Федеральная антимонопольная служба возбудила дела в отношении 11 страховщиков ОСАГО. В число «штрафников» вошли «Генеральная страховая компания», «МАКС», «НСК «Рекон», «Московская страховая компания», «СКПО-УралСиб», «Зенит», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Стандарт-Резерв», «Росгосстрах-Столица» и «Спасские ворота».
ПРАЙМ,
19 апреля 2006 г.
Закончится ли распродажа полисов ОСАГО по дешевке?
1926 просмотров
Федеральная антимонопольная служба /ФАС России/ возбудила дела в отношении 11 страховщиков по ОСАГО. В число «штрафников» вошли такие компании как «Генеральная страховая компания», «МАКС», «НСК «Рекон», Московская страховая компания, СКПО-УралСиб, СО «Зенит», «Ингосстрах», «РЕСО-Гарантия», «Стандарт-Резерв», «Росгосстрах-Столица» и «Спасские ворота». Все они привлекли внимание ФАС еще в конце прошлого года своими широкомасштабными рекламными кампаниями по обязательной «автогражданке». Страховщики, используя любовь российских граждан к экономии, предлагали своим клиентам подарки, либо непредусмотренные законом скидки при заключении договора об ОСАГО.
Повышенная активность страховых компаний в этот период была связана с пиком перезаключения договоров. Хотя закон об ОСАГО вступил в силу с 1 июля 2003 г, штрафовать за отсутствие полиса стали с 1 января 2004 г, и именно поэтому на конец каждого года и начало следующего традиционно приходится наибольший объем продаж.
Закон об ОСАГО, как известно, устанавливает единые для всех компаний правила определения страховых тарифов и никаких эксклюзивов не предусматривает. В связи с этим ФАС приступила к расследованию и сбору материалов для возбуждения дела. Рекламные кампании также не остались незамеченными Федеральной службой страхового надзора. В декабре все страховщики получили предписания о нарушении страхового законодательства, неисполнение которых грозило им приостановлением действия лицензии на страховую деятельность. Со страховым надзором никто спорить и доказывать свою правоту не стал, рекламные кампании были свернуты, предписания сняты, история начала забываться.
Однако ФАС продолжала собирать материал. Ситуация с "незаконными" скидками была более-менее понятна, поскольку территориальные органы ФАС неоднократно возбуждали дела по этой теме. Вместе с тем, завлекать клиентов подарками страховщики впервые начали только в прошлом году. По мнению ФАС, предоставление подарков фактически является формой компенсации уплаченных автовладельцами страховых премий, что, по сути, противоречит обязанности осуществлять страхование гражданской ответственности за свой счет и ставит под сомнение экономическую обоснованность тарифов по ОСАГО.
Действительно представители страхового сообщества неоднократно заявляли о необходимости пересмотра тарифов "по автогражданке", сетуя на рост убыточности из-за увеличения общего числа выплат, повышения цен на ремонт и запчасти. Понятно, что о корректировке тарифов в сторону уменьшения речь не шла. А тут вдруг выяснилось, что денег хватает не только на выплаты, но и на дополнительные скидки и подарки. На самом деле, то, что рекламные кампании страховщиков по ОСАГО были преимущественно ориентированы на московский регион, подтверждает тот факт, что "богатая Москва" платит за всю остальную Россию.
Поскольку антимонопольные органы не сталкивались с подобной формой привлечения страхователей на рынке ОСАГО, встал вопрос, по каким статьям закона квалифицировать предоставление страховщиками подарков. Как сообщила ПРАЙМ-ТАСС начальник отдела страхового рынка ФАС России Марина Бурина, дела в отношении компаний, как предоставлявших незаконные скидки, так и подарки возбуждены по признакам нарушения статьи 15 закона "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг", которая посвящена недобросовестной конкуренции. В условиях равных тарифов за счет предоставления подарков и скидок эти страховщики получали конкурентные преимущества.
Что же грозит компаниям - нарушителям? По словам М.Буриной, это будет зависеть от того, устранила ли компания нарушение или нет. ФАС проводит как собственные проверки, так и запрашивает информацию у Росстрахнадзора. Представитель ФАС не исключает возможности постановки вопроса о перечислении незаконно-полученной прибыли от продаж полисов ОСАГО в бюджет.
Эту позицию подтвердила ПРАЙМ-ТАСС и начальник департамента контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева. Тот факт, что компании прекратили рекламные кампании не является для ФАС основанием для отказа в возбуждении дела. Кроме того, как отмечает М.Бурина, некоторыми страховщиками, рекламные акции до конца не свернуты.
Вместе с тем, "завинчиванием гаек" среди страховщиков все проблемы не решить. Огромное число договоров ОСАГО заключается страховыми брокерами. Так, Интернет пестрит сообщениями о суперскидках на полисы "автогражданки". "Зачем платить больше, если можно купить тоже самое по разумной цене?... Мы не обещаем Вам заоблачных перспектив в страховании. Мы всего лишь продаем страховые полисы дешевле их номинальной цены и описываем Вам реальные ситуации, в которых находятся страховые компании… Мы считаем, что в нашей стране обязательное автострахование гражданской ответственности должно стоить дешевле ", - зазывают автовладельцев рекламные объявления. Сэкономить могут все, даже те у кого, были страховые случаи, и кому грозят повышающие коэффициенты.
ПРАЙМ-ТАСС провел мониторинг "скидочных" предложений в Интернете. Все они исходят исключительно от страховых брокеров. При этом с самыми большими скидками сейчас продаются полисы страховых компаний "Генеральный страховой альянс", "Промышленный страховой альянс" и "Генстрахование". Покупая полис этих компаний, вы сможете получить дополнительную ко всем положенным вам по закону скидку от брокера в 10 процентов.
В самих страховых компаниях, правда, ПРАЙМ-ТАСС сообщили, что эта инициатива исходит от брокеров, поскольку никто не может запретить им предоставлять скидку за счет собственной комиссии. При этом размер комиссионного вознаграждения брокерам рекомендован Российским союзом автостраховщиков на уровне 10 проц от стоимости полиса. Таким образом, либо брокер работает бесплатно /причем только по отдельным компаниям, ведь полисы других компаний предлагаются уже без скидки/, либо страховщик выплачивает брокеру повышенное комиссионное вознаграждение.
На самом деле автовладелец при покупке такого полиса должен все-таки задуматься о том действительный он или нет. Памятка, как не стать жертвой мошенников, опубликована на сайте Российского союза автостраховщиков. Приведем основные правила. Прежде всего, надо убедиться, что бланк полиса настоящий. РСА советует обратить внимание на отличительные знаки защиты, которые находятся на бланке. Другим способом, который советуют, кстати, сами страховщики, является звонок в страховую компанию, чей бланк полиса вам предлагается брокер. В страховом полисе и квитанции об оплате должна стоять сумма, рассчитанная по тарифам "для всех". Если в полис ставится сумма с учетом дополнительной скидки брокера, то при наступлении страхового случая у вас, скорее всего, возникнут проблемы со страховой компанией. Комплект документов, которые должны вам выдать при заключении договора также можно найти на сайте РСА.
Поймать страховых брокеров "с поличным" достаточно сложно, ведь за исключением явных мошеннических случаев в полисе отражается сумма, которая должна быть, то есть скидка не отражается. Руководитель Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев сообщил ПРАЙМ-ТАСС, что пока в законодательстве нет никаких норм, регламентирующих деятельность брокеров, Росстрахнадзор всегда будет наказывать страховщиков, поскольку брокеры действуют от их имени и по их поручению. ФАС же, по словам Ю. Бондаревой, будет заниматься всеми участниками рынка, а не только страховщиками. М.Бурина добавляет, что антимонопольные органы будут проводить проверки в отношении агентов и брокеров страховщиков.
В связи с жесткой позицией Росстрахнадзора понятно, что решением проблем с брокерами должно озаботиться, прежде всего, само страховое сообщество. Так, в рамках РСА ставится вопрос о создании реестра недобросовестных брокеров. Хотя это только первый шаг. Деятельность брокеров союз никаким образом регламентировать не может, поскольку по закону об ОСАГО членами - РСА являются только страховые организации. С другой стороны в рамках союза может быть разработан типовой договор страховщика с брокером, в котором может быть учтен весь негативный опыт продаж полисов брокерам. РСА может обязать страховщиков работать по этому договору.
Вся пресса за 19 апреля 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Антимонопольная политика, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
28 ноября 2024 г.
|
|
Интерфакс, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Приморье названы лидерами по частоте страховых случаев в ОСАГО
|
|
Псковское агентство информации (ПАИ), 28 ноября 2024 г.
Многократно увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО предложили псковские депутаты
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС исправил судебную ошибку в деле о возмещении причиненного нотариусом вреда
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 28 ноября 2024 г.
ВС: невыясненные обстоятельства не влекут отказа в выплате страхового возмещения
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Fitch отмечает значимость государственных схем страхования в Европе по мере роста риска
|
|
Амител, Барнаул, 28 ноября 2024 г.
В России начнут чинить автомобили по ОСАГО б/у запчастями
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
ООН выпускает глобальное руководство по планам перехода для страховщиков
|
|
Агентство городских новостей Москва, 28 ноября 2024 г.
Всего 5–6% россиян приобретают страховки перед поездкой на горнолыжный курорт
|
|
Известия онлайн, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия стала лидером по частоте страховых случаев по ОСАГО
|
|
РБК.Кавказ, 28 ноября 2024 г.
Ингушетия и Дагестан стали лидерами по числу страховых случаев ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 28 ноября 2024 г.
Татарстан вошел в десятку регионов по частоте страховых случаев ОСАГО
|
|
Финмаркет, 28 ноября 2024 г.
Aviva сделала предложение о покупке Direct Line, но оно было отклонено
|
|
Клопс.ru, Калининград, 28 ноября 2024 г.
«Это не то что странно, это неприемлемо»: губернатор возмутился количеством аварий на дорогах Калининградской области
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
Рост премий по общему страхованию достигнет пика в 2024 году, поскольку ужесточение рынка заканчивается: Swiss Re
|
|
Казахстанский портал о страховании, 28 ноября 2024 г.
WTW сообщает, что в энергетическом секторе наблюдается ускорение рынка
|
|
РБК (RBC.ru), 28 ноября 2024 г.
Что такое страховой полис и для чего он нужен
|
|
За рулем, 28 ноября 2024 г.
Компенсация по ОСАГО должна составлять не менее 600 тысяч рублей — автоюрист
|
 Остальные материалы за 28 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|