Мнение главы Страхнадзора о проблемах развития страхового рынка России.
Экономика и жизнь,
6 июня 1996 г.
Без законодательных «инъекций» ускорений не будет 1274 просмотра
До настоящего времени отсутствует единый подход к разработке концепции развития страхового дела в России и проблемам его государственной поддержки. Многочисленные проекты теряются в процессах их обсуждения и согласования, утрачивают свою целостность и актуальность.
Это касается проектов, связанных с поддержкой и стимулированием страхования инвестиционных рисков через систему страховых пулов и перестраховочных компаний, создания условия для внедрения взаимного страхования, формирования механизма защиты интересов частных страхователей на основе создания гарантийных фондов и многого другого.
Отсутствие достаточных экономических и административных стимулов и недооценка страхового интереса у многих потенциальных клиентов (предпринимателей, предприятий и граждан) привели к тому, что страхование пока не стало неотъемлемой потребностью. Для того чтобы это произошло, необходимо принятие большого пакета мер. Ключевым моментом для изменения ситуации является признание государством затрат, связанных со страхованием, общественно необходимыми. Способом реализации такого признания должно быть право относить затраты на страхование имущества предприятий и организаций на себестоимость продукции, товаров и услуг.
Указанная проблема, казалось бы, и была решена принятием постановления Правительства России № 661. Тем более вызывала огорчение непоследовательность действий в этом вопросе: реализация едва вступившего в действие механизма отнесена на год, при этом пострадавшими окажутся те страховщики и страхователи, которые реально выполняли данное постановление.
Иной формой экономического стимулирования могли бы стать налоговые льготы и санкции в отношении расходов на страхование. Например, затраты предприятий и предпринимателей-работодателей на добровольное медицинское и пенсионное страхование своих сотрудников, расходы по страхованию профессиональной и других форм гражданской ответственности юридических и физических лиц могли бы исключаться из налогооблагаемой базы. Это содействовало бы уменьшению потребности в бюджетных средствах на цели обеспечения страховой защиты, активизации инвестиционной деятельности страховщиков.
Особое социально-экономическое значение имеет страхование жизни. Специфика обязательств, принимаемых по договорам страхования жизни, и методов формирования страховых резервов позволяет аккумулировать значительные суммы денежных средств в виде страховых резервов на продолжительный период.
Такое страхование представляет интерес не только для страхователей и страховщиков, но и для государства, так как денежные средства резерва взносов являются источником инвестиций в экономику страны. Одним из стимулов развития интереса к проведению страхования жизни и способом обеспечения платежеспособности страховщиков по договорам страхования жизни могли бы стать государственные ценные бумаги с индексированным уровнем доходности, учитывающим уровень обесценения денежной массы, в которых размещались бы резервы взносов по страхованию жизни.
Дополнительный интерес к страхованию жизни мог бы проявиться у населения и при решении вопроса о предоставлении налоговых льгот для страхователей — физических лиц, направляющих собственные средства на оплату страховых полисов по долгосрочному страхованию. Суммы страховых взносов по договорам, заключенным на определенный, достаточно продолжительный срок, следовало бы исключить из налогооблагаемой базы.
Наряду с проблемами, обусловленными пробелами и противоречиями законодательства, существуют внутренние проблемы отрасли. Назрела необходимость укрепления системы государственного регулирования деятельности страховщиков и, в частности, законодательного закрепления реального механизма реализации Росстрахнадзором своих прав.
В числе мер по созданию более благоприятных условий для становления страхового рынка могло бы стать внесение изменений в действующее законодательство. Например, в части установления механизма ликвидации страховщиков в случае неоднократного нарушения последними законодательства РФ, а также ликвидации фирм, осуществляющих страхование без лицензий.
Целесообразно расширить полномочия Росстрахнадзора в части контроля за процессом создания страховых компаний, в том числе по их предварительной регистрации в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Это позволило бы уже на начальной стадии установить происхождение учредительных капиталов, надежность самих учредителей.
Посредническая деятельность по страхованию, связанная с заключением договоров страхования от имени иностранных страховых организаций, на территории России действующим законодательством не допускается. Однако механизм прекращения незаконной деятельности на территории Российской Федерации иностранных страховых компаний в должной мере не отработан.
Требуется совершенствование законодательной базы в этой области, пресечение незаконной деятельности иностранных страховых организаций на территории России.
Главной задачей Росстрахнадзора является обеспечение соблюдения всеми участниками страховых отношений требований страхового законодательства Российской Федерации. Однако Росстрахнадзор не имеет возможности в необходимых случаях проводить проверки соблюдения страховщиками законодательства о страховании и достоверности представляемой ими отчетности. Причины «просты» — отсутствие законодательно закрепленного реального механизма реализации Росстрахнадзором своих прав, малочисленность аппарата, а также недостаток финансовых средств. Кроме того, в силу недостаточного финансирования крайне ограниченными являются и технические возможности Росстрахнадзора по обработке и анализу получаемых отчетов. А ведь это основной источник информации для осуществления финансового контроля за деятельностью страховых организаций.
В условиях непрерывно возрастающего объема работ просто необходимо увеличение численности работников центрального аппарата Росстрахнадзора и создания разветвленной сети территориальных органов. При этом, используя практику многих стран мира, в конце концов следовало бы решить вопрос о покрытии затрат, связанных с организацией и осуществлением государственного регулирования страховой деятельности, за счет отчислений всеми страховщиками от страховых платежей средств в федеральный бюджет на формирование целевого фонда. Конкретные размеры отчислений и основные направления расходования фонда могли бы утверждаться Законом о бюджете на очередной год. Такие предложения вносились и вносятся неоднократно.
Содействие развитию страховой сферы путем совершенствования государственного регулирования, поддержки формирования страховой инфраструктуры, повышения экономической заинтересованности в страховой защите имущественных интересов граждан и предпринимателей способствовало бы в конечном итоге развитию национального рынка.
БУГАЕВ Ю.С.
Вся пресса за 6 июня 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, Налоговый климат, Инструменты, Учет и отчетность, Страховое право
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
10 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 10 января 2025 г.
Федеральный закон от 28 декабря 2024 г. № 555-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства»
|
|
Интерфакс, 10 января 2025 г.
В Думе предложили обязать страховщиков заранее сообщать о завершении договора ОСАГО
|
|
Башинформ, Уфа, 10 января 2025 г.
АПК Башкирии получил 240 млн рублей на поддержку агрострахования
|
|
zakon.kz, 10 января 2025 г.
Страховой рынок Казахстана улучшает показатели
|
|
Бел.Ru, Белгород, 10 января 2025 г.
Как белгородский бизнес, пострадавший при обстрелах, «борется» со страховщиками?
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
В январе-сентябре сборы страховщиков РФ по договорам ОСГОП увеличились на 22,6%
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Лесные пожары в Лос-Анджелесе могут причинить экономический ущерб в более чем $52 млрд
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 10 января 2025 г.
По мотивам прошлогодних аварий: в Новосибирске суд решил взыскать страховое возмещение в пользу УК
|
|
Казахстанский портал о страховании, 10 января 2025 г.
Сумма страховых убытков от природных катастроф в 2024 году оценивается в $140 млрд
|
|
Финмаркет, 10 января 2025 г.
ФАС определила параметры оценки размера финорганизаций для предварительного согласования сделок
|
|
Парламентская газета, 10 января 2025 г.
Депутат Нилов: Автомобилистов надо не штрафовать, а предупреждать
|
|
Frank Media, 10 января 2025 г.
СК «Согласие» учредила НПФ с капиталом 150 млн рублей
|
|
За рулем, 10 января 2025 г.
Автовладельцев заблаговременно проинформируют об окончании срока действия полиса
|
|
МК в Запорожье, 10 января 2025 г.
Жители Запорожья оформили свыше 9 тысяч договоров ОСАГО за зимние каникулы
|
|
Ура.Ru, Екатеринбург, 10 января 2025 г.
Крупная страховая компания в США бросила своих клиентов на фоне пожаров в Калифронии
|
|
Рязанские новости, 10 января 2025 г.
ТФОМС требует от рязанской районной больницы более 3 млн рублей пеней
|
 Остальные материалы за 10 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|