Коммерсантъ,
7 декабря 2021 г.
ЦБ попробует продукты до рынка
658 просмотров
Банк России предложил тестировать новые финансовые продукты перед выводом на рынок на степень рискованности и пользы для конечного потребителя, а также стандартизировать их. Учитывая низкую финансовую грамотность массового потребителя, такой подход обоснован, признают эксперты. Однако банкам он осложнит продажу дополнительных сервисов, которые все активнее продвигаются по мере развития экосистем.
ЦБ опубликовал для общественных консультаций доклад об управлении финансовыми продуктами. В нем регулятор предлагает оценивать полезность и потребительские риски финансовых продуктов перед их выводом на рынок или обновлением. «Это предотвратит продажу продуктов, которые не несут явной пользы потребителю, а предназначены только для извлечения максимальной прибыли финансовыми компаниями»,— говорится в сообщении ЦБ.
Как отмечается в документе, значительное разнообразие финансовых продуктов, доступных широкому кругу потребителей, в отсутствие достаточной и сопоставимой информации о них, множество форматов и способов продвижения, а также использование различных неприемлемых практик обуславливают необходимость совершенствования превентивных инструментов защиты прав потребителей. В том числе необходимы тестирование финансовых продуктов, унификация требований к информированию потребителей о значимых для принятия решения свойствах и рисках финансового продукта.
Как пояснили “Ъ” в ЦБ, согласно подходам, изложенным в консультативном докладе, один из ключевых критериев оценки потребительских рисков — принципиальная новизна продукта по сравнению с существующей продуктовой линейкой финансовых компаний. «При выпуске на рынок необходимо проверить, подходят ли эти кредит, вклад, инвестиционный инструмент или страховка конкретной категории клиентов, насколько понятна и прозрачна система ценообразования и комиссий»,— отмечает руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута. Что касается деталей такой оценки, то это один из вопросов, обращенных к представителям рынка, окончательно подходы к внедрению концепции будут закреплены с учетом обратной связи от всех заинтересованных сторон, сообщили в Банке России.
По мнению главы Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов (АЭД) Виктора Достова, сегодня очень актуальна идея стандартизировать финансовые продукты. «Клиент должен иметь возможность быстро и легко сравнить условия у разных игроков, чтобы выбрать наилучший вариант»,— уверен глава АЭД. При этом он считает, что обязательно должно быть исключение для самых простых и базовых продуктов, «не стоит осложнять, например, переводы с карты на карту или базовые счета и депозиты».
Директор банковской аналитической группы Fitch Ratings Антон Лопатин отмечает, что наиболее остро стоит проблема навязывания дополнительных финансовых услуг.
По его словам, сюда часто попадают страхование жизни при кредитовании либо инвестиционные продукты, особенно с учетом того, что ожидается быстрый рост экосистем, а значит, и продаж сопутствующих услуг.
«У нас сначала клиенты попадают в неприятности, несут потери и растет количество жалоб, а уже потом задумываются, как ситуацию исправлять,— говорит глава проекта "Народного фронта" "За права заемщиков" Евгения Лазарева.— Цифровая экономика может уже себе позволить объективно оценивать потребности, возможности и риск-профиль потребителя. Тестировать нужно, логично и безопасно — до запуска, а не после».
В докладе много внимания уделяется западному опыту: «Во многих юрисдикциях, например в ЕС, странах Латинской Америки, Австралии и ряде других, вступили в силу нормативные акты, регулирующие жизненный цикл финансовых продуктов. Распространенной является децентрализованная модель, при которой сами финансовые организации оценивают уровень потребительских рисков финансовых продуктов».
Участники рынка скептически относятся к внедрению такой модели в России. По словам Антона Лопатина, наиболее логичным представляется концепция при участии всех заинтересованных сторон, в том числе и ЦБ: он установит рамки, в которых банки будут адаптировать свои продукты.
Максим БУЙЛОВ, Юлия ПОСЛАВСКАЯ
Вся пресса за 7 декабря 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
|
Ульяновская правда, 17 января 2025 г.
В областном центре задержали группу автоподставщиков
|
|
БК55, Омск, 17 января 2025 г.
Стали известны регионы с самыми агрессивными водителями
|
|
Вечерний Петербург, 17 января 2025 г.
Две трети петербуржцев регулярно сталкиваются с агрессивными водителями
|
|
Интерфакс, 17 января 2025 г.
Дело об афере в медстраховании на 18 млн рублей направлено в суд в Кузбассе
|
|
Business FM Челябинск, 17 января 2025 г.
Менее половины челябинцев пожаловались на агрессивных водителей
|
|
Российская газета онлайн, 17 января 2025 г.
В программу ОМС вошли 43 новых метода высокотехнологичной медпомощи
|
|
Frank Media, 17 января 2025 г.
РНПК расширила предложение перестрахования впервые за 3 года
|
|
Парламентская газета, 17 января 2025 г.
В программу ОМС включены 43 новых метода высокотехнологичной медпомощи
|
|
Банковское обозрение, 17 января 2025 г.
Названы тренды страхования путешествующих в 2024 году
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Почему в России откладывается появление долевого страхования жизни
|
|
Ведомости, 17 января 2025 г.
Банк России анонсировал изменения в тарифах ОСАГО
|
|
Коммерсантъ, 17 января 2025 г.
ТО на это не выходит
|
|
Коммерсантъ, 17 января 2025 г.
ЦБ вновь расширил тарифный коридор ОСАГО
|
|
ТАСС, 17 января 2025 г.
В РСА рассказали о преимуществах расширения тарифного коридора по ОСАГО
|
|
ПРАЙМ, 17 января 2025 г.
В РСА оценили последствия расширения тарифного коридора ОСАГО
|
|
Ведомости онлайн, 17 января 2025 г.
В 18 регионах России может подорожать ОСАГО
|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|