Российская газета онлайн,
6 октября 2021 г.
Страховые медорганизации - необходимое звено в комплексе государственных мер по сохранению здоровья и жизни россиян 159 просмотров
Российское правительство возвращается к работе над восстановлением первичного звена здравоохранения. Цель модернизации - добиться тотального охвата населения качественной медицинской помощью. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» до 2024 года планируется построить сотни медучреждений и фельдшерских пунктов с новым медоборудованием, а также снабдить новые и действующие амбулатории кадрами, которых катастрофически не хватает. Однако исключительно инфраструктурные решения вряд ли позволят добиться поставленной в нацпроекте задачи повышения ожидаемой продолжительности жизни (с 73,2 лет до 78). Это в большей степени зависит от повышения качества оказания медицинской помощи. Поэтому президент РФ Владимир Владимирович Путин сделал акцент на важности такого параметра, как удовлетворённость населения качеством медицинских услуг. К сожалению, рост этого показателя пока не отмечен.
Об этом свидетельствует и то, что в страховые медицинские организации (СМО) ежегодно обращаются порядка 4 млн пациентов с жалобами на качество и доступность медицинской помощи.
Для них СМО - это основная инстанция, позволяющая не оставаться один на один с системой здравоохранения. В некоторых случаях речь идёт буквально о жизни пациента, когда страховые представители добиваются своевременного и надлежащего лечения.
Ввиду такого спроса со стороны общества страховые медорганизации ежегодно совершенствуют сервисы по сопровождению пациентов, делая их оперативными и таргетными.
Почему пациент недоволен
В июле на заседании Совета по стратегическому развитию и проектам президент Владимир Путин обратил внимание министра здравоохранения Михаила Мурашко на необходимость возвращаться к программе восстановления первичного звена медучреждений, отложенной из-за пандемии. «Деньги очень приличные там [в программе восстановления первичного звена, - прим. ред.] - свыше 500 миллиардов, и нужно, чтобы показатель удовлетворённости [медпомощью] всё-таки входил в число тех, которые фиксируют качество нашей работы», - отметил президент, ссылаясь на данные социологического опроса, проведённого Федеральной службой охраны, которая констатировала, что «не наблюдается повышение удовлетворённости граждан системой здравоохранения».
Реформирование первичного звена здравоохранения должно было начаться ещё в прошлом году, после того как годом ранее на Госсовете положение амбулаторных медучреждений было признано непростым. Но из-за пандемии оно было отложено. Проблемы в первичном звене здравоохранения, где граждане получают до 80% медицинских государственных услуг, копились многие годы. По данным Высшей школы организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ), несмотря на строительство десятков федеральных медицинских центров с передовым оборудованием, перинатальных и других узкопрофильных медицинских организаций, в целом мощности здравоохранения с 2005 года сократились наполовину (с 8859 до 4390 в 2019-м), а количество амбулаторий - в четыре с половиной раза. Врачей за это время стало в полтора раза меньше необходимого, среднего медперсонала - почти вдвое. Минздрав в позапрошлом году признал, что неохваченными доступной медпомощью остаются 488 населённых пунктов страны, как минимум восемь тысяч зданий - почти десятая часть всего фонда государственного здравоохранения - находится в аварийном состоянии. Как следствие, высокая смертность наряду с упавшей на пятую часть за последние 4 года рождаемостью привели к убыли населения в 2018 году более чем на 250 тысяч человек, в прошлом году - уже на 688 тысяч человек, как следует из данных Росстата.
В последние шесть лет резко увеличилась и гибель от онкологии и сердечно-сосудистых заболеваний из-за позднего выявления их как раз в первичном звене. Сейчас в России 3,7 млн людей страдают онкологическими заболеваниями, 5 млн - сахарным диабетом, более 20 млн - болезнями системы кровообращения. «По данным исследований, многие пациенты, например, с онкологией, систематически испытывают трудности с получением медпомощи: 48% ждут подтверждённый диагноз более месяца, 39% узнают о своём диагнозе слишком поздно - на 3 и 4 стадии болезни, 57% не могут получить информацию о диагнозе, льготных лекарствах и лечении, - говорит президент Всероссийской общественной организации «Ассоциация онкологических пациентов «Здравствуй!» Ирина Боровова. - Именно поэтому очень важно иметь защитников в системе здравоохранения, которые осуществляют независимый контроль, находятся на одной стороне с пациентами и имеют реальные полномочия добиваться соблюдения прав пациента». То есть пока будет восполняться дефицит амбулаторий, ФАПов и мобильных медицинских пунктов, система контроля СМО за качеством и доступностью медицинской помощи остаётся для пациента спасительной соломинкой и реальной защитой в условиях дефицита поликлиник и медицинских специалистов.
Почему СМО - ваша реальная защита
По данным Росздравнадзора, в 2019 году к ним поступило около 100 тысяч жалоб пациентов на качество медицинской помощи, а в прошлом году - уже 131,1 тысяча (что на 37,3% больше, чем годом ранее). Отчасти это связано с приостановлением оказания плановой помощи и диспансеризации из-за пандемии. Впрочем, задача Росздравнадзора в первую очередь - это контроль соблюдения технического состояния медучреждений, их оснащённости, безопасности медицинской деятельности. А вот изучение и решение проблем пациентов, связанных с доступностью и качеством медицинской помощи - задача, которую решают СМО.
«Если количество обращений в Росздравнадзор исчисляется тысячами, то к страховым медицинским организациям в прошлом году поступило около 4 млн обращений, а только за первое полугодие 2021 года - 3,5 млн человек обратились в СМО, - говорит вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов. - Разумеется, сюда входят самые разные случаи и виды обращений, но важнейшая составляющая обращений касается нарушений доступности и качества оказания медицинской помощи, для выявления и устранения которых СМО проводят до 37 млн медицинских экспертиз в год».
По данным ВСС, из дефектов оказания медицинской помощи, выявляемых в ходе экспертных мероприятий СМО в первом полугодии 2021 г., несоблюдение порядков и стандартов оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций оценивается в 78,9%, нарушение условий оказания медпомощи, в том числе сроков её ожидания составляет 16,9%. В период пандемии СМО выстроили многоканальную систему для оперативного реагирования на обращения пациентов, включающую онлайн-сервисы. Их развитию СМО сейчас уделяют особое внимание, учитывая, что всё больше медицинских сервисов становятся цифровыми.
«Линия помощи» пациентам ускоряется
О запуске обновлённой онлайн-приёмной в июле этого года объявила компания «АльфаСтрахование - ОМС», открывшая сервис «Линия помощи», который помогает застрахованным более оперативно преодолевать сложности и проблемы при получении медицинской помощи по ОМС. Причём даже тогда, когда права пациента ещё не нарушены и есть шанс исправить ситуацию с медпомощью на опережение. В каких ситуациях сервис может решить вопросы пациентов? Если он сомневается в поставленном диагнозе, назначенном лечении, то эксперты страховой проведут экспертизу качества оказанной медпомощи, дадут рекомендации и расскажут пациенту о дальнейших шагах. При этом неважно, находится ли сейчас пациент на больничной койке или обратился после лечения с осложнениями. Если ему необходима консультация или содействие в получении своевременной медицинской помощи, специалисты компании лично подключаются к решению вопроса с медицинскими организациями, добиваются, чтобы пациенты получали помощь по ОМС вовремя и без нарушений их законных прав.
Сервис представляет собой справочно-операционную платформу с готовыми шаблонами, оптимизирующими процесс обработки и анализа обращений для скорейшего устранения ошибок в оказании медпомощи. Работа платформы интуитивно понятна для людей разных возрастов, она содержит форму онлайн-обращения, которая доступна с любого гаджета. Заполняя онлайн-обращение в «Линии помощи», пациент получает пошаговые подсказки о том, как правильно сформулировать суть проблемы, какую именно информацию направить, какая помощь страховой компании ему может понадобиться в его случае и прочее. В шаблонах указано, какие следует ввести данные и прикрепить документы (при наличии) - всё, на что ранее уходили дни.
«За последние годы институт страховых представителей СМО доказал свою эффективность: случаи исправления с их помощью врачебных ошибок, обеспечения своевременности госпитализации или приёма и прочие - исчисляются миллионами. Очевидно, что такая система контроля напрямую повышает качество оказания медпомощи, - говорит Дмитрий Кузнецов. - В свете поставленных президентом задач, в том числе по повышению удовлетворённости населения качеством медицинских сервисов, мы считаем целесообразным распространить полномочия СМО по сопровождению и защите прав застрахованных на всех этапах оказания им медицинской помощи, во всех медорганизациях Российской Федерации. Неразрывность процесса - гарантия его эффективности. Усиление межведомственного взаимодействия - ещё одна «составляющая успеха». Цель экспертиз - выявление и устранение дефектов, над которыми надо работать и руководству медорганизаций, и органам управления здравоохранением. И экспертные заключения СМО в этом смысле необходимо воспринимать по аналогии с предписаниями госорганов. При таком подходе, убеждён, ситуация начнёт меняться в нужном направлении».
В «АльфаСтрахование - ОМС» уверены, что «Линия помощи» позволит, оперативно решая чувствительные для людей проблемы по ОМС, сработать на опережение и тем самым «выиграть важное время для пациентов» в борьбе за сохранение их жизни и здоровья.
«Онлайн-приемная является эффективным инструментом оперативного взаимодействия с главным участником системы здравоохранения - пациентом. В то же время, мы даём обратную связь органам управления здравоохранения и ОМС, решаем проблемы с доступностью и повышением качества медицинской помощи. Реализация широкого функционала страховых компаний по ОМС очень важна для достижения конкретных национальных целей, в частности, снижение смертности от инфаркта миокарда, от острого нарушения мозгового кровообращения, увеличение выживаемости пациентов с онкологическими заболеваниями. И здесь важно работать с каждым пациентом. Не оставляя его наедине с проблемой в получении медицинской помощи, помогая ему с решением - мы в целом системно работаем над задачей государственной важности» - заключает Андрей Рыжаков.
Справка
Основные запросы и жалобы пациентов при обращении в СМО:
- Неуверенность в поставленном диагнозе
- Сомнения в качестве лечения
- Невозможность получить медпомощь в установленные законом сроки
- Требование денег медорганизацией за лечение, предусмотренное в рамках полиса ОМС
- Невозможность получить положенные по ОМС необходимые лекарства
- Необходимость в юридической помощи при споре с медорганизацией
Данные: ВСС.
Партнерский материал
Вся пресса за 6 октября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO
|
|
ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы
|
|
Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями
|
|
РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch
|
|
NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника
|
|
ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик
|
|
РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата
|
|
rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове
|
|
Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе
|
|
Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться
|
|
ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
 Остальные материалы за 22 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|