Интерфакс,
11 апреля 2022 г.
Страхование грузов примеряется к новым маршрутам и рискам, пока - без изменения цен. Обзор
642 просмотра
Годами устоявшийся бизнес страхования грузов с марта этого года стало лихорадить, транспортным компаниям в ответ на введенные против РФ международные экономические санкции приходится пересматривать логистику, ломать маршруты доставки. Как показал опрос страховщиков, проведенный «Интерфаксом», спрос на защиту грузов остается высоким, тарифы пока не меняются, но уже проявляются новые риски. Страховщики решают проблему организации перестрахования в новых условиях после закрытия традиционных международных рынков перестрахования. Резко упала доля авиаперевозок и в ряде случаев морских в общем объеме грузоперевозок. Перевозки автомобильным транспортом, напротив, расширяются, меняется состав команды грузоперевозчиков. Страховщики ожидают обострения рисков мошенничества и противоправных действий в сфере грузоперевозок.
Замена перестрахования и убытки
Зарубежное перестрахование, в том числе рисков грузоперевозок, с введением санкций фактически закончилось после отказа ведущих и традиционных западных перестраховщиков от сотрудничества с российскими страховыми компаниями. Область поддержки Российской национальной перестраховочной компании (РНПК, «дочка» ЦБ) была расширена за счет увеличения доли обязательной цессии в 5 раз - с 10% до 50%.
«Все перестраховочные программы зеркально переходят в РНПК до конца года с сохранением всех текущих условий. Мы полностью уверены в надежности перестраховочной защиты на нашем российском рынке», - пояснили агентству в «РЕСО-Гарантии».
В «Совкомбанк страховании» подтвердили: «Большинство облигаторных программ российских страховщиков были оперативно размещены в РНПК в тех же объёмах, что ранее размещались на западных рынках в соответствии с очередностью, согласованной регулятором. По факультативным запросам пока сложно строить прогнозы, но полагаем, что РНПК сможет оперативно проработать и эту часть, продолжит быть центром компетенций, который поддержит отечественный страховой рынок».
Комментарии страховщиков показывают, что они не сталкиваются с серьезными проблемами при проведении расчетов по договорам защиты грузов. При этом Алексахин из ВСК отметил, что «все страховщики стараются перевести такие договоры в рубли, поскольку страховые компании несут повышенные валютные риски по договорам, в которых выплата страхового возмещения номинирована в иностранной валюте».
Рентабельность страхования грузоперевозок, при корректной оценке рисков и правильных превентивных мероприятиях, всегда была приемлемой, обратили внимание в «Ренессанс страховании». Это достаточно короткие по длительности договоры, и какие-либо сложности из-за колебаний курса валют в этом виде страхования не возникают. С территорией покрытия также проблем нет, опция «весь мир» стандартна в страховании грузоперевозок. Серьезные изменения в договорах вряд ли потребуются, речь будет идти просто об их адаптации к новым маршрутам. «Риски будут изменены с учетом, например, вида транспорта (допустим, подмочка груза при морских перевозках будет заменена на актуальные для железной дороги - сход состава с путей и другие)», пояснила агентству Зюганова из «Ренессанс страхования».
Одновременно в страховании грузов эксперты делают ставку на новые IT-технологии и быстрое их развитие. «Работать в ручном режиме во многих сегментах этого рынка невозможно», - убеждена Зюганова. Она признает, что «любая сложная ситуация в экономике неизбежно приводит к росту мошенничества». Опыт, например, 2008 и 2014 годов показал рост частоты убытков при грузоперевозках. «Но мы уже активизировали антифрод-программу и превентивную работу с убыточностью, поэтому маловероятно, что потребуется пересмотр тарифов. Средняя премия вырастет, но скорее из-за роста стоимости перевозимых грузов». Политика ценового демпинга, распространенная в прежние годы, уйдет в прошлое, «сейчас она абсолютно невозможна», полагает эксперт.
Между тем, эксперт другой ведущей страховой компании в области страхования грузов не исключает роста убыточности в страховании грузов с последующей перспективой роста цен на страхование грузов. «Мы определенно ожидаем изменения структуры выплат, в том числе, увеличения числа хищений грузов. Не меньшие опасения вызывает качество автомобильного парка, его техническое состояние и нормативное техобслуживание. При возникновении сложностей с ремонтом и поддержанием работоспособности систем с переходом на неоригинальные запчасти и комплектующие неизбежно ухудшится качество перевозок. Это приведет к увеличению убытков, связанных с возгораниями транспортных средств, а также с нарушениями температурного режима при перевозках. Тарифная политика - это результат фактической убыточности, а также предположений о возможных крупных происшествиях с грузами, особенно с грузами высокой стоимости. Если ситуация будет развиваться по пессимистичному сценарию, повышение тарифов неизбежно произойдет», - сказал он «Интерфаксу».
Справедливости ради, добавил он, следует отметить, что в 2020 году на фоне пандемии и тектонических сдвигов в логистике страховщики также опасались роста убытков, в том числе хищений, «однако их опасения не оправдались». Не все гипотетические риски реализуются на практике.
Удвоение выплат в 2021 году
Статистика Банка России по страхованию грузов за прошлый год показывает, что на долю десятки лидеров по сборам в страховании грузов пришлось 82,1% по сравнению с 81% годом ранее. В группу лидеров по объемам страхования грузов в 2021 году вошли ООО СК «НСГ», АО «Группа Ренессанс страхование», СПАО «Ингосстрах», САО «ВСК», АО «СОГАЗ», АО «СК «Пари», ПАО «САК «Энергогарант», АО «АльфаСтрахование», САО «РЕСО-Гарантия» и ООО «СК «Согласие». В составе десятки лидеров все компании продемонстрировали положительную динамику собора премий по защите грузов в прошлом году. Значительнее всего в группе объем премий увеличился у ООО «СК «Согласие» - на 38,9%. Лидером сектора по итогам 2021 года стало ООО СК «НСГ» с долей в общих сборах по защите грузов 16,1%. Ряд компаний из топ-10 по сборам воздержались от предоставления комментариев «Интерфаксу» о складывающейся сегодня ситуации на рынке страхования грузов.
Всего в 2021 году российские страховщики собрали 24,2 млрд рублей премий по страхованию грузов, что на 21,4% больше, чем в 2020 году. Выплаты по итогам 2021 года оказались на уровне 7,6 млрд рублей, увеличившись в 2,5 раза. Уровень выплат по итогам 2021 года увеличился вдвое по сравнению с 2020 годом и составил 31,3% вместо 15,1%.
За прошлый год страховщики РФ заключили 8,5 млн договоров страхования грузов, что в 2,3 раза превышает показатель 2020 года. При этом средняя премия по страхованию грузов снизилась на 46,7% - до 2,9 тыс. рублей. Страховщики урегулировали 133,7 тыс. страховых случаев в этой линии бизнеса, что на 54,1% больше, чем за 2020 год. Количество отказов в страховой выплате составило 30,2 тыс., в 3,2 раза больше показателя за 2020 год.
Наблюдавшийся в 2021 году рост премий по страхованию грузов глава ООО «СБ «РТ-Страхование» Галушин связывает «со стартом контрактов крупных транспортных компаний, которые оформляют договоры страхования в пользу грузоотправителей на каждую отдельную партию грузов или даже на отдельный груз. Именно с этим связан и кратный рост количества заключенных договоров при сравнительно несущественном росте премии. В качестве дополнительной причины роста премии по страхованию грузов в 2021 году стоит отметить рост курса доллара по отношению к рублю при сохранении практики страхования экспортно-импортных грузов со страховыми суммами, выраженными в иностранной валюте - увеличилась сумма премии в рублях, которая оплачивалась по договорам страхования».
В СК «Ренессанс страхование» считают, что влияние на статистику бизнеса по страхованию грузов в 2021 году оказали «новые программы страхования грузоперевозок сборных грузов. Именно они снижали средние премию и страховую сумму по договорам защиты грузов, а число самих договоров страхования увеличили».
Такие программы оказались «настоящим прорывом в страховании грузов, - убеждена Зюганова. - Еще десяток лет назад на рынке просто отсутствовали IT-решения, которые позволили сейчас реализовать эти проекты. Для классического страхования грузов с обычным документооборотом и обменом бордеро работа с такими небольшими отправлениями была просто невыгодной. Новые IT-инструменты обеспечивают страхование множества небольших отправлений, перевозимых одним сборным грузом. Этот сегмент требует очень серьезной инфраструктуры (в частности, наша компания использует решение на основе блокчейн) и умения работать с большим числом клиентов».
Статистику по количеству договоров и средней стоимости полиса другие эксперты страхового рынка также объясняют перераспределением логистических потоков: Все большее количество перевозок переходит в сегмент сборных грузов. Это означает, что в одной и той же машине везется груз не одного отправителя, а множества разных грузовладельцев, каждый из которых может быть застрахован отдельно. В структуре грузопотока выделяются более мелкие партии. Отсюда и увеличение числа договоров, и снижение «среднего чека» на отдельную перевозку.
При этом убыточность по перевозкам сборных грузов (и по почтовым отправлениям) выше средней, может даже превышать 100%, обратила внимание Зюганова из «Ренессанс Страхования». Традиционно страхование грузов имеет среднюю убыточность по портфелю активной страховой компании на уровне 40-50% в год, таким образом, рост доли сборных грузов в страховании действительно может влиять на общую убыточность. «В целом же на рынке ситуация с убыточностью абсолютно нормальная», - констатировала представитель «Ренессанс страхования».
Одновременно «резкий рост выплат в прошлом году по страхованию грузов произошел под влиянием выплат одной из компаний-лидеров, возможно, из-за какого-то разового крупного убытка», предположили в «Ренессанс страховании».
В свою очередь источник на страховом рынке пояснил «Интерфаксу», что единичная крупная выплата по страхованию грузов, сильно повлиявшая на общие итоги в сегменте в 2021 году, «была произведена по заключенному мировому соглашению по грузам АО «Рособоронэкспорт». Показатель складывался «в связи с формированием резервов под данную выплату или физическим осуществлением такого платежа. Мировое соглашение по убытку было подписано на сумму $50 млн», - добавил он.
Согласно данным ЦБ РФ, общий уровень страховых сумм по полисам страхования грузов мало изменился в прошлом году (падение показателя к 2020 году составило около 3%, что несущественно). В части наполнения программ по страхованию грузов существенных изменений также не происходит. Практика грузового страхования устойчиво сформировалась и от года к году практически не менялась до сих пор.
Начальник управления страхования грузов СПАО «Ингосстрах» Роман Голубев считает неправильным «судить о тенденциях в подходах страховщиков к андеррайтингу и ценообразованию, исходя из такого чисто статистического показателя, как «средняя премия по договору», его роль достаточно условна». «По портфелю «Ингосстраха» мы отчетливо видим разнонаправленные тенденции обсуждаемых показателей в зависимости от конкретного проекта, степени его рискозащищенности, товарного сегмента, истории сотрудничества, требуемых условий страхового покрытия», - обратил внимание Голубев.
«Ингосстрах» удовлетворен уровнем рентабельности операций в страховании грузоперевозок. При этом в компании отмечают, что страхование грузов - динамичный вид бизнеса, где страховщики демонстрируют высокую готовность «разработки и предложения новых продуктов, форм сотрудничества (в том числе и с применением IT-технологий)». «Можно сказать, что инновации, внедряемые в рамках грузового бизнеса, создают почву для роста сборов. Но одновременно страховщикам приходится уделять все большее внимание вопросу поддержания должного уровня рентабельности из-за роста объемов принимаемых на страхование транзакций и увеличения лимитов ответственности по ряду поставляемых товарных групп», - отметил Голубев.
Прогнозы преждевременны
Рынок страхования грузов на заре зарождения российского страхования был связан с экспортно-импортными перевозками с доминирующей долей «Ингосстраха» в этом бизнесе, напомнил Галушин историю формирования этой линии страхового бизнеса. Постепенно стали появляться частные страховые компании, стали расти объемы страхования по внутренним перевозкам. Рынок внутренних перевозок пережил «лихие годы» с высоким уровнем хищений и грабежей, особенно при автомобильных перевозках. Постепенно ситуация нормализовалась, риски стали контролируемыми, продолжил он.
По словам Галушина, в грузовом страховании в целом, «как правило, не применяются франшизы, или применяются специфические франшизы, которые касаются, например, насыпных грузов (весовая недостача) или ограничения по сумме выплаты для отдельных категорий грузов (стекло, трубы, перевозка животных), особые требования по упаковке и другие».
Страховые суммы по договорам страхования грузов не меняются - «они являются отражением стоимости перевозимых грузов. Если объем грузоперевозок растет, то и, как следствие этого, увеличивается совокупная страховая сумма. По отдельным видам грузов, например, перевозки нефти, металлов, товаров, чья стоимость привязана к биржевой цене, страховые суммы могут увеличиться вследствие увеличения стоимости нефти или металлов на бирже, при том, что объем перевозок (в тоннах) не изменится. Страховые суммы определяются контрактами на поставку, базисами поставки и другими факторами», детализировал Галушин.
По его словам, «все грузовое страхование можно разделить на годовые договоры (под планируемый или законтрактованный объем перевозок), на оформление разовых договоров. Страхование могут покупать грузоотправители или транспортные компании, или другие стороны. В каждом конкретном случае действует свой порядок. Кто-то делает договоры на календарной базе - с 1 января, кто-то с любой другой произвольной даты. Разовые договоры заключаются непосредственно при оформлении транспортных документов. В зависимости от базиса поставки обязанность по страхованию (ответственность за груз) может лежать на отправителе, получателе, передана транспортной компании, экспедитору или другой заинтересованной стороне. Вопросы регулируются договорами и наличием интереса в сохранении имущества».
Прогнозировать, что изменится в системе страховании грузов по итогам 2022 года, эксперты пока не берутся, поскольку с марта этого года при осуществлении экспортно-импортных отгрузок меняется логистика перевозок, возможно, и их география, на фоне расширяющихся ограничений, существует неопределенность относительно будущих логистических цепочек. Перемены не завершены.
Тенденции в страховании по этой линии бизнеса проявятся в статистике ЦБ даже не по итогам первого квартала 2022 года, а второго квартала или к концу лета текущего года, считает Галушин. «Сегодня можно с осторожностью допустить, что по страхованию грузов в РФ произойдет существенное проседание объемов в первом полугодии. Возможно, ситуация выправится по итогам 2022 года», - надеется он.
Вся пресса за 11 апреля 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Перестрахование, Динамика рынка, Тенденции, Страхование грузов, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
25 ноября 2024 г.
|
|
RUGRAD.EU, Калининград, 25 ноября 2024 г.
Калининградскую область поставили на 17 место по безаварийным водителям
|
|
РИАМО, 25 ноября 2024 г.
Автоэксперт Баканов: повышение штрафа за отсутствие ОСАГО давно напрашивалось
|
|
NEWS.ru, 25 ноября 2024 г.
Юрист раскрыл, что могут получить пассажиры загоревшегося в Турции самолета
|
|
genproc.gov.ru, 25 ноября 2024 г.
В Саратовской области прокуратура направила в суд уголовное дело о мошенничестве на сумму более 13,5 млн рублей
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
В РСА назвали регионы-лидеры по числу убыточных договоров ОСАГО
|
|
Тренд, Баку, 25 ноября 2024 г.
За ущерб фруктовым садам выплачена рекордная сумма аграрного страхования
|
|
Деловой Петербург, 25 ноября 2024 г.
Власти Ленобласти взяли на контроль выплаты пострадавшим в Новоселье
|
|
Наша версия, 25 ноября 2024 г.
Деньги страхователей достались страховщикам
|
|
Интерфакс, 25 ноября 2024 г.
Большинство убыточных договоров ОСАГО за год отмечалось в Дагестане и Чечне
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Названы сферы с самыми высокими зарплатами в России в сентябре
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Более 20 тысяч компаний получили поддержку Группы РЭЦ за десять месяцев
|
|
ТАСС, 25 ноября 2024 г.
Кибератаки обошлись британским компаниям в $55 млрд за последние 5 лет
|
|
Капитал.kz, Алматы, 25 ноября 2024 г.
Азамат Керимбаев: Пора вводить такое понятие как «страховой скоринг»
|
|
ПРАЙМ, 25 ноября 2024 г.
АИС страхование будет дважды проверять отсутствие ОСАГО по данным с дорожных камер – НСИС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор представил итоги развития страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
РИА Новости, 25 ноября 2024 г.
Бывшего архангельского адвоката осудили на 8 лет за аферы на 32 млн руб
|
|
Казахстанский портал о страховании, 25 ноября 2024 г.
Регулятор Сингапура выпустил правила одобрения продуктов для отрасли страхования жизни
|
 Остальные материалы за 25 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|