Банки.ру,
26 октября 2021 г.
С «цифрой» по жизни: как движется технологический прогресс в страховании? 827 просмотров
Цифровизация страхового рынка выходит на новый уровень. Выстроив процесс онлайн-продаж, страховщики «оцифровывают» урегулирование убытков и внедряют искусственный интеллект в бизнес-процессы.
Основным событием этого года для всех, кому интересен будущий облик финансовой сферы, станет форум инновационных финансовых технологий Finopolis Банка России. Из-за пандемии он пройдет в онлайн-формате, однако организаторы рассчитывают провести и очные сессии весной будущего года. Ключевой темой на мероприятии станут вопросы форсированной цифровизации финансовых рынков — процесса, во многом инициированного именно пандемией. Одной из тем для обсуждения станут перспективы технологического скачка на страховом рынке, который постепенно сокращает «цифровое отставание» от банковского сектора.
О том, что цифровизация страхования действительно идет форсированными темпами, свидетельствуют как официальная статистика рынка, так и экспертные оценки. Так, по прогнозам рейтингового агентства «Эксперт РА», рынок электронного страхования (без учета продаж е-ОСАГО) в этом году превысит отметку в 30 млрд рублей собранных премий. По итогам прошлого года страховщики собрали через онлайн-каналы 23 млрд рублей. Причем треть этого объема пришлась на продукты страхования жизни, а четверть — на автокаско. То есть прирост рынка в этом году, по экспертным оценкам, может превысить 40%.
В свою очередь, Банк России отмечал, что в первом полугодии этого года был зафиксирован рост доли интернет-канала в общем объеме продаж: на 1,6 процентного пункта год к году, до 7,6%. «Рост интернет-продаж в первую очередь связан с резким увеличением взносов по иным видам страхования, чем ОСАГО», — констатировал регулятор. Он также отметил рост доли «электронного» страхования жизни (в основном ИСЖ и НСЖ) и автокаско. В итоге по сравнению с первым полугодием прошлого года доля продуктов, «отличных от ОСАГО», выросла в дистанционных продажах с 14% до 44%.
Хотя онлайн-продажи — значимая часть цифровизации рынка, но одними ними технический прогресс в этой области, разумеется, не ограничивается. Ведь для потребителя страховых услуг гораздо более важным условием цифровизации является перенос «на дистанцию» процесса урегулирования страхового случая и получения выплат. Для этого необходим как полностью безбумажный документооборот (заставлять клиента сканировать документы и отсылать страховщику их копии — это еще далеко не цифровизация), так и омниканальная коммуникация с клиентом, включающая в себя возможность идентифицировать человека и решить его вопрос в любом канале связи (от телефона и страхового приложения до соцсетей).
Еще один крупный блок «цифровых» вопросов — применение искусственного интеллекта и анализ больших данных. Хотя возможности ИИ в первую очередь упрощают и делают более эффективными процессы внутри самой компании, в выигрыше тем не менее остается клиент. За счет более глубокого андеррайтинга силами ИИ страховщики могут более точно анализировать риски, что в конечном итоге напрямую влияет на ценовую политику компаний, то есть на стоимость страхования.
О технологическом развитии рынка свидетельствует и появившийся в прошлом году первый в этой области рейтинг страховых компаний, который был составлен фондом «Сколково» и VR_Bank. Исследователи проанализировали 45 крупнейших по сборам страховщиков по 26 показателям, объединенным в пять основных тематических блоков. Среди них: наличие онлайн-сервисов, количество загрузок мобильного приложения, оперативность реагирования на обращения в соцсетях и др. Также оценивалась готовность компаний к дистанционному урегулированию страховых случаев. В тройку лидеров рейтинга вошли компании «Согласие», «ВСК» и «Ингосстрах».
Учитывая специфику продуктов страхования жизни, многие из которых требуют длительных предпродажных консультаций, отдельный рейтинг цифровизации был составлен для страховщиков жизни. Здесь лидером рейтинга была признана компания «Капитал Life». Кроме нее в первую тройку вошли также «ППФ Страхование жизни» и «Ренессанс Жизнь».
Определенным сдерживающим фактором для страховщиков жизни пока является необходимость полной идентификации клиента, что ограничивает возможности дистанционного обслуживания. Однако эта проблема решается путем авторизации клиентов через сервис госуслуг, которым сегодня пользуются около 80 млн россиян. Власти рассчитывают, что к 2024 году учетная запись на сервисе будет уже у 85% граждан страны.
При этом именно у страховщиков жизни есть все шансы для того, чтобы конкурировать с банками по частоте использования клиентами приложений. Продукты страхования жизни все больше обрастают различными сопутствующими сервисами, а носимые гаджеты, отслеживающие физическую активность и некоторые медицинские показатели, становятся все «умнее».
В ближайшее время в России может появиться пилотный проект по предоставлению дистанционных медицинских услуг. В частности, в рамках эксперимента врачи получат возможность ставить диагноз без обязательной очной консультации. Соответствующий проект постановления правительства подготовило Минэкономразвития. Если эксперимент будет признан успешным, то с учетом большой популярности телемедицинских сервисов в страховании это превратит приложения страховщиков в незаменимых помощников в сфере защиты здоровья человека.
Павел САМИЕВ, генеральный директор «БизнесДром», председатель комитета «Опоры России» по финансовым рынкам
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Вся пресса за 26 октября 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Технологии, Умное страхование, телематика, Хайтек и инновации
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|