Статья о правомерности введения обязательного страхования в различных областях экономической жизни.
Финансовая газета. Региональный выпуск,
31 мая 1996 г.
Проблемы обязательного и добровольного страхования 7157 просмотров
Чтобы точнее понять сегодняшнюю ситуацию с развитием обязательного и добровольного страхования в России, попытаться увидеть его перспективы, необходимо заглянуть в недалекое прошлое, в конец 80-х годов, ибо сложившаяся в тот период ситуация во многом определяет и картину настоящего.
В конце 80-х годов в обязательной форме проводилось страхование имущества сельскохозяйственных предприятий, строений и животных, принадлежащих гражданам, а также страхование пассажиров. На долю обязательных видов приходилось почти 40% от общего сбора страховых взносов, причем основные суммы поступали по страхованию имущества совхозов и колхозов — оно давало 90% платежей по обязательному страхованию.
Отмена принудительного порядка страхования имущества этих предприятий в начале 90-х годов, более высокие темпы развития добровольного страхования за счет бурного роста числа страховщиков привели к резкому падению удельного веса обязательного страхования в общей сумме страховых взносов — до 3% в 1992 г. В последующие годы за счет введения новых видов обязательного личного страхования, в первую очередь медицинского, эта доля существенно возросла и составила в 1994 г. почти 21%, а в 1995 г. — более 28%. При такой тенденции через 2-3 года на обязательное страхование будут приходиться те же 40%, что и в конце 80-х годов, когда изменения в страховании только начинались.
Возникает закономерный вопрос: не является ли рост обязательного страхования сегодня свидетельством усиления принудительных начал в предоставлении страховой защиты, возврата к старой политике в области обязательного страхования?
Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует подробнее рассмотреть современные тенденции в обязательном страховании, ибо только голые цифры (если мы не раскроем, что за ними стоит) могут ввести нас в заблуждение. Важно определить, за счет каких видов развивается сегодня и должно развиваться в будущем обязательное страхование.
Специалисты в области страхования сходятся во мнении, что обязательное страхование правомерно там, где в сфере риска оказываются общественные интересы, т.е. интересы государства, всего населения или его значительной части. Исходя из этого, рассмотрим современное положение и возможные перспективы обязательного страхования в каждой из отраслей страхования.
Имущественное страхование
Сегодня здесь в обязательном порядке проводится один вид страхования — имущества, принадлежащего гражданам (в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1981 г.). Это страхование осуществляет только одна страховая компания — Росгосстрах, и на этот вид приходится около 5% всех платежей по обязательному страхованию на страховом рынке. Изучение практики проведения этого страхования в 1993 г. показало, что почти в 30 регионах России оно было отменено решением местных администраций, что является незаконным, ибо местным органам власти не предоставлено такого права. Сложилась парадоксальная ситуация: законное решение об отмене обязательного страхования имущества граждан не принималось, на части территории России это страхование проводится, а на части — нет.
В связи с принятием второй части Гражданского кодекса РФ появились новые моменты, относящиеся к обязательному страхованию имущества граждан. Кодексом не предусмотрена возможность возложения на лиц обязанности страховать свое имущество. Следовательно, из этого можно сделать вывод, что обязательное страхование имущества граждан подлежит отмене.
Однако прежде чем принять такое решение, следует взвесить все его плюсы и минусы. Необходимо учесть опыт отмены обязательного страхования имущества сельскохозяйственных предприятий, когда многие хозяйства, не заключив (по разным причинам) договоры добровольного страхования, остались один на один со своими убытками. Важно также подчеркнуть, что сегодня этот вид обязательного страхования — тоненькая ниточка, которая связывает страхователей (особенно в сельской местности) со страховыми организациями, оно способствует осознанию потребности в страховой защите. Если эту нить оборвать, то потом, даже когда материальные возможности населения возрастут, вновь привлечь его к страхованию будет сложнее.
Однако принять по вопросу об обязательном страховании имущества граждан одно решение, которое бы устроило все регионы, будет непросто. Представляется целесообразным разработать новый Федеральный закон об обязательном страховании этого имущества, который учитывал бы реалии сегодняшнего дня, а регионам предоставить право введения его на своей территории с рядом дополнений, учитывающих специфику каждой территории.
Несколько слов о перспективах обязательного страхования имущества юридических лиц. Гражданским кодексом предусмотрена возможность возложения на юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, обязанности страховать это имущество, являющееся государственной или муниципальной собственностью, обязанности страховать это имущество. Такой подход к определению круга юридических лиц, имущество которых может быть застраховано в обязательном порядке, представляется более правильным, чем подход к страхованию, заложенный в законе «О противопожарной безопасности». Введение обязательного страхования государственного и муниципального имущества целесообразно осуществлять поэтапно по мере создания необходимых предпосылок в первую очередь в тех сферах хозяйства, которые в наибольшей мере подвержены негативным влияниям стихийных сил природы и несчастных случаев (сельскохозяйственное производство и переработка, добывающие отрасли промышленности). Одновременно требует уточнения вопрос о возможности обязательного страхования имущества, когда государству принадлежит лишь часть этого имущества. Сегодня широко распространена практика, когда государство владеет лишь частью акций того или иного предприятия. В этом случае обязанность страховать имущество, видимо, следует возлагать лишь тогда, когда государство владеет более 50% стоимости этого имущества.
Личное страхование
Здесь ведущее место среди обязательных видов занимает медицинское страхование — почти 85% всех взносов по обязательному страхованию. Можно предположить, что и в дальнейшем обязательное медицинское страхование будет развиваться высокими темпами и сохранять лидирующее положение в этой отрасли страхования. Конечно, в медицинском страховании имеются свои нерешенные вопросы, однако их рассмотрение выходит за рамки нашей темы.
С каждым годом растет число операций по государственному обязательному страхованию жизни и здоровья государственных служащих определенных категорий. Сегодня такое страхование охватывает военнослужащих, сотрудников МВД, работников налоговых и таможенных служб и некоторых других категорий. Поскольку это страхование осуществляется за счет средств бюджета, число министерств и иных органов исполнительной власти, подготавливающих проекты страхования жизни и здоровья своих сотрудников, бурно растет. В связи с этим необходима разработка объективных критериев, которые позволяли бы определять самые опасные профессии, где риск утраты жизни и здоровья наиболее высок и, следовательно, необходима страховая защита. В противном случае может сложиться ситуация, что застрахованы будут не те, кому это жизненно необходимо, а госслужащие, руководители которых сумели оперативно «пробить» нужное решение в органах исполнительной и законодательной власти.
Теперь несколько слов об обязательном страховании пассажиров — в том виде, который существовал раньше в эпоху монополии Госстраха и существует сегодня в несколько измененной форме. По данным Госкомстата, на этот вид приходится около 3% платежей по обязательному страхованию. В настоящее время такое страхование выглядит анахронизмом: заключая договор перевозки, перевозчик берет на себя ответственность и за ущерб, причиненный в ее процессе. В этой ситуации заставлять пассажира страховаться от несчастного случая не логично, речь может идти лишь о добровольном заключении договора страхования в целях повышения размера компенсации. Поэтому высказывается совершенно верное предложение о замене принудительного страхования пассажиров на обязательное страхование ответственности владельцев (перевозчиков) воздушного, железнодорожного, водного и другого транспорта перед пассажирами и третьими лицами. Такое решение позволит переложить расходы по страхованию на тех лиц, от которых напрямую зависит безопасность перевозки.
Страхование ответственности
И в заключение ряд соображений о перспективах обязательной формы страхования в новой для нас отрасли — страховании ответственности. Об одном из возможных видов такого страхования было сказано выше. Другой перспективный вид обязательного страхования — страхование гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств. По этому виду было подготовлено несколько вариантов проекта закона, они широко обсуждались на различных заседаниях, совещаниях, в печати.
Можно ожидать, что в течение 1-1,5 лет российские парламентарии (как это сделали их коллеги в странах Балтии и на Украине) примут закон о введении такого страхования. Однако уже сегодня необходимо начинать широкую разъяснительную работу в средствах массовой информации (а не только в специализированных страховых изданиях) о необходимости такого страхования, показывая на конкретных примерах те потери, которые в настоящее время несут и потерпевшие, и причинившие вред, и как с помощью страхования эти потери будут компенсированы. В противном случае мы можем столкнуться с негативным отношением к этому страхованию со стороны многомиллионной армии владельцев средств транспорта, если они не увидят здесь своего интереса.
Еще один перспективный вид обязательного страхования ответственности — страхование профессиональной ответственности лиц некоторых профессий, в первую очередь врачей и иных медицинских работников. Должно стать правилом, что лицензия на право занятия тем или иным видом деятельности не может быть выдана, если претендент не предоставит гарантий возмещения вреда, который может быть причинен в ходе этой профессиональной деятельности. Во многих случаях такой гарантией должен быть полис страхования профессиональной ответственности.
Следует подчеркнуть, что нельзя определять роль обязательного страхования в переходной экономике исходя из соотношения долей обязательного и добровольного страхования в общей сумме страховой премии. Доля обязательного страхования может изменяться как в ту, так и в другую сторону: она уменьшится, если будут отменены страхование имущества граждан и пассажиров, и существенно возрастет при введении обязательных видов страхования ответственности, в первую очередь ответственности владельцев средств транспорта. Важнее другое: действующая система обязательного страхования должна по возможности полнее отвечать потребностям сегодняшнего дня, вытекающим из особенностей развития экономики и социальной сферы страны в переходный период.
Е.Ф. ДЮЖИКОВ, к.э.н., ст. научный сотрудник НИФИ Минфина РФ
Вся пресса за 31 мая 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Страховое право, Обязательное медицинское страхование, Страхование имущества, Страхование от несчастных случаев, Страхование ответственности
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|