Статья о состоянию медицинского страхования в московском регионе. Автор высказываемого мнения, впоследствии ставший известен своей деятельностью в Правительстве, в то время руководил страховой организацией.
Московская правда,
21 апреля 1996 г.
Льготный рецепт с вариациями 2953 просмотра
Мы уже сообщали о том, что в ноябре прошлого года в Москве начался эксперимент, направленный на отработку нового механизма учета и оплаты медикаментов, отпускаемых бесплатно и со скидкой. В эксперименте участвуют 3 административных округа столицы (Южный, Центральный и г. Зеленоград) и 2 страховые компании («МАКС» и «РОСНО»), имеющие в этих округах наибольшее количество застрахованных.
О ходе эксперимента и его последующих этапах рассказывает генеральный директор страховой компании «МАКС» Михаил Зурабов.
На протяжении многих десятилетий львиная доля расходов, связанных с лечением советских граждан, покрывалась за счет средств государственного бюджета. Стационарная помощь была полностью бесплатной, а при амбулаторном лечении необходимые для этого медикаменты приобретались в аптеках за плату, отражающую лишь условно их реальную стоимость. Делать это позволяла существующая в то время экономическая система, при которой заработанные человеком средства делились на 2 части: наименьшая выплачивалась ему в виде зарплаты, а наибольшая аккумулировалась государством, что и создавало финансовую основу для тотального дотирования всех товаров и услуг, в частности медикаментов.
При переходе к рыночной экономике резко сократились возможности для прямого бюджетного дотирования. Коснулось это и здравоохранения. Если медицинская помощь в лечебных учреждениях осталась для пациента по-прежнему бесплатной, то рост цен на медикаменты в аптечной сети сразу же стал для него заметен. Для малообеспеченных категорий населения, которые, как правило, больше всего нуждаются в лекарствах, они оказались недоступными. Люди, не имеющие финансовой возможности в полной мере поддерживать свое здоровье, вздохнули с облегчением лишь тогда, когда появилось правительственное постановление, устанавливающее порядок отпуска лекарств по бесплатным и льготным рецептам определенным категориям граждан.
Вскоре средства, предусмотренные для этих целей, начали поступать из бюджетов субъектов Федерации на счета органов управления здравоохранением, которые в свою очередь производили взаиморасчеты с аптечной сетью. Однако довольно быстро в этой схеме возникли весьма серьезные сбои. Многие аптеки выставляли такие счета, для оплаты которых у органов здравоохранения просто-напросто не хватало средств. Происходило это из-за того, что, с одной стороны, нередко врачи выписывали пациентам, имеющим право на льготные рецепты, либо очень дорогие лекарства, либо в избыточных количествах, а с другой стороны, аптечные учреждения отпускали выписываемые медикаменты по свободным ценам. И выстраивалась следующая цепочка: органы здравоохранения не могли перечислить деньги аптекам своевременно и в полном объеме, аптеки не могли рассчитаться с поставщиками, поставщики сокращали поставки медикаментов, лекарства становились менее доступными, а льготные рецепты превращались в никому ненужные бумажки. Таким образом вроде бы узаконенное и продекларированное право не реализовывалось. В одних регионах по решению местных властей эти льготы вообще отменили, в других сократили количество аптек, производящих отпуск лекарств по льготным рецептам, в-третьих, ужали до минимума перечень льготных лекарств.
Начав эксперимент, мы решили прежде всего наладить систему учета и контроля льготных рецептов. Оснастив 136 аптек, участвующих в эксперименте, компьютерной техникой, обучив персонал работе на ней и разработав соответствующие компьютерные программы, мы изменили форму рецепта и ввели на каждого льготного пациента лицевые счета, в которых, в частности, указывается его диагноз, какие лекарства и каким медицинским учреждением ему были выписаны, в какой аптеке и по каким ценам отпущены.
Теперь мы без труда можем найти врача, допустившего в рецепте передозировку, и аптеку, отпустившую лекарство по сильно завышенной цене.
А ведь это — лишние бюджетные расходы. Раньше такой учет не проводился. Попробуйте пересмотреть вручную несколько мешков рецептов! Поэтому найти конкретного виновника допущенных перерасходов было невозможно. Мы же ведем такой учет постоянно, и за 6 месяцев, прошедших с начала эксперимента, проанализировали около 4 миллионов рецептов. Это первый этап.
Задача второго этапа, к которому мы вплотную подошли, состоит в разработке медико-экономических стандартов лекарственного обеспечения. Не секрет, что возможности бюджета ограничены. Поэтому необходимо ввести определенные ограничения как на перечень лекарств, отпускаемых по льготным рецептам, так и на материальные затраты, связанные с амбулаторным лечением конкретного заболевания.
Ведь может случиться так, что при появлении в аптеках какого-то нового дорогостоящего препарата врачи, не сговариваясь, начнут выписывать на него льготные рецепты. В результате человек 30 его, возможно, и получат, но на это уйдут все бюджетные средства, предназначенные для оплаты всех льготных рецептов, и потому другие 100 человек не смогут приобрести бесплатно или со скидкой даже обыкновенный аспирин. То есть они не смогут воспользоваться положенной им льготой. При наличии же медико-экономических стандартов врач будет знать, какие именно препараты он может выписать при лечении конкретного заболевания и в какую денежную сумму он при этом должен уложиться.
Анализ показывает, что в обязательный перечень лекарств должно быть включено не менее 450 наименований. Решение о назначении любого из них принимает врач, а оплачивать такой рецепт будет страховая компания. Если же возникают ситуации, при которых больному потребуются более дорогие лекарства, не вошедшие в обязательный перечень, принятое врачом решение об их назначении по льготному рецепту должно утверждаться главврачом или экспертом органа управления здравоохранением. Очевидно, на оплату таких рецептов должна пойти целевым назначением часть выделяемых бюджетом средств.
Одновременно с разработкой медико-экономических стандартов лекарственного обеспечения мы готовимся к третьему этапу эксперимента, главным итогом которого должен стать переход на согласованные цены на лекарства, отпускаемые бесплатно и со скидкой. Сейчас средний разброс цен по аптекам на одно и то же лекарство составляет 30-35 процентов, а в некоторых случаях цены отличаются на порядок. Вследствие таких скачков затраты на лечение одного и того же заболевания тоже различны. Их надо привести к общему знаменателю.
Сделать это можно путем оптовых закупок лекарственных средств на тендерной основе. В тендере будут принимать участие заявившие о своей готовности поставщики. Думаю, желающих получить столь выгодный госзаказ найдется немало. Предпочтение же будет отдано тем, кто предложит наиболее низкие цены при заданном качестве и гарантиях своевременных поставок.
После проведения тендера и заключения тарифного соглашения страховые компании будут оплачивать все медикаменты только по той цене, которая определена тарифным соглашением. Возможно, следующий тендер позволит найти поставщика, который предложит еще более низкие цены, и тогда условия тарифного соглашения поменяются. На тендер выставляется относительно небольшой объем поставок: 20-30 процентов от потребности. Остальные поставки могут производиться любыми фирмами, но по ценам не выше тех, что предусмотрены тарифным соглашением.
В течение ближайших трех месяцев мы планируем завершить второй этап эксперимента, а в мае — провести первый тендер. Вообще эксперимент продлится до конца года. В него постепенно будут включаться другие округа и другие страховые компании. Надеюсь, что в итоге нам удастся нормализовать ценовую политику в сфере лекарственного обеспечения и сократить бюджетные расходы на оплату льготных рецептов. Сэкономленные средства можно будет направить на расширение льгот, увеличение обязательного перечня лекарств, закупку более дорогих препаратов у известных фирм-производителей. А это наверняка отразится и на эффективности, и на качестве лечения.
Записала Н.СМЕТАНИНА
Приложение «Ваше здоровье» газеты «Московская правда», апрель 1996 г.
Вся пресса за 21 апреля 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Инструменты, Столица, Тенденции
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Бизнес online, Казань, 26 ноября 2024 г.
«Кто в здравом уме вложился бы?»: как Тахир Хадеев потерял 600 тысяч рублей из-за… Ричарда Брэнсона
|
|
ОренбургМедиа, 26 ноября 2024 г.
Инсценировали ДТП. Страховая компания отсудила у автоподставщиков более полумиллиона рублей
|
|
Вечерняя Казань, 26 ноября 2024 г.
Татарстанским водителям без ОСАГО придется раскошелиться
|
|
Аргументы и факты-Приморье, Владивосток, 26 ноября 2024 г.
Штраф за отсутствие полиса ОСАГО может достигнуть 5 тысяч рублей
|
|
74.ru, Челябинск, 26 ноября 2024 г.
Штраф за езду без полиса ОСАГО вырастет в шесть раз
|
|
Ведомости, 26 ноября 2024 г.
Минэк может получить контроль над механизмом оборотных штрафов за утечки данных
|
|
Коммерсантъ, 26 ноября 2024 г.
ОСАГО маловат лимит
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 26 ноября 2024 г.
Опасные объекты принесли премии
|
|
Курсив, Ташкент, 26 ноября 2024 г.
В Узбекистане застрахуют сельхозриски
|
|
Лента.Ру, 26 ноября 2024 г.
Названы способы сэкономить на покупке ОСАГО
|
25 ноября 2024 г.
|
|
360.ru, 25 ноября 2024 г.
«Нужно стартовать от 1 млн рублей». Автоэксперт — о повышении выплат по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-FM, 25 ноября 2024 г.
Возгоранию подбирают причины
|
|
Regnum, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт объяснил идею повысить штрафы за езду без полиса ОСАГО
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|