Авто.ру,
18 апреля 2022 г.
Уехать с места ДТП теперь можно! Рассказываем про эксперимент столичных властей 217 просмотров
Москва собирается запустить эксперимент, в рамках которого водителям разрешат покидать место ДТП. Речь идёт о возможности оформить аварию без пострадавших на обочине или в любом другом безопасном месте по обоюдному согласию. Так городские власти хотят снизить смертность на скоростных трассах от вторичных аварий.
Чёткий алгоритм работы эксперимента пока не выработан и находится в процессе обсуждения. Однако страховщики уже опасаются роста мошенничеств, связанных с оформлением мелких аварий, а также затягиванием судебных разбирательств в случае споров по выявлению виновника. Журнал Авто.ру пообщался с авторами инициативы и страховыми компаниями, чтобы узнать, как лучше и безопаснее действовать водителям на скоростной трассе после аварии.
Кто и для чего разрешит водителям отъезжать с места ДТП
Возможность оставить место аварии и съехать на обочину для оформления обсуждается в столице уже давно. Последние пару лет с такими инициативами в мэрию выходили ЦОДД и экспертный центр Probok.net. Вопрос всегда упирался в отсутствие статистики вторичных аварий. Несмотря на это, в апреле 2022 года городские власти всё-таки решили провести подобный эксперимент на некоторых улицах Москвы.
Решение о проведении эксперимента власти приняли после нескольких крупных аварий с погибшими на вылетных магистралях и МКАД. Сценарий таких происшествий одинаковый: после мелкой аварии водители останавливаются на скоростной дороге, а другие автомобили в быстром потоке не успевают затормозить перед неожиданным препятствием и совершают наезды на стоящий транспорт и вышедших из машин людей.
В ЦОДД и раньше предлагали водителям отъезжать для оформления аварии в безопасное место — соответствующие информационные щиты были размещены по городу. Но большая часть водителей боялась отказа в страховых выплатах и, главное, боялись лишиться прав за отъезд с места ДТП.
Идея властей состоит в том, чтобы водители, попавшие в аварию без пострадавших на МКАД, ТТК, хордах и вылетных магистралях, могли сразу отъехать в безопасное место. И потом спокойно разбираться в причинах и оформлениях без риска ответственности. Потому что отъезд с места ДТП в таких обстоятельствах не будет считаться нарушением.
По словам заместителя мэра по транспорту Максима Ликсутова, на всех вылетных магистралях столицы и на МКАД работает огромное количество камер, и данные с них город всегда может предоставить в страховую компанию и ГИБДД, чтобы разобрать причины ДТП. Проведение эксперимента уже поддержали на Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения.
Результаты эксперимента могут стать основанием для внесения поправок в ПДД. Главным показателем будет считаться снижение числа погибших при повторных авариях. При правильной организации эксперимента, цифры должны приближаться к 90%, рассказал Журналу Авто.ру руководитель экспертного центра Probok.net Александр Шумский. А после запуска на скоростных дорогах, эксперимент могут распространить и на улицы, где нет камер.
Город покажет спорные моменты
Сейчас рабочая группа решает, как именно в таких условиях будут оформляться аварии, и как оповестить водителей о нововведениях. По словам Шумского, эксперимент предполагает не только упрощенное оформление ДТП, но и отсутствие обращений в ГИБДД.
«Сейчас, если вы совершили аварию с повреждениями даже на 10 тысяч рублей, вы должны остановиться, никуда не двигаться, включить аварийную сигнализацию, надеть жилет, поставить знак аварийной остановки метров за 20, сфотографировать автомобили с трех-четырех сторон и, если все согласны, составить европротокол. Это не менее 20 минут на дороге. А если больше двух участников, кто-то не согласен или вообще уехал, нужно часами ждать ГИБДД. Так люди на дороге и погибают», — объясняет Шумский.
По новому алгоритму, если случилась авария, водители сразу съезжают с дороги и оформляют аварию в безопасном месте. По словам эксперта, большая часть аварий не оспаривается, потому что всем участникам очевидно, кто именно виноват. А для спорных инцидентов город сможет предоставить фото- и видеоматериалы. При этом Шумский понимает опасения страховщиков по росту мошеннических схем, но считает, что и существующий механизм не спасает от обмана.
«Мошенничества и сейчас есть. Но, оставаясь на проезжей части, люди гибнут за металл. Если водители определили, кто виноват, то споров в судах не будет. Если люди не определили, то возможны суды и разбирательства. Но опять же, точно так же происходит и сейчас», — поясняет эксперт.
Почему нет статистики аварий
Когда именно заработает эксперимент, неизвестно. Тем более, что свои контраргументы приводят и страховые компании. Разрешить ситуацию могла бы статистика по вторичным авариям на скоростных трассах, но её ни у кого нет.
По словам Шумского, подсчитывать и собирать эти данные должны сотрудники ГИБДД. Но такой графы у них в документах нет, поэтому учёт официально не ведётся. Эксперт приводит оценочные данные: только в Москве 12,5% аварий — это наезды на стоящий транспорт. Такую статистику вывели городские власти с помощью своих метрик и камер.
При этом люди, которые погибают в таких авариях, попадают в статистику как пешеходы — они выходят из машины, осматривают повреждения и двигаются по трассе. В том числе и поэтому статистика по пострадавшим в городе пешеходам ошибочная, объясняет руководитель центра Probok.net.
Дорожные эксперименты обычно длятся не менее года. Но самое сложное в них, говорит Шумский, переучить людей. По словам эксперта, с советского времени водителей учили не трогаться с места после аварии, совершив лишь одно действие — вызов ГИБДД. «Этот стереотип и паттерн поведения надо выбивать рекламой, пропагандой, экономическим стимулированием. Потому что это правило загоняет людей под колеса. Только оповещение о новом алгоритме займет несколько месяцев», — рассказывает Шумский.
С европротоколом эксперимент сработает
В компании «Росгосстрах» Журналу Авто.ру рассказали, что поддерживают данную инициативу, так как это действительно приведёт к снижению количества вторичных ДТП и пострадавших в таких авариях. «Что касается порядка взаимодействия между страховой компанией и клиентом, а также пакета предоставляемых документов, то для страховых компаний никаких изменений эта инициатива не предполагает — всё останется так, как и было», — поясняет начальник управления выплат по автострахованию «Росгосстраха» Александр Казимов.
При этом позиция Российского союза автостраховщиков по вопросу эксперимента оказалась более скептической. Как пояснили в РСА, в настоящее время в соответствии с законом водители при мелкой аварии могут оформить европротокол без ожидания сотрудников ДПС. В том числе и после оставления места аварии. Но сумма выплат при таком оформлении ограничена.
Более того, страховщики даже хотят увеличить долю применения европротокола в Москве, так как сегодня на такие аварии приходится всего 37% случаев. Тогда как, например, в Пензе, Челябинске и Сахалине до 50% всех оформлений приходится на европротокол. Но если речь пойдёт о дорогом ремонте, то у участников аварии могут возникнуть сложности.
Почему страховщики против
Если необходима выплата до 400 тысяч рублей, а это сегодня максимальная сумма по ОСАГО, то в дополнение к бумажному извещению необходимо осуществить фото и видеофиксацию места ДТП, расположения автомобилей и их повреждений. Страховщики должны удостовериться, что авария действительно была, а также понять по фотографиям, кто из участников виноват, а кто пострадал. При этом не все скоростные трассы оборудованы камерами. «Что тогда мешает мошенникам просто поставить в кармане трассы два автомобиля и сказать, что была авария, предъявив претензии по выплатам страховщику?» — обозначает проблему исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.
По его словам, для пострадавшей стороны возникает ещё одна проблема — уехать нужно вместе с виновником в одно и то же место. А если виновник скроется, то потом может мотивировать это тем, что должен был убрать машину с проезжей части, уехал и ждал пострадавшего в другом месте. Привлечь его к ответственности будет уже невозможно, считает Уфимцев.
Практика страховых компаний говорит о том, что около 10% участников ДТП не соглашаются с суммой страховой выплаты и требуют больше 400 тысяч рублей на ремонт, другие спорят о виновности — и все они идут в суд. И даже при наличии фото- и видеофиксации повреждений такие разбирательства могут идти годами.
Уфимцев также сообщил, что страховщиков и Центробанк не привлекают к обсуждению вопроса. «Это обсуждение всплывало на одной из комиссий по БДД. Там мы видели несколько роликов и запросили статистику таких случаев повторной аварийности на трассах. Нам ответили, что её нет. Они опираются также на то, что в законе нет прямого запрета передвижения автомобилей после аварии для проведения фото- и видеофиксации. Но провести эти действия после передвижения машин — значит лишить страховщика возможности понять, что произошло, и кто какие повреждения получил. Если машины уехали с места, то выплатить можно только 100 тысяч рублей, и только если оба водителя согласны», — говорит исполнительный директор РСА.
Автор инициативы Александр Шумский из Probok.net в ответ на это приводит данные о том, что 90% аварий всё-таки решаются без споров. «Получается, что из-за тех, кто оспаривает обстоятельства аварии, мы прогоняем через дорожные жернова тех, кто этого не делает — то есть большинство. Зачем это делать, если все согласны с тем, что человеческая жизнь важнее железа?», — считает Шумский.
Несмотря на готовность города запустить эксперимент, когда именно он начнётся — пока неизвестно. Власти могли бы пообещать не наказывать водителей лишением прав за оставление места ДТП, но, по словам Александра Шумского, многое будет зависеть от позиции страховых компаний. Пока у страховщиков больше вопросов, чем ответов, а это значит, что эксперимент не начнётся в ближайшее время.
Екатерина ДЕМИШЕВА
Вся пресса за 18 апреля 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|