Финмаркет,
4 марта 2022 г.
Автостраховщики пытаются сохранять стабильность выплат в условиях дефицита и подорожания запчастей, тарифы пока не меняют 1149 просмотров
Российские автостраховщики начинают испытывать трудности при организации ремонта автомобилей по полисам каско. Ситуация обострилась после введения экономических санкций в отношении РФ и решений ряда автопроизводителей из стран Европы, США и Японии о прекращении поставок и продаж в РФ новых автомобилей, отгрузки запчастей для ремонта уже проданных машин. Одновременно из-за резкого изменения курса рубля ремонтники предупредили страховщиков о резком повышении стоимости работ и запчастей, что означает неминуемый рост убытков по программам автокаско.
Как показал опрос «Интерфакса», пока тарифы в автокаско системно не меняются, ведущим игрокам автострахования на этой неделе удавалось урегулировать убытки в обычном режиме с соблюдением сроков. Но это ненадолго. Ситуация будет меняться по мере исчерпания автозапчастей на складах и их переоценки, ремонтники ждут острого дефицита оригинальных запчастей, страховщики готовятся к переходу на альтернативные варианты урегулирования. Особая тревога автостраховщиков связана с ожиданиями взрывного роста автоугонов под криминальный заказ.
Авторемонтники подняли цены на 25-50%
Партнеры из автосервисов извещают об увеличении стоимости запчастей на 25-50% при восстановительном ремонте, показал опрос «Интерфакса» российских автостраховщиков, проведенный на этой неделе.
События развиваются стремительно. Ряд производителей остановили поставки новых автомобилей и запасных частей в Россию, «автомобили, которые успели пройти таможенное оформление до 24 февраля, должны попасть в автосалоны официальных дилеров, но в условиях волатильности курсов дилеры практически каждый день корректируют отпускные цены, сообщил «Интерфаксу» директор департамента по работе с автобизнесом «Росгосстраха» (MOEX: RGSS) Сергей Кириченко.
По его словам, «стоимость на некоторые модели автомобилей, особенно в секторе экономкласса, выросла в 1,5-2 раза. При этом из-за двукратного повышения учетной ставки ЦБ кредиты на покупку автомобиля становятся более чем проблематичными для семейного бюджета, объем кредитования резко сократился. По сути, в текущий момент дилеры осуществляют продажу автомобилей преимущественно за наличные. Все это напрямую отражается на автостраховании - объемы заключаемых договоров каско, «коробочных» и сопутствующих страховых продуктов резко сократились».
«Росгосстрах» получает уведомления от партнеров, к которым направляются автомобили для ремонта, «об изменении расценок на расходные материалы (лакокрасочные материалы) и запасные части, среднее повышение составляет 25-35%», отметил представитель СК.
Пока в компании не отмечают «увеличения сроков авторемонта, но, учитывая ситуацию с ограничением поставок запчастей, считаем, что такое увеличение возможно», добавил он.
Директор департамента урегулирования убытков СК «МАКС» Иван Попов сказал агентству, что «в адрес компании поступают информационные письма партнеров о приостановке приема автомобилей в ремонт из-за отсутствия возможности заказа запасных частей. Работа по изменению формата взаимодействия с клиентами при урегулировании убытков, связанная с объективным увеличением сроков ремонта, находится в активной стадии реализации». По мнению Попова, рост цен на авторемонт неизбежен из-за дефицита запасных частей и роста курса валют.
«Не исключено, что автодилеры будут компенсировать свои убытки за счет увеличения стоимости запасных частей и услуг по ремонту, что приведет к увеличению убыточности страховщиков», - прогнозирует Попов.
Об ажиотажном спросе на новые автомобили, которые есть в наличии у дилеров, сообщил «Интерфаксу» директор департамента андеррайтинга автострахования СК «АльфаСтрахование» (MOEX: ALFS) Илья Григорьев: «Продажа полисов каско растет пропорционально. Но это оживление продаж - вспышка перед угасанием».
«Нам уже стали поступать уведомления от сервисов об увеличении расценок на ремонт автомобилей до 50%. Сейчас мы ведем переговоры с партнерами о возможностях более плавного реагирования на изменения курса, так как повышение стоимости ремонта неминуемо повлечет за собой рост стоимости полисов каско. В условиях неопределенности трудно строить прогнозы, однако рост кредитных ставок и усугубляющийся дефицит новых автомобилей негативно сказывается как автовладельцах, так и на рынке автострахования», - сказал Григорьев.
Вице-президент СК «Ренессанс страхование» (MOEX: RENI) Владимир Тарасов пояснил агентству, что в дилерских центрах с продажей автомобилей «ситуация разная: где-то выдача новых автомобилей происходит, но есть партнёры, которые приостановили выдачу или продажу автомобилей. Автомобили сильно подорожают, количество автокредитов и их объем уменьшится. Европейский автомобиль опять станет предметом роскоши».
В компании «сроки выплат не меняются, но трудности с поставкой запчастей и их ценами мы уже видим, партнеры активно пересматривают ценообразование в сторону увеличения, склады пока приостанавливают отгрузку запчастей из-за изменения курса валюты», сказал Тарасов.
В СК «Югория» отмечают, что компания старается сохранять сроки ремонта по полисам автокаско, «все авто в срок направляются на ремонт».
Продажа новых автомобилей партнерами в ряде случаев приостановлена, «пересматриваются цены и политика выдачи транспортных средств, о приостановлении отгрузки машин «Югории» объявили бренды Audi, General Motors (SPB: GM), Volvo, Land Rover, Jaguar, Bentley и Rolls-Royce».
«Мы начинаем получать уведомления от наших партнеров о повышении цен на запасные части», - добавили в «Югории». Снижение объема продаж полисов автокаско компания наблюдает в последние несколько дней. По оценке страховщика, ставки по автокредитам приближены к 30% (по оценке на 1 марта 2022 года).
По мнению заместителя гендиректора «Ингосстраха» (MOEX: INGS) Ильи Соломатина, «любые среднесрочные или долгосрочные прогнозы в сложившейся ситуации являются спекуляцией». «Вопрос о поставке запчастей для автомобильного рынка в настоящее время обсуждается системно госведомствами транспортной отрасли совместно с Банком России», меры поддержки важны как для автомобильной отрасли в целом, так и для автостраховщиков, «Ингосстрах» «будет исполнять свои обязательства по заключенным договорам автокаско, никакого расторжения договоров автокаско не будет», сказал он.
Когда деньги - не лучшая альтернатива
Переход на денежные выплаты в автокско при невозможности обеспечить ремонт автомобилей из-за дефицита запчастей из-за нарушения срока их поставок многие автостраховщики обсуждают с клиентами как вынужденную меру, показал опрос «Интерфакса». Однако крупные игроки готовы «упираться до последнего», чтобы обеспечить клиентам тот сервис, за который они платили, покупая полис автокаско.
Вариант перехода на денежные выплаты рассматривают в СК «Ренессанс страхование». «В случае отсутствия запчастей на рынке клиенты на такие предложения реагируют по-разному, кто-то соглашается на выплату деньгами и доволен этим», - сообщили агентству в страховой компании.
Вопрос о замене натуральных выплат на денежные в критических ситуациях по полисам автокаско также обсуждается в «Росгосстрахе», но окончательное решение еще не принято. Компания будет «действовать по мере появления проблем с ремонтом и в любом случае по обоюдному согласию с клиентом», отметили в СК. Денежный вариант урегулирования убытков по автокаско по договоренности с клиентами рассматривают в «Югории».
Директор департамента СК «МАКС» Иван Попов обратил внимание на то, что договором страхования каско выплата страхового возмещения в денежной форме предусмотрена «исключительно при гибели или хищении транспортного средства». «В остальных случаях форма урегулирования - натуральная, то есть восстановительный ремонт на станции авторемонта. Говорить о вероятной смене формы возмещения по договорам каско рано. Цель страхования каско - восстановление ТС и приведение в состояние, в котором оно находилось на момент ДТП. Смена формы выплаты на денежную не позволит получить результат, заложенный в сам смысл добровольного страхования транспортного средства, так как доступ к запасным частям закрыт в целом для российского рынка независимо от заказчика. По согласованию с клиентом возможны иные способы устранения повреждений», - пояснил Попов. Не исключено, что запасные части будут закупаться на других иностранных рынках, в которых отсутствуют ограничения поставок. «Но в таком случае рост цен неизбежен, учитывая рост логистических затрат», - добавил он.
Потеря оригинальности
Заместитель гендиректора СК «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов сообщил «Интерфаксу» в начале этой недели, что «в порядок организации восстановительного ремонта автотранспорта в его компании обычный, сроки соблюдаются, ситуация будет меняться по мере исчерпания запчастей к автомобилям на складах».
Иванов отметил, что автостраховщикам придется рассмотреть вариант перехода на ремонт неоригинальными запчастями, которые, «кстати, не всегда хуже» оригинальных»«. Однако у автовладельцев, чьи автомобили находятся на гарантии европейских производителей, тут же возникает проблема. «Если официальные дилеры не смогут обеспечить запчастями в ремонте автомобиль из-за отказа производителя отгружать запчасти, в принципе есть альтернативная возможность ремонта с использованием неоригинальных запчастей для ремонта машины, но при таком сценарии автовладелец «слетает» с гарантии автодилера - использование неоригинальных запчастей в ремонте по гарантии производителями не допускается», - пояснил Иванов.
Помимо прочего, до настоящего времени автовладельцы в принципе негативно относятся к ремонту их машин с использованием неоригинальных запчастей, эту позицию вынужденно предстоит пересматривать. Если встанет выбор - не эксплуатировать автомобиль или ремонтировать его доступным способом, придется на что-то решаться, считает Иванов. «Наша обязанность - организовать ремонт клиенту по полису, мы приложим все силы, чтобы это обеспечить», - сказал он. Представитель «РЕСО-Гарантии» разделяет ожидания коллег в связи с ростом цен на автомобили и запчасти к ним. Тарифная политика «РЕСО-Гарантии» по автокаско пока не пересматривалась, «ситуация на рынке анализируется, никаких скоропалительных решений в компании не принимается», сказал Иванов.
Изменения в подходах
Согласно оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА) на относительно короткую перспективу, «из-за неопределённости с национальной валютой будут раскуплены все остатки машин у дилеров. Будет расти рынок б/у машин. На фоне снижения стоимости рубля вырастут цены на запчасти, но и вырастут страховые суммы по транспортным средствам. Изменение автопарка - это очень длительный процесс, занимающий десятилетия - в стране около 50 млн транспортных средств, а в год продаётся новых около 1,7 млн машин. По каско в настоящее время в РФ застраховано около 10% транспортных средств».
Вместе с тем ряд автостраховщиков логично предположили, что в перспективе увеличится спрос на автомобили китайских и южнокорейских автопроизводителей. Так, компания «Югория» сообщила, что «планирует развивать сотрудничество с китайскими автомобильными брендами», а также готова «сфокусироваться на работе по транспортным средствам б/у сегмента как через официальных дилеров, так и не официальных».
Заместитель исполнительного директора РСА Сергей Ефремов предположил, что автостраховщики будут вводить опции хеджирования рисков изменения оценки стоимости автомобилей в программах автокаско, продавать полисы «усеченного» каско (например, с покрытием риска «угон» плюс «ущерб» по 1 ДТП), расширять франшизы. «Все эти меры уже успешно применялись в предыдущие кризисы», - сказал он.
Еще один аспект в сложившейся ситуации сильно тревожит автостраховщиков - они ожидают, что на фоне усиления дефицита запчастей для ремонта автомобилей случится всплеск количества угонов автомобилей. «Такая тенденция наблюдалась и ранее при возникновении дефицита запчастей по тем или иным маркам автомобилей, - напомнил Ефремов. - Автовладельцам следует повысить бдительность или все же решаться страховать автомобили по каско от угонов». Не защищены от угроз угонов и владельцы автомобилей работающих отечественных производителей, поскольку «при их производстве используются импортные комплектующие», добавил Ефремов.
«Нестабильная экономическая ситуация и проблемы с поставками в Россию автомобилей и запчастей негативно отразятся на статистике угонов. Этот фактор также влияет на ценообразование в автостраховании», - отметила директор направления по управлению портфелем каско «Росгосстраха» Ольга Асташкина.
Санкционный автопоток
На этой неделе российская автомобильная отрасль одной из первых приняла удар волны экономических санкций. Вследствие этого, в частности, российское представительство концерна BMW заявило 1 марта о приостановке производства автомобилей бренда на мощностях «Автотора» в Калининграде и прекращении поставок на российский рынок.
ООО «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус» (завод автоконцерна Hyundai в Петербурге) 1 марта сообщил, что приостанавливает работу с 1 по 5 марта из-за логистических перебоев. «Завод временно приостановит производство в связи с нехваткой комплектующих за-за продолжающихся глобальных логистических перебоев в поставках автокомпонентов», - сказал представитель российского представительства Hyundai.
Японский автоконцерн Toyota Motor Corp 2 марта принял решение временно остановить производство автомобилей в России, сообщила газета Nikkei. По данным издания, приостановка связана со сложностями в поставке запчастей из-за рубежа в РФ.
Американский автопроизводитель Ford Motor (SPB: F) Company 2 марта сообщил, что вслед за рядом других автопроизводителей приостанавливает деятельность в России, включая СП с группой «Соллерс (MOEX: SVAV) Авто» по выпуску LCV Ford Transit в Татарстане.
Автопроизводитель Volvo сообщил 2 марта, что отправляет значительную часть работников своего калужского завода в простой на неопределенный срок с сохранением зарплаты.
«КАМАЗ» (MOEX: KMAZ) 2 марта сообщил об остановке поставок комплектующих из Европы, компания сориентирует производство на грузовики традиционного модельного ряда третьего поколения (К3), сообщило корпоративное издание со ссылкой на первого заместителя генерального директора компании Юрия Герасимова.
«АвтоВАЗ» (MOEX: AVAZ) 3 марта сообщил о приостановке сборки автомобилей Lada на 4 дня. Автопроизводитель отмечает, что соответствующие решения приняты «в связи с продолжающимся кризисом поставок электронных компонентов и с целью недопущения значительного снижения уровня доходов сотрудников компании».
Германский автопроизводитель Mercedes-Benz Group AG 3 марта заявил, что приостанавливает экспорт и производство автомобилей в РФ.
Последствия ограничительных мер затрагивают интересы российских автовладельцев и автостраховщиков, защищающих их риски, показал опрос «Интерфакса». Они не допускают панических настроений и сосредоточены на поиске доступных решений. Национальные автостраховщики, как профессиональные участники рынка, трезво оценивают степень давления принятых санкционных решений, возникающие риски и способы смягчить их последствия для клиентов, используя финансовые инструменты, сервисные возможности и связи с партнерами. Но в этом глобальном противостоянии кризису их силы неравны.
Вся пресса за 4 марта 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тарифы, Автострахование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
22 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты
|
|
Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям
|
|
Московский комсомолец, 22 ноября 2024 г.
Страховой парадокс: можно ли водить без ОСАГО?
|
|
Новый компаньон, Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двух водителей будут судить за мошенничество в сфере страхования в Прикамье
|
|
Финмаркет, 22 ноября 2024 г.
SberCIB подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Камчатка-Информ, 22 ноября 2024 г.
Камчатцы стали реже жаловаться на МФО и страховщиков
|
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|