. Сейчас для них цена увеличилась до четырех тысяч рублей. Водитель легковушки поедет и за тысячу-полторы пройдет процедуру официально. Но если у грузовика трещина в лобовом стекле, его замена стоит от 60 тысяч. Колеса по 50-60 тысяч каждое, а их на одной только оси бывает 2-4, так что водителям большегрузов дешевле купить техосмотр, чем чинить машину. К слову, цены на «левый» техосмотр резко выросли. Теперь подделка технически стала более сложной. Вы присылаете фото своего авто, на станции «встраивают» в его данные нужные GPS-координаты – мы живем в век информационных технологий, подделка все равно возможна. Реформа техосмотра привела лишь к тому, что это стало дорого для конечного потребителя. Дорого и для диагностических станций, потому что они на многие миллионы закупили требуемое оборудование и подключились к необходимым системам.
Как и в истории с системой «Платон», очередной олигарх обогатился и на этой государственной реформе.
- Техосмотр - это доходный бизнес, - уверен Кирилл Форманчук. - Был период, когда РСА разрешил передвижные станции техосмотра. Подобные станции, аккредитованные где-нибудь в Москве, по всей стране продавали диагностические карты, словно они действительно колесили по всем уголкам России. Все про это знают - и страховщики, и гаишники. Государство само вывело эту коррупционную кормушку, из которой кормится большое количество структур.
Изольда ДРОБИНА, соб. корр. «Новой» по Уралу
Вся пресса за 4 октября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
7 марта 2025 г.

|
|
Report.Az, Баку, 7 марта 2025 г.
Азербайджан и Венгрия обсудили перспективы сотрудничества в сфере страхования

|
|
ТАСС, 7 марта 2025 г.
ЦБ выделил четыре региона РФ с высокими рисками мошенничества в сфере ОСАГО

|
|
360.ru, 7 марта 2025 г.
Совладелец страхового брокера Озеров: перед внедрением ОСАГО для электросамокатов нужно урегулировать ПДД

|
|
Казахстанский портал о страховании, 7 марта 2025 г.
Ключевой игрок рынка киберстрахования не планирует исключать риски ИИ из покрытия

|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 7 марта 2025 г.
Аграриям Чувашии компенсируют 4,2 млн рублей за страхование сельхозживотных

|
|
НИА Красноярск, 7 марта 2025 г.
В 2024 году 3,8 тыс. жителей Красноярска получили выплаты по страховым случаям

|
|
РИА Новости, 7 марта 2025 г.
Число договоров по страхованию отсрочки платежа для МСП выросло вдвое

|
|
Total.kz (Тотал Казахстан, ИА), Алматы, 7 марта 2025 г.
Более 37 тысяч казахстанцев получили выплаты по страхованию жизни

|
|
Коммерсантъ-Кубань, 7 марта 2025 г.
Объем страхового рынка Кубани за 9 месяцев 2024 года превысил 50 млрд рублей

|
|
Финмаркет, 7 марта 2025 г.
Проценты по вкладу теперь можно застраховать

|
|
Тренд, Баку, 7 марта 2025 г.
Будут произведены страховые выплаты в связи с ущербом в результате снежной погоды в Баку

|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 7 марта 2025 г.
Мэр Новокузнецка призвал жителей страховать дома от паводка

|
|
Тамбовская жизнь, 7 марта 2025 г.
Повреждение моста в Воронеже обошлось автостраховщикам в 40 тысяч рублей

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
Лишние галочки

|
|
Российская газета, 7 марта 2025 г.
В банке теперь можно застраховать проценты по вкладам. Что это значит для клиента?

|
6 марта 2025 г.

|
|
Финмаркет, 6 марта 2025 г.
Назван самый дорогой страховой бренд в мире

|
|
Правда ПФО, Нижний Новгород, Чебоксары, Уфа, 6 марта 2025 г.
В Башкирии хотят узаконить статус аварийных комиссаров

|
 Остальные материалы за 6 марта 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|