Коммерсантъ,
3 февраля 2022 г.
Техосмотр обновят с помощью цифровых сервисов
261 просмотр
Правительство, выяснил “Ъ”, утвердило «дорожную карту» дальнейшего реформирования отрасли техосмотра в 2022–2023 годах. Владельцев транспортных средств, для которых сохранилась обязанность проходить техосмотр, ждут упрощенные правила проверки и новые тарифы, разработкой которых займется Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Полномочия по проверке операторов ТО передадут из Российского союза автостраховщиков (РСА) в Росаккредитацию, которая, как узнал “Ъ”, намерена сделать контроль за техосмотром «прозрачным и понятным» с помощью «цифровых сервисов». Операторы техосмотра призывают наложить мораторий на дальнейшие реформы в отрасли и отказаться от госрегулирования цен.
“Ъ” ознакомился с текстом «дорожной карты» по реформированию ТО в 2022–2023 годах, утвержденной вице-премьером Маратом Хуснуллиным. Его официальный представитель подтвердил “Ъ” подлинность документа.
Напомним, Госдума приняла закон, отменивший с 30 декабря 2021 года обязательное ТО для владельцев легковых автомобилей и мотоциклов. Теперь ГИБДД проверяет диагностическую карту при перерегистрации транспортного средства старше четырех лет на нового собственника. Многие автовладельцы уже столкнулись с нововведением, поскольку из-за дефицита машин в салонах растет вторичный рынок (рост за год составил 8%, по оценке «Автостата» на основе данных «Электронного паспорта»). Для собственников такси, автобусов и грузовиков ТО осталось обязательным. С 1 марта для них вводится штраф в 2 тыс. руб. за езду без ТО (в том числе будет выноситься на основе данных с камер).
В «дорожной карте» говорится, что должен последовать и пересмотр тарифов.
Сегодня регионы используют методику 2012 года — операторы ТО считают документ устаревшим. Так, средний тариф на услугу инструментальной диагностики (итогом становится получение диагностической карты) по стране составляет около 600 руб. за машину, что, жалуются участники рынка, не позволяет окупить оборудование и зарплату экспертов. ФАС еще в 2020 году пообещала разработать новую методику, но документ так и не появился. Часть регионов расценки пересматривают самостоятельно: с 1 января, например, в Волгоградской области для легковых авто стоимость услуги выросла с 499 до 515 руб., в Чувашии — с 430 до 557 руб. Марат Хуснуллин в рамках «дорожной карты» поручил ФАС не позднее 1 апреля представить в правительство доклад о планируемых изменениях в методику, которые должны вступить в силу до 30 мая 2022 года. Проект документа проходит внутриведомственное согласование, рассказали “Ъ” в пресс-службе ФАС, после чего будет представлен для общественного обсуждения. «Цель — обеспечить баланс интересов потребителей и операторов»,— заявили в службе.
Минтранс вместе с МВД до 1 февраля должны представить в правительство проект постановления об упрощении правил ТО. По данным “Ъ”, это уже сделано: в рамках этого документа из перечня обязательных процедур уберут проверки потеков двигателя, коробки передач, кондиционера, а также наличия аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки. В Минтрансе их считают избыточными. Ведомство также должно будет пересмотреть и требования к операторам, внеся поправки в ведомственный приказ №232. Он уже менялся в 2021 году, теперь, судя по всему, рынок ждет еще одна порция смягчений. В Минтрансе “Ъ” разъяснений не предоставили.
Центральной частью реформы станет передача полномочий по аккредитации операторов ТО из РСА в Росаккредитацию.
Идея эта была высказана Банком России еще в 2020 году. В марте 2021 года сенатор Андрей Кутепов представлял соответствующий законопроект, но до рассмотрения он не дошел. Для страховщиков это «несвойственная функция», они с ней не справляются, говорилось в пояснительной записке про аккредитацию операторов. Позже идею поддержали и в Минэкономики. До 1 апреля Минэкономики, Минтранс, МВД и другие ведомства представят в правительство пакет поправок в законодательство, предполагаемый срок вступления в силу которых — март или сентябрь 2023 года. В июне 2021 года в Росаккредитации подсчитали, что для исполнения новых функций ведомству понадобится дополнительное финансирование в 250 млн руб. ежегодно. В самой Росаккредитации “Ъ” сказали, что законопроект уже разрабатывается, но деталей не раскрыли. Благодаря применению «цифровых решений» передача полномочий сделает контроль за ТО «прозрачным и понятным», подчеркивают в агентстве, а также позволит ввести «дополнительные удобные сервисы для бизнеса». В Минэкономики, отвечая на запрос “Ъ”, подтвердили, что Росаккредитации потребуются «соответствующие ресурсы», конкретные «параметры» которых еще уточняются.
В РСА (союз за аккредитацию одного оператора получает 49 тыс. руб.) «дорожную карту» не комментируют. Ситуация на рынке ТО сейчас сложная, говорит источник “Ъ” на страховом рынке. Операторы должны были до 1 февраля подтвердить РСА соответствие требованиям аккредитации (это предусмотрено еще прошлой реформой ТО), но сделать это удалось лишь 1–1,2 тыс. компаний из 5 тыс., остальные покинут рынок либо вынуждены будут проходить процесс аккредитации заново. Оставшиеся на рынке компании могут не справиться с нагрузкой даже с учетом необязательного ТО для большей части автопарка, опасается собеседник “Ъ”.
Инициатива забрать аккредитацию у РСА оправданна, считает руководитель пункта техосмотра в Красноярском крае Иван Кекин (оператор ООО «Марс»), но есть риск, что «процедура допуска на рынок будет еще сложнее и дороже, и не факт, что эффективнее». Что касается тарифов, то, говорит эксперт, в условиях нового закона, когда для 85% машин ТО необязательно, госрегулирование цен не нужно. Его поддерживает и гендиректор некоммерческого партнерства «Безопасность и транспорт» Ярослав Васичков. В 2021 году, напоминает он, когда сначала власти собирались ужесточить правила, а потом внезапно решили сделать ТО добровольным, доверие бизнеса к государству было подорвано. Вернуть его можно только отказом от регулирования цен. «Сейчас единственный правильный выход — это мораторий на все реформы и построение сильной и стабильной системы на базе саморегулирования,— добавляет Иван Кекин.— Пусть профессионалы сами оценивают и контролируют процессы в отрасли».
Иван БУРАНОВ
Вся пресса за 3 февраля 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
|
Медвестник, 23 декабря 2024 г.
В России хотят создать прозрачную систему учета врачебных ошибок
|
|
Парламентская газета, 23 декабря 2024 г.
Выплаты участникам СВО вырастут в 2025 году
|
|
ТАСС, 23 декабря 2024 г.
«Преступление и наказание» по-американски: о чем говорит смерть страховщика-процентщика
|
|
Брянская губерния, 23 декабря 2024 г.
Брянские автомобилисты приготовились к электронному взаимодействию со страховщиками
|
|
Прецедент ТВ, Новосибирск, 23 декабря 2024 г.
Новосибирская область вошла в число лидеров по махинациям с ОСАГО
|
|
Новости транспорта, 23 декабря 2024 г.
Ингушетия, Дагестан и Чечня возглавили красную зону в мошенничестве с ОСАГО
|
|
zakon.kz, 23 декабря 2024 г.
К чему может привести увеличение выплат для автовладельцев на страховом рынке – мнения страховых компаний
|
|
cbr.ru, 23 декабря 2024 г.
Мониторинг региональных рисков недобросовестных действий в ОСАГО № 21 на 01.10.2024
|
|
Интерфакс, 23 декабря 2024 г.
Активы финансовых институтов Китая в III квартале выросли на 8% г/г
|
|
МК в Туле, 23 декабря 2024 г.
Страховщики рассказали тулякам, какие запчасти больше всего подорожали с сентября
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Французский BNP Paribas приобретает Axa Investment Managers за $5.3 млрд
|
|
ComNews.ru, 23 декабря 2024 г.
НСА представил цифровой инструмент для страхования урожая
|
|
Финмаркет, 23 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества физлиц в январе-сентябре выросли на 8,1%, выплаты – на 75%
|
|
AK&M, 23 декабря 2024 г.
Объём страховых премий по итогам 2024 года может достигнуть 3.4 трлн руб.
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|