Российская газета-Южный Урал,
16 декабря 2021 г.
Почему крупная уральская страховая компания лишилась лицензии 1103 просмотра
В начале декабря страховое сообщество испытало настоящий шок: Банк России отозвал лицензию у одной из старейших в России профильных компаний - «АСКО-Страхование». Такого поворота мало кто ожидал. На Южном Урале она занимала более половины рынка автострахования, а с 2018 года начала экспансию в другие регионы, привлекла 2,8 миллиона клиентов. Была представлена в 35 субъектах, в том числе в столице, еще в 2020-м открывала филиалы. Что же пошло не так?
Банк России объясняет свою жесткую позицию допущенными организацией нарушениями, а именно несоблюдением соотношения собственных средств (капитала) и принятых обязательств. Иными словами, резервы не покрывали сумму возможных платежей. Регулятор увидел в этом угрозу правам и законным интересам застрахованных лиц и стабильности рынка. Кроме того, указал, что к страховщику уже применялись меры воздействия.
КАСКО не защитит
Судя по отчетности, за 2020 год «АСКО-Страхование» получило 11,5 миллиарда рублей страховых взносов - на 44 процента больше, чем в 2019-м. Основная доля страховой премии, 10,3 миллиарда, пришлась на ОСАГО. Поэтому случившееся в первую очередь затрагивает интересы автомобилистов. Впрочем, как поясняют в отделении Челябинск Уральского ГУ Банка России, при отзыве лицензии действие полисов ОСАГО продолжается.
С другими видами страхования немного сложнее: по истечении 45 календарных дней действие договоров прекращается, что влечет возврат клиентам части страховой премии (с учетом фактического действия договора и срока, на который он был заключен). Кредиторы вправе обращаться с требованиями к временной администрации, каковой назначено Агентство по страхованию вкладов.
Руководитель представительства Российского союза автостраховщиков в УрФО Вячеслав Тарасов, со своей стороны, уточняет: полисы ОСАГО, приобретенные до 3 декабря (когда лицензия была отозвана), действительны, а вот после этой даты - вне закона (возможно, за их продажей вообще стоят мошенники).
При наступлении страхового события у владельцев «законных» полисов несколько вариантов. Если попадает в ДТП и является пострадавшей стороной клиент АСКО, он может обращаться в организацию виновника или в РСА. Если же в лишившейся лицензии компании застрахован виновник, а пострадавший нет, последний должен идти к своему страховщику. Если у обоих участников аварии полисы АСКО - обращаются в РСА.
Что касается добровольных видов страхования (например КАСКО), Тарасов рекомендует расторгать договор, не дожидаясь страхового случая, и перезаключать его с другой компанией, у которой есть действующая лицензия.
Портфель не по силам
Все опрошенные «РГ» эксперты едины в том, что крайняя мера, примененная в отношении крупной страховой компании, - явление почти единичное, но расходятся в оценках ситуации.
Вячеслав Тарасов видит в принятых ЦБ мерах экономическую неотвратимость.
- Организация с историей, с позитивным имиджем и очень большим портфелем, этого не отнять. Но факт ее ухода следует рассматривать как очищение рынка. Не первый год она работала на грани риска, с разбалансированным страховым портфелем, что, кстати, отражалось и на ее рейтингах, - подчеркивает он.
- Отзыв лицензий всегда обусловлен выявлением нарушения нормативных требований, в данном случае соотношения собственных средств и принятых обязательств, - говорит председатель Союза страховщиков Уральского региона «Белый соболь» Сергей Смирнов.
Эксперт поясняет: согласно формуле, учитывается темп роста, а значит, при активизации сборов так же активно должны увеличиваться и резервы.
- Да, у них не хватило обеспечения, но с другими показателями все было прекрасно, - выражает свою точку зрения исполнительный директор корпоративных продаж челябинского филиала компании ВСК Марина Симбиркина. - Компания работала с 1990 года и всегда выполняла свои обязательства, поэтому многие коллеги по цеху считали ее одним из лучших, показательных бизнесов в регионе. И, хотя в каких-то сегментах мы конкуренты, у страховщиков остался осадок, они задаются вопросом: так ли необходимы были самые крайние меры?
Многие наблюдатели делают акцент на том, что проблема была в структуре страхового портфеля. Почему-то считается, что заниматься ОСАГО выгодно. Но в последние годы мало кто заходил на этот рынок. Напротив, многие работавшие в этом сегменте сдают лицензии. Подорожавшие запчасти и услуги автосервиса делают этот бизнес убыточным. АСКО же не меняла курс и лояльно относилась к клиентам, держала низкие цены. При этом средние выплаты, например в Дагестане, доходили до 120 тысяч рублей, тогда как в среднем по стране они были в пределах 64 тысяч.
При низких тарифах и огромных объемах продаж компании следовало активнее развивать добровольные виды страхования, но здесь она не проявила достаточную гибкость.
Риски увеличиваются с ростом
Однако дело не только в выстраивании индивидуальной стратегии. По мнению владельца группы компаний «Авуар» и председателя комитета по налогам челябинского Союза промышленников и предпринимателей Алексея Овакимяна, роковыми для АСКО стали введенные не так давно новые правила ЦБ, в соответствии с которыми резервы должны формироваться опережающими темпами.
- Обязательства ты получаешь в этом году, а прибыль в отчете будет отражена в следующем, когда страховка закроется. Новыми же правилами предписано, чтобы собственный капитал был увеличен на тот финансовый результат, который хочешь получить от увеличения продаж, и только после этого можно наращивать сами продажи, - поясняет эксперт.
Справиться с такой задачей, по мнению Овакимяна, способна фирма, за которой стоит крупная финансовая структура: банк или крупный холдинг способны оказать страховым «дочкам» оперативную поддержку, быстро переведя средства со счета на счет. У АСКО такого партнера, готового подставить плечо, не было, хотя слухи о возможном слиянии или ее поглощении ходили. Впрочем, особенность рынка такова, что крупному бизнесу нет смысла тратиться на покупку тонущего конкурента: страховка действует год, по истечении которого его клиенты все равно придут к тем, кто остался на рынке.
Ситуация с АСКО, по мнению эксперта, наглядно продемонстрировала логику развития целой отрасли: нынешний порядок расчета резервов изначально нацелен на то, чтобы на рынке не осталось независимых компаний. Региональные игроки это понимают, не стремясь перескочить вверх через несколько ступенек.
- АСКО была, пожалуй, единственным на Южном Урале региональным игроком, претендовавшим на федеральные ниши. Но, как показала практика, без поддержки это невозможно: быстро расти может только игрок, имеющий неограниченный доступ к капиталу, причем не заемному, а собственному, - рассуждает Овакимян. - Видимо, иную модель регулятор считает рискованной.
Стратегия вероятности
Что ждет компанию дальше? Вячеслав Тарасов полагает, что отзыв лицензии следует рассматривать как финальное решение: никогда уже такая организация не вернется на страховой рынок, возможно, будет запущена процедура банкротства.
Алексей Овакимян, однако, считает, что юридические основания для признания компании банкротом недостаточны: судя по отчетности, у нее останется приличная сумма на счетах даже после покрытия обязательств по страховкам. Он предполагает, что дело может ограничиться отзывом лицензии и тогда организация сохранится как юрлицо и продолжит заниматься бизнесом, хотя уже и в иной сфере.
Сергей Смирнов также подчеркивает, что отзыв лицензии не обязательно означает гибель ее обладателя. Возможны рекомендации со стороны регулятора, например, о смене собственника или иных действиях, при выполнении которых лицензию могут вернуть: все-таки «АСКО-Страхование» была по-своему эффективным и интересным игроком.
Словом, дальнейшая судьба компании лучше продемонстрирует, какие векторы господствуют на финансовом рынке.
Евгений КИТАЕВ (Челябинская область)
Вся пресса за 16 декабря 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Регионы, Регулирование, Игроки
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 января 2025 г.
|
|
Бизнес online, Казань, 21 января 2025 г.
Полис может подорожать на 10–25%: автоэксперты оценили идею депутатов поднять выплаты по ОСАГО
|
|
Ведомости, 21 января 2025 г.
Бум IPO подстегнул компании страховать ответственность топ-менеджеров
|
|
74.ru, Челябинск, 21 января 2025 г.
В Челябинске снизили тарифы ОСАГО
|
|
Известия, 21 января 2025 г.
Суд с котом: ветврач имитировала несчастья с питомцами ради страховки
|
|
Росбалт, Санкт-Петербург, 21 января 2025 г.
Из-за роста цен выплаты по ОСАГО предложили увеличить на 30%
|
|
СенатИнформ, 21 января 2025 г.
Максимальную сумму выплат по ОСАГО хотят поднять до 650 тыс. рублей
|
|
Коммерсантъ, 21 января 2025 г.
«Автогражданке» указали дорогу на подъем
|
20 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 января 2025 г.
13 способов, которыми ИИ продвигает маркетинг страхования
|
|
РИА56, Оренбург, 20 января 2025 г.
Оренбургские водители могут дистанционно запросить выплаты по ОСАГО при любых ДТП
|
|
Главбух, 20 января 2025 г.
С 27 января изменятся ставки по ОСАГО
|
|
Курсив, Ташкент, 20 января 2025 г.
В Узбекистане внедряют рейтинг страховых компаний
|
|
Московская газета, 20 января 2025 г.
Аграрии не ждут милости от природы
|
|
Справедливая Россия, 20 января 2025 г.
СРЗП требует от Центробанка встать на защиту населения в вопросах ОСАГО
|
|
РИА Новости, 20 января 2025 г.
Пострадавшим при падении подъемника в клинике могут выплатить страховку
|
|
Live24.ru, 20 января 2025 г.
Онлайн-заявления по ОСАГО: новый формат для ярославских автовладельцев
|
|
Интерфакс, 20 января 2025 г.
В законе об ОСАГО предложено повысить лимиты выплат на 30% без корректировки тарифов
|
|
Банковское обозрение, 20 января 2025 г.
Страховщики в 2024 году стали отраслью с наименьшим числом чат-ботов
|
 Остальные материалы за 20 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|