Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Все об агростраховании
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Коммерсантъ, 17 января 2015 г.

Доплатная медицина

Минздрав предлагает легализовать теневые соплатежи населения в сфере бесплатной медицины. Подготовленный им проект стратегии развития отрасли до 2030 года предусматривает внедрение в России системы ОМС+. В ее рамках каждый гражданин, имеющий обязательную медстраховку, сможет купить к ней дополнительный полис и получить по нему услуги, не предусмотренные системой госгарантий. Клиники, работающие в системе ОМС+, не смогут оказывать платные услуги в ее обход. Страховые компании идею одобряют, хотя и огорчены запретом платить за медуслуги наличными, эксперты опасаются, что права пациентов на бесплатную медпомощь будут разрушаться.



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


страхование сегодняИздание рассказывает о страховании предметов искусства: стоимости полиса, покрываемых рисках и проблемах развития этого вида страхования в России.


Профиль, 15 мая 2006 г.

Беззащитное искусство
1186 просмотров

Майские торги на Sotheby's удались - российский бизнесмен и банкир Рустам Тарико приобрел картину Пабло Пикассо "Дора Маар с кошкой" за $95,2 млн., чуть было не побив исторический рекорд аукционных торгов предметами искусства. Теперь коллекционер, отдавший за картину внушительную сумму, должен обезопасить себя от проблем с хранением шедевра и купить страховку. Однако с этим у г-на Тарико могут возникнуть проблемы.

Правда, проблемы могут возникнуть в том случае, если финансовый и водочный магнат решит страховать свое приобретение в России - на Западе это уже давно стало обычной процедурой. У нас же развитию рынка страхования частных коллекций мешает несколько причин. Основная - нехватка у российских страховщиков опыта и профессиональной подготовки. Ведь одно дело страховать музейные экспозиции, в подлинности которых нет сомнений. И совсем другое - браться за коллекции, которые были приобретены частным образом. Даже покупка на крупнейших аукционных площадках вроде Sotheby's и Christie's не защищает от творений ушлых мастеров-современников. "Игроки российского страхового рынка знают, как оценивать недвижимость, а опыта, связанного с искусством, у них нет", - вздыхает председатель правления Национальной организации экспертов в области искусства Евгений Зяблов. Страх перед наводнившими рынок фальшивками и недостаток компетенции страховщиков привели к тому, что последние 10-15 лет игроки связывались только с избранными владельцами сокровищ. Это были, как правило, совладельцы страховых компаний или же крупные их клиенты. Понятно, что такой подход не способствовал распространению услуги в массах. Впрочем, многие коллекционеры и сами не желали "светить" свои сокровища. По оценке вице-президента компании "АМСКОМ" (Агентство массовых страховых коммуникаций) Александра Моисеенко, рынок страхования частных коллекций в России находится в зачаточном состоянии, и его объемы сегодня не превышают 1% от сборов по страхованию имущества.
 
Что нужно для страховки
Если российские компании в первую очередь смотрят на репутацию клиента, то иностранные страховщики больше всего интересуются происхождением самого предмета искусства - так называемым провенансом (provenance - происхождение). Если история страхуемого произведения известна во всех деталях - кто, когда и где его покупал или продавал, - то оформить полис будет несложно.
У российских же коллекций зачастую истории нет. Точнее, она есть, но документально не зафиксирована. На протяжении нескольких десятилетий в нашей стране сделки с произведениями искусства совершались подпольно, на словах, без каких-либо документов. От владельца к владельцу предметы антиквариата и полотна классиков переходили без всяких сведений о прошлом. Так что нет ничего удивительного в том, что на российском рынке искусства каждый второй предмет - фальшивый.
Но даже покупатели подлинников не могут спать спокойно - шедевр в любой момент могут затребовать бывшие хозяева, например, заявив о том, что он был украден. В нашей стране так называемый срок приобретательской давности по предметам искусства равен 20 годам - то есть в течение этого периода к владельцу, не имеющему на руках подтверждения прав собственности, могут быть предъявлены любые претензии. Это сейчас покупатели стали требовательнее, поэтому сделки все чаще оформляются с документами. "При этом мы понимаем, что заставить все общество мгновенно научиться финансовому этикету - иллюзия, - отмечает Зяблов. - Мы призываем хотя бы к тому, чтобы оформлялись договоры купли-продажи, сумма в которых может стоять любая. Или не стоять вовсе - например, можно указать "цена по договоренности". Отсутствие же документов осложняет любую формально-правовую процедуру, в том числе страхование".
Однако одного лишь договора купли-продажи для оформления страхового полиса недостаточно. Страховщику требуется доказательство подлинности предмета. Такой документ может дать только экспертиза. Раньше ее проводили ведущие музеи: Третьяковка, Эрмитаж, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина идр. Однако и на старуху бывает проруха - у музейных экспертов тоже случались оплошности. Так что по инициативе страховых компаний три года назад была создана экспертная лаборатория Art Consalting, которая проводит анализ, адекватный мировому уровню, и только ей теперь готовы верить страховщики. Анализ состоиз из трех этапов: технологической, искусствоведческой экспертизы и оценки. Первая позволяет определить возраст предмета - проверка ведется по микрохимическому, физико-химическому анализу грунта, красочного слоя и т.д. Плюс нужно еще убедиться, что подпись на картине действительно принадлежит автору, - этим занимаются искусствоведы. Далеко не каждому художественному произведению удается успешно пройти первые два этапа: за 2005 год в Art Consalting не было выявлено ни одной подлинной работы Кандинского, Малевича, Татлина, Удальцовой, Филонова, Экстер. Да и вообще, как утверждают сотрудники лаборатории, им еще не приходилось сталкиваться с авторами, на которых не приходилась хотя бы одна фальшивка (см. таблицу).
 
Национальные особенности
В силу неразвитости рынка, за страхование антиквариата сегодня берутся только крупные страховщики. В их числе - РОСНО, "Ингосстрах", "Росгосстрах", "Ренессанс Страхование", ВСК и несколько других компаний. Причина ограниченности количества участников еще и в том, что по российскому законодательству максимальная сумма страховки произведения искусства не может превышать 10% от капитала компании. Перестраховывать риски на Западе отечественным операторам бывает сложно. Например, американская компания Marsh готова принимать на перестрахование экспонаты из российских частных коллекций, прошедших экспертизу Art Consalting, стоимостью до $100 млн. Если сумма выше, то российские игроки должны согласовать увеличение покрытия и западная компания может потребовать описание "социального портрета" клиента. Но отечественная действительность такова, что неработающий и малоизвестный миру гражданин запросто может владеть коллекцией стоимостью в несколько сотен миллионов долларов. Что не может не настораживать иностранных партнеров.
Так что хозяева крупных коллекций иногда просто вынуждены страховаться за рубежом. Не последнюю роль играет и цена вопроса. Владимир Воронченко, президент фонда "Связь времен", владеющего коллекцией Фаберже (насчитывающей более 200 предметов и оцененной в $100 млн.), объясняет: "Мы страховали коллекцию в западной компании, во-первых, потому, что тарифы российских компаний значительно выше, а во-вторых, такие дорогие договоры российские страховщики все равно должны были перестраховывать в зарубежных компаниях". Зато собственную коллекцию икон (более 170 предметов конца XIX - начала XX века и часть XVI-XVII веков), стоимость которой держится в секрете, Владимир Воронченко застраховал в компании "АльфаСтрахование" два месяца назад. Коллекционер современного искусства Игорь Маркин в интервью "Профилю" признался, что вообще не хочет страховать свою коллекцию. "Современное искусство низколиквидно и не представляет особого интереса для кражи, - признается он. - Страховать полотна от других рисков, вроде пожара или потопа, я тоже не считаю нужным. Если по той или иной причине я потеряю картину, страховая выплата все равно не позволит мне ее восстановить".
 
Страховка оптом
По словам экспертов, средняя стоимость страховки предметов искусства в России составляет примерно $500 тыс. Из недавних договоров РОСНО - страхование скрипки итальянца Франческо Руджери, талантливого последователя Страдивари и Гварнери (страховая сумма - $300 тыс., тариф - 1% от суммы), коллекция самоваров XVI-XIX веков ($70 тыс., 0,5%), коллекция картин Айвазовского, Сергеева, Федорова ($400 тыс., тариф 0,7%). В начале этого года в "Росгосстрахе" была застрахована коллекция картин русских художников XIX века - Шишкина и Васнецова, а также несколько графических работ художников Серебряного века (начало XX столетия) на сумму около $2 млн.
От каких опасностей можно застраховать культурные ценности? В имущественном страховании есть два подхода. Первый - защита от определенного риска (пожар, наводнение, удары молнии, кража, падение пилотируемых объектов и т.д.). Но произведения искусства более подвержены различным напастям, чем иные предметы. Особенно при транспортировке. Чтобы не перечислять все возможные виды "увечий" в договоре, страховщики предлагают страховку по принципу "все включено" (All risks insurance). Она покрывает все риски - физическую гибель или повреждение предмета, включая противоправные действия третьих лиц, а также риски вандализма и терроризма. Второй подход более распространен на практике. По словам руководителя службы по связям с общественностью ОСАО "Ингосстрах" Владимира Клейменова, существуют лишь три исключения из страхового покрытия. Во-первых, не покрывается риск естественного износа и обветшания работы, а также выявления внутренних скрытых дефектов (плюс гибель и повреждение) при реставрации, восстановлении или ретушировании. Во-вторых, страховщики не берут на себя компенсацию затрат при конфискации или, того хуже, экспроприации предмета. И в-третьих, страховщиками не покрывается так называемый defective title - например, в том случае, если третьи лица предъявили свои претензии на право обладания данными произведениями искусства.
Отказываются игроки брать на себя и экзотические риски, от которых порой пытаются обезопасить себя наши сограждане. По словам директора департамента имущественного страхования РОСНО в Московском регионе Артема Искры, в истории его компании были случаи обращений, связанные с потерей звучания скрипки или понижением ее рыночной стоимости.
 
Правила пользования
Не думайте, что, купив страховку, вы избавите себя от головной боли, связанной с хранением дорогого сердцу шедевра. Одной охраны будет мало. Застрахованные предметы должны находиться в специально отведенных местах, где поддерживается определенная температура и влажность, а также имеются современные системы предупреждения пожара и пожаротушения. Так что любоваться красотами пейзажа Шишкина где-нибудь в загородном доме без специальной "музейной" комнаты и при этом рассчитывать на страховку не получится. Понятно, что далеко не все желающие имеют такие хранилища, поэтому страховщики предлагают хранить коллекции в банках. Но кто захочет покупать предмет искусства ради того, чтобы потом запереть его в сейфовой ячейке?
Тем не менее наличие или отсутствие мер по сохранности предметов напрямую влияет на тариф страховки. Обычно она обходится в сумму от 0,5% до 4% от стоимости ценностей. Так что за полис, покрывающий коллекцию из работ стоимостью в несколько миллионов долларов каждая, придется выложить весьма кругленькую сумму. Также на размере страховой премии сказывается состояние произведения, а если страховка оформляется на период транспортировки работы или ее участия в выставке, дотошные страховщики потребуют отчета о маршруте, наличии специализированной компании-перевозчика и упаковщика, а также виде транспорта. Эти показатели могут увеличить или уменьшить страховой тариф в зависимости от набора рисков на 5-30%.
Несмотря на слабые темпы развития частного "антикварного" страхования, большинство опрошенных "Профилем" экспертов уверены, что у этого сегмента рынка хорошие перспективы. Заместитель генерального директора САО "Метрополис" Сергей Тихонов подчеркивает: "Сегодня некоторые частные коллекции сравнимы с собраниями отдельных музеев. Рынок частных коллекций становится более открытым, следовательно, можно ожидать, что объемы рынка будут только увеличиваться".
Богатеющие россияне покупают себе "безделушки" вроде яиц Фаберже и полотен модного Айвазовского и при этом не могут не задумываться об их страховке. Гендиректор независимой экспертной лаборатории Art Сonsalting Денис Лукашин уточняет: "По нашим оценкам, каждый год объем арт-рынка увеличивается как минимум на 50%. Последние торги в Sotheby's показали, что интерес к русскому искусству на Западе неуклонно растет. Хотя в целом оборот рынка - величина очень непостоянная, ведь порой одна солидная коллекция (от 20 предметов) может "сделать" объем всего рынка".
 
Юлия ЛОКШИНА
 
Подделки российских художников и мастеров
 

Автор

Доля подлинников от общего количества экспертиз (%)

Айвазовский Иван (1817-1900)

80

Шишкин Иван (1832-1898)

60

Малявин Филипп (1869-1940)

50

Поленов Василий (1844-1927)

50

Семирадский Хенрык (1843-1902)

50

Сычков Федот (1870-1958)

50

Лагорио Лев (1827-1905)

40

Саврасов Алексей (1830-1897)

40

Сомов Константин (1869-1939)

40

 
Источник: Art Consulting.


  Вся пресса за 15 мая 2006 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Тарифы, Страхование имущества

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31        
Текущая пресса

17 января 2025 г.

РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами

Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года

Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ

Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни

Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве

РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России

Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО

Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники

Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии

Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО

Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»

РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице

Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО

Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств

Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром

РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей

РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями


  Остальные материалы за 17 января 2025 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт