В статье рассматривается занимательный судебный прецедент.
Коммерсантъ,
26 апреля 1996 г.
Швейцарские страховщики должны заплатить за смерть русского банкира 5336 просмотров
Суд Женевы обязал швейцарскую страховую компанию Helvetia выплатить вдове президента коммерческого банка «Югорский» Олега Кантора $150 тыс. Незадолго до смерти банкир застраховал в Helvetia свою жизнь, оставив полис страховому агенту.
Впоследствии адвокатам Ирины Кантор пришлось немало потрудиться, чтобы разыскать этого агента и востребовать полагающуюся сумму. Один из судей назвал принятое решение беспрецедентным: только в Женевском суде от швейцарских страховых компаний добиваются выплат родственники примерно 150 погибших российских предпринимателей, но пока это удалось лишь Ирине Кантор. Ободренные решением суда, адвокаты намерены теперь взыскать страховки с других страховых зарубежных компаний, в которых, по слухам, Кантор мог застраховать свою жизнь.
Бюрократическая Швейцария
По словам судьи, рассматривавшего иск вдовы Олега Кантора, в производстве Женевского суда находится около 150 исков родственников погибших российских предпринимателей (примерно столько же в суде города Цюриха). В трети случаев заявители требуют получения средств покойных родственников в швейцарских банках, а в остальных — выплаты страховки. Практика страхования жизни в Швейцарии довольно популярна среди российских предпринимателей, поскольку, по меркам наших соотечественников, сумма страхового взноса невелика: при страховании жизни на сумму $150 тыс — всего 3 тыс швейцарских франков. Система страхования в Швейцарии считается одной из самых надежных в мире, так как ответственность по обязательствам фирмы в случае ее банкротства берет на себя государство. Однако швейцарцы слывут большими бюрократами: при наступлении страхового случая они требуют от родственников погибшего массу справок. История с вдовой Олега Кантора показалась судье беспрецедентной, поскольку впервые суд Женевы удовлетворил претензии гражданина России о взыскании страховки за погибшего родственника.
Поиски страхового полиса
Олег Кантор застраховал свою жизнь в одной из крупнейших швейцарских страховых компаний Helvetia незадолго до смерти. При заключении договор посредник из некоей фирмы Rathbone Trust Company убедил банкира, что «в случае чего» (например, его смерти) страховка родным будет выплачена незамедлительно.
Оформив с посредником договор, банкир оставил ему страховой полис. На счет Helvetia президент «Югорского» перечислил 3 тысячи швейцарских франков, а агент, получив причитавшийся процент, оставил себе страховой полис и забыл и думать о своем российском клиенте.
Развязка наступила неожиданно. В ночь с 19 на 20 июля прошлого года Олег Кантор был зарезан наемным убийцей на подмосковной даче в поселке Снегири, которую он снимал.
Овдовевшая Ирина Кантор знала, что банкир застраховал свою жизнь, но он не успел сообщить ей, в какой именно компании. Сначала она терпеливо ждала весточки от швейцарских страховщиков, надеясь, что информация о трагедии попадется на глаза кому-нибудь из руководителей компании либо посреднику, после чего ей и пришлют чек на страховую сумму.
Но вскоре выяснилось, что ожидания напрасны, и вдова решила заняться поисками страховщиков самостоятельно. Поскольку без помощи адвокатов в этом деле было не обойтись, Ирина наняла руководителя юридической фирмы «Прайвест» Александра Добровинского. Для поиска страховой компании и посредника адвокат в конце сентября 1995 года вылетел в Женеву. С визитками, где были указаны фамилии партнеров покойного банкира, адвокат обошел буквально полгорода.
Поиски увенчались успехом. Спустя три недели Добровинскому удалось найти посредника — Rathbone Trust Company, где ему подтвердили факт заключения Кантором страхового договора. Чтобы урегулировать вопрос о выплате страховки, у адвоката потребовали представить подтверждение факта насильственной смерти Кантора для посылки в Helvetia. Посредник потребовал также представить из российских правоохранительных органов бумагу с указанием, где и когда был убит банкир. Последнее было необходимо, так как в условиях договора значилось, что страховое возмещение не выплачивается в случае насильственной смерти клиента у себя дома.
Необходимые справки из МВД и прокуратуры Московской области, где расследовалось уголовное дело, адвокатом были собраны и отправлены посреднику в Швейцарию. Но в течение нескольких месяцев от Helvetia не было никаких ответов: бумаги легли в долгий ящик.
Как это бывает в Швейцарии
Четыре месяца российские и швейцарские адвокаты (Добровинскому кроме помощников из своей фирмы пришлось подключить к делу коллег из Швейцарии) не могли встретиться с представителями страховой компании. Первые две недели сотрудник, занимающийся поверкой страховых случаев, просто не подходил к телефону. Затем адвокатам сообщили, что «он ушел в отпуск». По прошествии месяца Добровинскому стали вежливо объяснять, что нужного человека нет на месте, а потом просто начали грубить на местном диалекте.
В беседе с корреспондентом «Ъ» Добровинский не стал приводить цитат, сказав лишь, что посылали его «далеко, глубоко, надолго и по-хамски». Сотрудники Helvetia, заслышав на проводе русскую речь, хихикая сетовали адвокату на то, что из Москвы к ним ездят одни уголовники, а аферистов в России больше, чем жителей в Швейцарии.
В феврале 1996 года адвокат подал к фирме-посреднику Rathbone Trust Company, заключавшей договор страхования, иск в Женевский суд. Он потребовал не только выплатить вдове причитающиеся деньги, но и возместить ей моральный ущерб. Копия искового заявления была направлена в Helvetia.
Заседания по иску проходили в марте. Суд, выслушав истца, обязал фирму-посредника »урегулировать в течение месяца вопрос о выплате компанией Helvetia страховой суммы». Но страховщики упорствовали. Они требовали доказательств того, что банкира убили, а он не покончил жизнь самоубийством, а также того, что покойный был гражданином Швейцарии. В который раз адвоката просили указать «причину смерти Олега Кантора», на что Добровинский отвечал, что это не удалось выяснить даже следственным органам.
После вторичного обращения Александра Добровинского Женевский суд обязал компанию Helvetia выплатить Ирине Кантор $150 тыс, пообещав в случае уклонения наложить арест на счета этой страховой компании.
Пока вдова ожидает ответа от Helvetia, адвокат Добровинский намерен взыскать деньги еще с ряда зарубежных компаний, в которых банкир, по слухам, мог застраховать свою жизнь.
Страхование жизни — рискованное дело
Страховые компании — как западные, так и российские — относятся к страхованию от несчастных случаев весьма осторожно, особенно если это касается частных лиц. Еще во времена монопольного положения «Госстраха» были случаи мошенничества со страховкой: клиенты, к примеру, инсценировали сотрясение мозга. Вот почему договоры индивидуального страхования от несчастных случаев в российской практике довольно редки. По словам некоторых страховщиков, при переговорах с частными клиентами они в первую очередь пытаются выяснить, как им вообще пришла в голову мысль застраховаться.
Чаще всего страховым компаниям приходится заключать договоры на сумму от 20 до 50 млн рублей на одного застрахованного. Однако есть клиенты, которые хотят застраховаться на более крупные суммы: на 100 млн рублей и выше. Это руководители банков, совместных предприятий, крупных промышленных структур и просто богатые люди. По свидетельству страховщиков, «новые русские» предпочитают обычно страховаться на $100 тыс
А вот страховые компании заключают подобные договоры не слишком охотно. Страховщику опасно принимать на страхование риск, сумма которого в несколько раз превышает среднюю страховую сумму по всем заключенным договорам. Поэтому при заключении договора страховщик будет тщательно проверять клиента.
Первое, что постарается выяснить страховщик, — это насколько криминален бизнес клиента. Необходимо знать, что представляет собой человек, — не исключено, что клиент решил застраховаться, испытывая серьезное беспокойство за свою жизнь и желая дополнительно обеспечить свою семью (поэтому, кстати, говоря, на Западе с клиентом часто беседует психолог).
Иногда из осторожности страховщик может предложить клиенту застраховать его только на случай естественной смерти. Так, в практике одной из московских страховых компаний был случай, когда появились два человека и попросили застраховать каждого в пользу другого на довольно крупные суммы. Страховщик выписал полис, но с условием, что в первые три месяца насильственная смерть покрываться не будет.
Второе, что обычно выясняется — сопоставим ли доход клиента с суммой, на которую он намерен страховаться. Если ваш годовой доход составляет $10 тыс, то на $100 тыс никто вас страховать не будет. Надо, чтобы страховая сумма превышала годовой доход не более чем в 3-4, максимум в 5 раз.
Любая нормальная страховая фирма не захочет оставлять отдельный риск суммой $100-150 тыс, а постарается передать часть риска другим компаниям (перестраховать). Как это ни странно, но случаев появления таких рисков на российском рынке никто из страховщиков вспомнить не мог. Более того, страховщики сказали, что и не приняли бы в перестрахование такой риск от своих коллег, — они склонны доверять только собственной интуиции и хотели бы сами проверить клиента.
Поэтому остаются два варианта — либо крупные риски принимались на страхование и не перестраховывались — а это означает, что страховщик не собирался выплачивать возмещение, либо они пока не страховали вообще. Вероятность, что риск страхования от несчастных случаев перестраховывался в западных компаниях, невелик, поскольку Запад практически никому не доверяет.
Никто не смог припомнить и случаев выплаты крупных возмещений. По сведениям «Ъ», сумма самого крупного возмещения по страхованию от несчастных случаев в прошлом году составила 45 млн руб. Такая сумма несколько раз была выплачена московской компанией «Союзник» семьям погибших милиционеров.
Алексей ГЕРАСИМОВ
Вся пресса за 26 апреля 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Выплаты, За рубежом, Страхование от несчастных случаев, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|