Известия,
13 апреля 2022 г.
Карта бита: страховщики поменяли правила регресса
317 просмотров
Диагностическую карту отвязали от регресса. Ранее, если авария произошла из-за неисправности автомобиля и у виновника ДТП не было диагностической карты, страховая компания могла применить регрессное требование о компенсации причиненного вреда. Эта мера отменена с 12 апреля, сообщили в Российском союзе автостраховщиков (РСА). Для кого эта мера продолжит действовать — выясняли «Известия».
Необязательный техосмотр
С этого года прохождение техосмотра для принадлежащих физическим лицам автомобилей стало добровольным, за исключением нескольких случаев — постановка машины на учет, смена собственника, если возраст ТС превышает четыре года, а также в связи с изменениями в конструкции и заменой основных агрегатов. При этом в законе об ОСАГО сохранялась норма, согласно которой страховщик после выплаты возмещения потерпевшему в ДТП имеет право предъявить регрессное требование к виновнику аварии, в случае если ДТП произошло из-за неисправности автомобиля, не имеющего действующей диагностической карты.
«Если законом о техосмотре для водителя не установлена обязанность прохождения техосмотра, это ведет к необязательности и применения нормы в законе об ОСАГО о праве регрессного требования со стороны страховщика», — приводит «Интерфакс» слова главы комитета ГД по финансовому рынку Анатолия Аксакова. Ранее в Госдуме поддержали поправки в закон об ОСАГО.
Редкий и сложный случай
В практике страховщиков подобные случаи единичны, отметил президент РСА Игорь Юргенс.
«Автовладельцы достаточно сознательны: многие из них проходят техосмотр и без дополнительного принуждения. Регресс мог быть применен, только если можно было доказать, что ДТП произошло вследствие неисправности автомобиля», — рассказал он.
Серьезной зависимости между прохождением техосмотра и аварийностью автомобилиста действительно не наблюдается. По подсчетам РСА и статистике ГИБДД, на 2 млн аварий приходятся 2 тыс. случаев с технически неисправными машинами. При этом зачастую техника ни при чем и у ДТП иная причина. Таким образом, аварий из-за неисправных технически автомобилей по статистике меньше 0,1%.
Кроме того, применять регрессное требование было сложно, рассказал «Известиям» автоэксперт Игорь Моржаретто.
— Чтобы предъявить регресс, мало отсутствия диагностической карты. Надо было доказать причинно-следственную связь, что авария произошла [именно] потому, что отвалилось левое заднее колесо и [при этом] не было диагностической карты, — поясняет эксперт. — Чтобы доказать техническую неисправность, надо провести сложную трасологическую экспертизу, которая стоит не менее 30 тыс. рублей. Просто так ее провести нельзя: нужно решение суда или, если есть погибшие, решение следователя. Провести экспертизу, оплатить, а потом выяснить, что ничего доказать невозможно. Поэтому страховые компании чаще всего с этим даже не связывались.
По его словам Моржаретто, страховщики постепенно избавляются от всякой привязки ОСАГО к техосмотру.
На безопасность не повлияет
Опрошенные «Известиями» эксперты положительно оценивают новые поправки в закон об ОСАГО.
«Вполне разумно, что отказались от регрессных исков за отсутствие техосмотра, раз отменили сам обязательный техосмотр для некоторых категорий автомобилей. Вполне вероятно, что в противном случае страховщики сами бы погрязли в судебных исках от водителей, попавших в ДТП», — считает председатель «Движения автомобилистов России» Виктор Похмелкин. По его словам, добросовестные автомобилисты и так проводили реальную диагностику технического состояния своей машины. Недобросовестные — просто покупали диагностическую карту без проверки самого автомобиля.
«В любом случае, несмотря на отмену техосмотра, за техническое состояние машины отвечает именно водитель», — говорит Похмелкин.
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что нововведение не повлияет на статистику ДТП.
— На безопасности отражается исключительно отмена техосмотра, но Госавтоинспекция решила, что риски в целом приемлемы. В данном случае подводных камней нет, но они были до этого, — говорит он.
Отменили, но не всем
В РСА уточнили, что право на регрессное требование за отсутствие техосмотра к виновникам ДТП сохранено для легковых такси, автобусов и специализированных транспортных средств, предназначенных и оборудованных для перевозок опасных грузов. Им по-прежнему нужно получать диагностическую карту.
Кроме того, страховая сможет предъявить регрессные требования и к автовладельцам-«физикам», отметил Игорь Моржаретто.
— Такая возможность есть и сейчас, только теперь она не связана с наличием или отсутствием диагностической карты, — уточняет эксперт. — Согласно ПДД, водителю, прежде чем выехать, нужно убедиться в исправности автомобиля А если ты выехал [на аварийной машине], что привело к аварии, ты виноват — не выполнил правила дорожного движения и с тебя можно взять регресс.
«Страховые компании вправе предъявить регресс и после 12 апреля — по заключенным договорам ОСАГО — до окончания действия полиса. При этом они не могут отказать в выплатах по ОСАГО потерпевшему автомобилисту, если у него не оформлена диагностическая карта», — отметили в пресс-службе компании «АвтоDOM».
Неисправных автомобилей станет больше
Делать выводы о прохождении техосмотра пока рано, поскольку обязательный техосмотр отменен лишь с начала этого года, считают эксперты.
Между тем количество неисправных автомобилей не дорогах может вырасти. Данные совместного исследования Аналитического центра НАФИ и экспертного центра «Движение без опасности» свидетельствуют, что 42% опрошенных автовладельцев планируют реже проводить техобслуживание автомобиля.
Кроме того, в ближайшем будущем ремонт автомобилей будет затруднен из-за нехватки автозапчастей.
Ранее более 100 тыс. автомобилей по всей России вернулись из многолетнего простоя, в связи с тем что в пандемию люди опасались использовать общественный транспорт и каршеринг.
Евгений БАГДАСАРОВ
Вся пресса за 13 апреля 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
![](/img/punctir_vert.gif) |
Персоны:
|
|
![](/img/_.gif) |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Архив прессы
|
|
|
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
Текущая пресса
![](https://www.insur-info.ru/img/_.gif) |
| |
14 февраля 2025 г.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Интерфакс, 14 февраля 2025 г.
Аграрии в 2024 году получили 4,5 млрд рублей страховых выплат за гибель урожая
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 14 февраля 2025 г.
Банк России рассчитал размер иностранного участия в уставном капитале кредитных и страховых организаций
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 14 февраля 2025 г.
Средняя стоимость полиса ОСАГО в России в январе 2025 г снизилась на 5,3% - «Финуслуги»
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
РИА Новости, 14 февраля 2025 г.
Суд рассмотрит в закрытом процессе иск «Ильюшина» к четырем страховщикам на 2,6 млрд руб.
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
cbr.ru, 14 февраля 2025 г.
Решения Банка России в отношении участников финансового рынка
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тренд, Баку, 14 февраля 2025 г.
Обнародована статистика по страхованию автотранспортных средств в Азербайджане
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Китай разрешает страховым компаниям инвестировать в золото
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Тарантас Ньюс, Брянск, 14 февраля 2025 г.
Названа средняя стоимость полиса ОСАГО в России: эксперты утверждают, что она снизилась
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Петербургский дневник, 14 февраля 2025 г.
Страховые компании в Петербурге внедряют полисы для покупателей жилья в рассрочку
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Говорит Москва, 14 февраля 2025 г.
В России снизилась на 5% средняя стоимость полиса ОСАГО
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Гонконг и Сингапур сталкиваются с ростом расходов на страхование и пробелами в покрытии
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Report.Az, Баку, 14 февраля 2025 г.
В Азербайджане отныне независимых экспертов для страховых случаев будут назначать онлайн
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Forbes Казахстан, 14 февраля 2025 г.
Прибыль компаний общего страхования выросла более чем на 50% за год
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 14 февраля 2025 г.
В Саратове частные клиники обяжут оказывать экстренные услуги
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Казахстанский портал о страховании, 14 февраля 2025 г.
Изменение климата может привести к снижению стоимости недвижимости на $1,47 трлн в США
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 14 февраля 2025 г.
В Челнах «Горкоммунхоз» выделил 1,3 млн рублей на страховку для трамваев
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 14 февраля 2025 г.
Новосибирцев будут судить за мошенничество с автостраховками на миллионы рублей
![](https://www.insur-info.ru/img/trans.gif)
|
 Остальные материалы за 14 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|