Независимая газета,
12 декабря 2021 г.
Как избавить медицину от сверхобъемов
415 просмотров
Организация рационального финансирования медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования (ОМС) важна для управления процессами в системе здравоохранения, например, для маршрутизации пациентов, оценки очередности госпитализаций, объема оказываемой медицинской помощи. Этот вопрос особенно актуален, когда выделенных денег в системе ОМС не хватает. Тогда и возникает сверхобъемная медицинская помощь, так называемые сверхобъемы. Сверхобъемной называется медицинская помощь, оказываемая в объеме, превышающем выделенные тарифным соглашением и договором в системе ОМС.
Причиной появления сверхобъемов не обязательно становится повышение заболеваемости населения или рост количества обращений за медпомощью. Чаще это явление связано с недостатками в планировании и недостаточным резервированием средств под конкретные медицинские организации, конкретные профили оказания медицинской помощи и схемы лечения. Например, объемы на гематологическую помощь в последние годы занижаются в сравнении с объемами онкологической помощи.
В 2022 году расходы федерального бюджета на здравоохранение планируется понизить на 137 млрд руб. Сумма, выделенная государством на медицину, составит 1245 млрд. В 2021 году при заложенных в бюджет 1362 млрд руб. ряд федеральных клиник исчерпали средства, полученные от Федерального фонда ОМС, что потребовало оперативного введения внешнего управления – дополнительного финансирования. В этом году Федеральный фонд получил три дополнительных транша: на 85 млрд, 56 млрд и 25 млрд руб. В настоящее время идут согласования для выделения дополнительных средств оплаты медпомощи по территориальным программам.
В этих условиях регионам и медицинским организациям критически важно рационально планировать объемы медицинской помощи в действительно необходимом объеме. Нужно учитывать риск вынужденных отказов в оказании плановой и даже неотложной помощи ввиду недостатков финансирования. На практике неэффективное планирование приводит к тому, что одни медорганизации оказываются профинансированы в избытке, а у других возникают услуги сверх утвержденного тарифным соглашением и договора в сфере ОМС плана, что приводит к негативным последствиям для всей системы здравоохранения – тем самым сверхобъемам.
Не менее важным для оптимизации финансирования медицинской помощи является формирование прозрачного механизма ее тарификации – прежде всего по методике с использованием клинико-статистических групп (КСГ). К сожалению, экономический расчет размера тарифов конкретных КСГ (в разрезе заболеваний и схем их лечения) не прозрачен, а его финансовое обоснование не находится в свободном доступе. Это создает коррупциогенные ситуации для тех, кто принимает решения по согласованию цен, в том числе при выпуске ежегодных методических рекомендаций по способам оплаты медицинской помощи.
Пока же, чтобы не возникало перекосов в финансировании, медицинские организации нередко вынуждены предоставлять медицинскую помощь в основном по схемам с бюджетно-нейтральными, но не убыточными тарифами – даже в ущерб интересам пациента. Хотя проблему с необходимостью вливания денежных средств в систему ОМС можно было бы решить путем увеличения объемов менее затратной амбулаторной помощи – создания амбулаторных тарифов (например, для приема таблетированных препаратов онкологическими больными) путем снижения частоты необоснованных госпитализаций, если помощь может быть оказана пациенту амбулаторно.
В РФ удельный вес стационарной помощи в целом выше, чем за границей. При этом необоснованные госпитализации не должны оплачиваться за счет средств ОМС – и такая оценка дается экспертами страховых компаний по результатам контрольных мероприятий. А значит, без клинических или эпидемиологических показаний нельзя допускать необоснованные госпитализации пациентов – в большей степени целесообразно развивать помощь в первичном звене.
Вся эта нерациональная система планирования и распределения отражается на пациенте, сказывается на доступности и качестве оказываемой ему бесплатной медпомощи – особенно по невыгодным для медорганизаций тарифам. С одной стороны, есть нерациональное использование ресурсоемких условий оказания медицинской помощи. С другой стороны, необоснованные с клинической точки зрения отказы в медицинской помощи при сверхобъемах. Из-за нерациональности расчета тарифов пациенты, например, со злокачественными новообразованиями могут остаться без показанного клиническими рекомендациями лечения. Ведь затраты на такое лечение могут не в полном объеме возмещаться онкологическому диспансеру по «несправедливому» тарифу. Назначение более дорогостоящих схем лечения для онкодиспансера, в свою очередь, более выгодно с финансовой стороны – причем вне зависимости от клинических показаний и в ущерб эффективности назначаемого лечения.
При всем этом уровень удовлетворенности качеством медицинских услуг в системе ОМС остается крайне низким – всего 29,3%. Об этом свидетельствуют данные второй волны общероссийского социологического исследования «Мониторинг жалоб и обращений пациентов в связи с проблемами получения медицинской помощи в системе ОМС», проведенного по заказу Всероссийского союза пациентов. В июле 2021 года президент Владимир Путин отметил, что удовлетворенность граждан медициной не растет, а этот показатель должен быть одним из тех, что характеризуют качество работы Минздрава.
Будущее системы здравоохранения неразрывно связано с развитием страховых принципов, когда страховщики обладают решающим голосом при согласовании способов оплаты медицинской помощи, когда возникает новый центр финансовой ответственности и гарантии финансовой стабильности системы ОМС – с ориентацией на все принципы охраны здоровья граждан, на право пациента бесплатно получать доступную и качественную медицинскую помощь. Ведь как принято говорить в последнее время, пациент должен стоять в центре системы – именно для него, а не для государства и профессиональных сообществ создана вся система ОМС.
Сергей Олегович ШКИТИН, кандидат медицинских наук, эксперт Всероссийского союза страховщиков.
Вся пресса за 12 декабря 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
13 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РБК.Приморье, 13 февраля 2025 г.
Приморцы стали реже жаловаться на страховщиков и чаще на банки
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Российская газета, 13 февраля 2025 г.
Китайские машины вышли в лидеры среди самых угоняемых автомобилей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Бизнес online, Казань, 13 февраля 2025 г.
В Счетной палате Татарстана предложили обязать мигрантов оформлять полисы ДМС
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МК-Кавказ, Ставрополь, 13 февраля 2025 г.
На агростахование отрасли растениеводства на Ставрополье направят свыше 700 млн рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 13 февраля 2025 г.
Инвесторов возьмут в долю. Этот инструмент перевернет рынок страхования
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
12 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 12 февраля 2025 г.
Комитет ГД одобрил совмещение деятельности страховщика с доверительным управлением ПИФами
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Report.Az, Баку, 12 февраля 2025 г.
Азербайджан выплатил более 2,5 млн манатов по системе «Зеленая карта»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
ПРАЙМ, 12 февраля 2025 г.
В России выросло число заключенных полисов ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
korins.ru, 12 февраля 2025 г.
АПСБ поддерживает поправки в законодательство, запрещающие оказание услуг страховыми брокерами без лицензии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
IUMI предостерегает от протекционистских мер и торговых войн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Медвестник, 12 февраля 2025 г.
Депутаты предложили ограничить доходы страховых компаний от штрафов больниц
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
CNews.ru, 12 февраля 2025 г.
«Айтеко» и Axoft обеспечили мониторинг кибербезопасности с помощью MaxPatrol SIEM в страховой компании
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Как ИИ в страховании повышает эффективность, сохраняя при этом человеческий фактор
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Tazabek, Бишкек, 12 февраля 2025 г.
Состоялись парламентские слушания по законопроектам о страховании в Кыргызстане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Поколение Z повышает интерес к туристическому страхованию
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
МК в Омске, 12 февраля 2025 г.
Омичка лишилась 1,6 миллиона рублей из-за «переоформления» страхового полиса
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 12 февраля 2025 г.
Отмечается резкий рост оплаченных претензий и выплат из-за роста расходов на поездки в 2024 году
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 12 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|