Статья о проблемах страхования жизни в начале 90-х гг. за рубежом и в России.
Ревизор,
8 июня 1996 г.
Долгосрочное страхование жизни частных клиентов 4066 просмотров
На язык, понятный каждому, этот замысловатый термин переводится так: кусок хлеба на старость. Наш рассказ сегодня о том, каким образом упомянутый кусок готовит себе предусмотрительный американец и что, кроме «пирога из глины», может испечь российский гражданин.
Должны признать, что спрос наших граждан на этот вид страхования удовлетворяется пока в основном иностранными страховыми компаниями — через посредников, и прежде всего потому, что надежность иностранной компании (к примеру, какой-нибудь швейцарской или австрийской), как правило, не вызывает у клиентов сомнений. Справедливости ради отметим, что при освоении бескрайнего российского рынка такие компании нарушают действующие российские законы и потому создают для клиентов трудности: защитить свои права перед иностранным страховщиком в случае возникновения конфликтов для клиентов далеко не всегда представляется возможным.
Как это делается в Америке
В развитых цивилизованных странах граждане, заботящиеся о себе и своих близких, имеют самые разнообразные страховые полисы и страхуются чуть ли не с младенческого возраста. А дает это очень серьезную и очень конкретную материальную и моральную защиту от непредвиденных и чаще всего нежелаемых обстоятельств. Как заметил М.А.Булгаков, все мы смертны, а иногда внезапно смертны. И потому разумная часть человечества, предвидя это, защищает себя и своих близких, застраховавшись в той или иной форме в серьезной страховой компании. При этом страхование жизни является самым распространенным видом долгосрочного страхования. На него существует устойчивый спрос, даже несмотря на весьма скромный накопительный процент — заметно меньший, чем в банках (по грубым подсчетам, средний размер ежегодного дохода примерно на 2-3% меньше). Срок страхования обычно составляет 10-15 лет. При дожитии до конца срока страхования клиент получает обратно всю сумму взносов, а также прибыль, которая зависит от эффективности инвестиционной деятельности страховщика. В противном случае его наследники или выгодоприобретатели получают страховое обеспечение, равное полной страховой сумме (иногда даже удвоенной — в зависимости от условий договора).
По такого рода договорам устанавливаются достаточно жесткие условия их досрочного расторжения. Многие страховые компании вместе с основной программой долговременного накопительного страхования жизни предлагают дополнительные программы страхования от несчастных случаев и болезней. Долговременное страхование жизни является по существу одной из главных разновидностей социальной защиты граждан.
Приведем типичный пример долговременного страхования жизни среднего американца и попытаемся понять, что это дает клиенту. Положим, что мужчина, 35 лет, женат, двое детей, учитель старших классов, решил приобрести страховой полис сроком на 15 лет с ежегодным страховым взносом 4.000$. Такая сумма в Америке необременительна для человека, имеющего постоянную работу. (У нас страховой взнос может быть естественно ниже — от 500 до 2.500$ в год).
На графике страхования: — 4.000$ — ежегодный взнос, который владелец полиса делает ежегодно в течение 15 лет. — 60.000$ — сумма накопления, которая образуется простым умножением: 4000$ Ѕ 15 лет = 60.000$. — 90.630$ — страховая сумма, образующаяся в результате начислений на ежегодные взносы клиента процентов из расчета в среднем 5% годовых, и которую владелец полиса получит через 15 лет.
Если же все-таки наступит страховое событие, то именно эта сумма 90.630$ и будет основой для расчетов по страховому возмещению.
Какие же события являются страховыми и какие выплаты совершает в этих случаях страховая компания?
1. Если, как мы уже говорили, никаких неприятностей не происходит — владелец полиса через 15 лет получает 90.630$.
2. Страховое событие: инвалидность (частичная постоянная потеря трудоспособности)
При возникновении подобной ситуации в зависимости от тяжести полученной травмы выплачивается от 5 до 100% от страховой суммы (90.630$), а по окончании срока договора владелец полиса получает все те же 90.630$, помимо выплаченной ранее компенсации.
3. Страховое событие: естественная смерть. Предположим, смерть наступила на 3-й год действия договора (полиса). В этом случае страховая компания выплачивает наследникам владельца полиса сумму, равную сумме его накопления за 3 года плюс страховую сумму единовременно (в некоторых компаниях выплачивается только страховая сумма): выплаты = (нак) + (страх) = 12.000$ + 90.630$ = 102.630$
4. Страховое событие: смерть в результате несчастного случая. В этом случае, если человек, к примеру, погиб в автокатастрофе, также через 3 года после покупки полиса страховая компания выплачивает его наследникам сумму, равную сумме накопления за 3 года плюс удвоенную страховую сумму: выплаты = (нак) + (страх) = 12.000 + 2 (90.630) = 193.260$
Согласитесь, это действительно очень серьезная защита интересов владельца полиса и его семьи, поскольку, вложив за те же 3 года всего 12.000$, он при наступлении потери трудоспособности получает весьма ощутимую компенсацию, а в случае его смерти уже близкие (жена, дети) застрахованного не останутся без средств к существованию. Кстати, в Америке и кормилец, и его семья при наступлении какого-либо страхового события получат еще очень серьезную страховую компенсацию и от государства, и от тех компаний, где работал этот человек.
Итак, в случае непредвиденных обстоятельств американец оказывается основательно социально защищен.
… и в России?
Скажем сразу, что в России население неохотно прибегает к долговременному страхованию жизни. И причин тут много.
В течение семидесяти с лишним лет нам предлагались такие условия страхования жизни и здоровья и в такой манере, что у большинства граждан отложилось в подсознании одно: если ничего не случится, то денег за страховку не вернут. А наш человек — в отличие от осторожного американца — уверен на все сто, что именно с ним-то ничего дурного произойти не может, а если что и случится, то он обязательно что-нибудь придумает. Отсюда низкая страховая культура не только граждан, но и государства, о чем свидетельствует отсутствие до сих пор целенаправленной пропаганды страхования. (И это при полной социальной незащищенности населения!) Наконец, страхование жизни и здоровья предполагает длительные сроки и значительные вложения, а вот как раз с этим у наших граждан самые большие сложности, ибо Россию все время лихорадит (то переворот, то революция, то массовый крах финансовых структур), и потому спрос населения на долговременные страховые услуги окрашен в специфические тона недоверия ко всем финансовым структурам, а также боязнью инфляции, обесценивающей страховые взносы. Согласитесь — все это основания веские.
И все же и социальная незащищенность, и органическая непредсказуемость нашей жизни как раз и должны привести к повышенному спросу на долговременные виды страхования. Контингент потенциальных клиентов достаточно широк: это все те, кто задумывается о том, что хорошее здоровье и хорошая работа не вечны, что впереди возникнут непредвиденные расходы на образование детей, на лечение и т.д., то есть проявляют естественную заботу о своем будущем и будущем своих близких.
Большинство отечественных страховых компаний до сих пор долговременным страхованием жизни не занимались, отдавая предпочтение краткосрочному коллективному страхованию жизни. И тому были две главные причины: страховщики получали высокие поступления страховых взносов при минимальных накладных расходах, а клиенты (предприятия и организации) могли на законных основаниях избегать части налогов. Теперь, когда страховые выплаты облагаются налогом в пенсионный фонд, коллективное страхование жизни в значительной мере потеряло практический смысл для клиентов. Страховые компании поставлены перед необходимостью заполнить возникший вакуум в доходах — иное чревато, а потому на повестку дня перед нашими страховщиками во всей полноте стал вопрос о долговременном страховании жизни.
Признаки повышенного внимания страховщиков к этой проблеме стали особенно заметны в последние месяцы: во многих крупных страховых компаниях идет разработка программ индивидуального накопительного страхования, которые сравнимы с западным аналогами и адаптированы в то же время к российским условиям. Уже есть накопительные программы у страхового общества «Союзник», апрель 1996 года, у «Промышленно-страховой компании». Готовят накопительные программы страховая компания RUS AIG, страховая компания «РК-Гарант». Учредители этих компаний весьма солидные, и можно с уверенностью сказать, что на создание компаний-однодневок для получения сиюминутной прибыли они не пойдут. Не стоит, однако, забывать, что ответственность за деятельность компании учредитель несет только в пределах своей доли уставного капитала.
Что касается вопросов оценки надежности страховой компании, особенно остро стоящих при долговременном страховании, то к ним «Ревизор» уже обращался не раз. Помощь клиенту в этом деле могут оказать страховые брокерские фирмы, которые специализируются на данном виде страхования и работают в интересах клиента. Такие фирмы уже существуют и у нас. Например, «Русский брокерский центр», где можно получить бесплатные консультации по вопросам надежности страховых компаний, по предлагаемым ими услугам и при желании здесь же оформить страховые полисы.
Следует напомнить, что решение в конечном счете должен принимать сам клиент по информации о страховой компании, включающей целый ряд показателей. Советуем уточнить, сколько лет компания существует, возникали ли неприятности за время существования фирмы и какого рода, кто учредители, куда инвестируются средства (по возможности). Полезно также ознакомиться с экономическими показателями (например, с годовым балансом) и многое другое. Важно помнить, что государство в лице Росстрахнадзора только регулирует работу страховщика, а не гарантирует его добросовестность. Всю ответственность за выполнение условий договора страхования несут только две стороны: страховщик и страхователь, и возникающие конфликты между ними разрешаются в установленном порядке, то есть в суде.
Радует, что государственные органы задумались наконец над вопросом надежности компаний и обеспечении прав их клиентов. В соответствии с Комплексной программой мер по обеспечению прав вкладчиков и акционеров, утвержденной Указом Президента РФ № 408 от 21 марта 1996 года, обязательными условиями для работы компаний на финансовом рынке будут членство в профессиональном объединении и взносы в создающиеся гарантийные фонды, а также усилена уголовная ответственность за мошеннические действия на финансовом и фондовом рынках России. Предусмотрен и ряд других мер. Но это все в светлом будущем, а пока Указом дано поручение правительству подготовить соответствующие документы.
Росстрахнадзор в свою очередь выдвинул идею предложить правительству эмитировать ценные бумаги с твердым доходом, размещаемые только в страховых компаниях, занимающихся долгосрочным страхованием жизни (не менее 5 лет). Добровольно застраховавший свою жизнь получит существенную налоговую льготу: сумма взносов страхователя будет исключаться из его совокупного налога. Если все это будет реализовано, то сомневающихся в необходимости и пользе долговременного страхования жизни наверняка станет меньше.
В следующих публикациях мы расскажем о предлагаемых программах накопительного страхования и о том, как страховые компании намерены продвигать свои услуги.
Феликс АЛЫМОВ
Вся пресса за 8 июня 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Исследования, Маркетинг, За рубежом, Страхование жизни
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Благоприятные условия на рынке страхования авиаперевозок, вероятно, сохранятся в 2025 году
|
|
Нижегородские новости, 24 декабря 2024 г.
Житель Нижнего Новгорода возместил убытки страховой компании
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 24 декабря 2024 г.
В Красноярске задержали банду серийных страховых мошенников
|
|
Report.Az, Баку, 24 декабря 2024 г.
Страховой рынок Азербайджана вырос на 10% за год
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 декабря 2024 г.
Страховщики Европы рискуют снизить коэффициент платежеспособности на 100 пунктов из-за геополитического шока
|
|
Официальный портал органов власти Чувашской республики, 24 декабря 2024 г.
Парламентарии приняли поправки в Закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов»
|
|
Ингушетия, Назрань, 24 декабря 2024 г.
В Ингушетии расследуют мошенничество со страхованием жизни на 30 млн рублей
|
|
Парламентская газета, 24 декабря 2024 г.
Медицинская помощь и консультации для россиян могут стать доступнее
|
|
genproc.gov.ru, 24 декабря 2024 г.
Прокуратура Республики Ингушетия направила в суд уголовное дело о мошенничестве в сфере страхования жизни человека
|
|
korins.ru, 24 декабря 2024 г.
НСИС представил страховщикам инструменты для предотвращения страхового мошенничества
|
|
Финмаркет, 24 декабря 2024 г.
Сборы по страхованию имущества юрлиц увеличились на 10,6% за 9 месяцев, выплаты выросли в 2,5 раза
|
|
Рязанские ведомости, 24 декабря 2024 г.
Рязанцам разъясняют, как путешественнику без суда решить спор со страховой организацией
|
|
Общественное мнение, Саратов, 24 декабря 2024 г.
ТФОМС Саратовской области и страховыми организациями за 11 месяцев года рассмотрено почти 168 тысяч обращений граждан
|
|
Клерк.Ру, 24 декабря 2024 г.
Таксисты просят сократить минимальный срок действия страхового полиса до одного дня
|
|
Tazabek, Бишкек, 24 декабря 2024 г.
В этом году госстрахование жилья выросло на 8%, - замглавы управления в «ГСО»
|
|
Волга Ньюс, Самара, 24 декабря 2024 г.
Ремонт вместо денег: «Росгосстрах» формирует новую судебную практику в спорах с недобросовестными клиентами по ОСАГО
|
|
Реальное время, Казань, 24 декабря 2024 г.
В Татарстане стали платить больше по полисам ОСАГО, но судебные издержки выросли
|
 Остальные материалы за 24 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|