Издание приводит мнения страховщиков об инициативах Минфина РФ отменить обязательное страхование пассажиров железнодорожного транспорта и Минтранса - ввести взамен обязательное страхование ответственности перевозчика.
Профиль,
29 мая 2006 г.
Обязательный пассажир 1419 просмотров
С тем, что всякого рода переезды на любом виде транспорта связаны с высокими рисками, большинство из нас смирились и стараются об этом не думать. Но многие ли, покупая билет, задумываются о том, кто будет возмещать ущерб за полученные во время поездки увечья и порчу имущества? Об этом за нас задумались страховые компании, которые после выхода в 1992 году указа президента об обязательном страховании пассажиров поделили российский транспортный рынок на зоны влияния. Не без участия, разумеется, своих акционеров. Страховой рынок на железнодорожном транспорте монополизировала компания "ЖАСО", учрежденная Министерством путей сообщения. Страхование авиапассажиров в основном сосредоточилось в руках компаний "Авиационный Фонд Единый Страховой" (АФЕС, акционеры - авиакомпании, авиапредприятия и аэропорты) и "Москва" (74% акций - у "Аэрофлота"). Рынок перевозок на морском, речном и автомобильном транспорте ушел от жесткой концентрации, хотя и был разделен между 10-12 страховщиками. На наших кошельках это "разделяй и властвуй" отразилось просто: сумма, которую мы платим в кассе за билет, с тех пор состоит из стоимости самого билета плюс обязательного страхового взноса. Правда, дополнительные поборы невелики. Тарифы на страховку были установлены правительством еще в 1998 году и с тех пор не менялись: на железной дороге - 2,3 рубля, на воздушном транспорте - 2 рубля, на автомобильном - 1,5 рубля, на речном - 60 копеек, а на морском транспорте и вовсе 10 копеек. Однако размер компенсации в случае чего оказывается не менее смешным. Максимум, на что может претендовать пострадавший в дороге пассажир или в случае смерти его родственники, - 12 тыс. рублей. "Всем очевидно, что в том виде, в каком обязательное страхование пассажиров присутствует сегодня, в нем мало смысла", - говорит гендиректор "АСТО Гарантия" Александр Громов. Зато эта бессмыслица приносит немалые барыши страховщикам. "Ярким доказательством привлекательности рынка служат не прекращающиеся последние четыре года попытки многих компаний разделить железнодорожный рынок с ЖАСО, - объясняет заместитель гендиректора СК "Межрегионгарант" Александр Варенцов. - Убыточность здесь минимальна, а приток страхователей, учитывая территорию России, очень велик". По данным Федеральной службы страхового надзора, выплаты по обязательному страхованию пассажиров транспорта в первом квартале 2006 года оказались в 100 раз меньше сборов (1 млн. и 100 млн. рублей соответственно). В каком еще виде страхования можно найти такое привлекательное соотношение?
Минфин против Минтранса С маловразумительным страхованием решил покончить Минфин, который накануне майских праздников призвал вычеркнуть страхование пассажиров из списка "обязаловки", вызвав негодование другого министерства - транспортного. Веские аргументы Минфина - противоречие данной страховки нынешнему Гражданскому кодексу, по которому пассажира нельзя насильно заставить страховать свою жизнь и здоровье, и второе - незначительность страховых выплат за прошедшие 13 лет. Действительно, даже при планке в 12 тыс. рублей получить компенсацию пассажиру крайне сложно. Об этом можно судить по объему выплат - 2,7 млн. рублей за весь прошлый год при сборах в 515,7 млн. рублей. Однако Минтранс категорически против отмены страховки. По его мнению, это пусть минимальная, но все же социальная защита. Просто отменить закон нельзя, считают транспортники, у него должна быть полноценная замена. В качестве варианта Минтранс предлагает ввести обязательное страхование ответственности перевозчика за вред, причиненный здоровью и имуществу пассажиров, - дескать, они, перевозчики, и будут оплачивать страховку. Хотя и в этом случае финансовое бремя в результате ляжет на пассажира. "Принятие закона о страховании ответственности перевозчика не должно повлечь существенных допрасходов у перевозчиков, - уверяет замначальника отдела по работе с федеральными программами "Ингосстраха" Сергей Закройщиков. - Расчеты показывают, что расходы на страхование составляют от 0,3% до 1,2% годовых расходов на эксплуатацию транспортного средства". Правда, перевозчики могут воспользоваться введением новой страховки как поводом для повышения цен. И уж совершенно точно, отмечают эксперты, вряд ли с отменой обязательной страховки стоит ожидать снижения цен на билеты - пусть и незначительного, ведь, по идее, с пассажиров должны перестать снимать эти злосчастные 1,5 рубля с авиабилета, 2,3 рубля - с железнодорожного и т.д. В какую сумму оценят жизнь и здоровье пассажиров в предлагаемом Минтрансом проекте, пока точно сказать нельзя. По аналогии с ОСАГО страховую сумму по возмещению вреда, причиненного жизни/здоровью пассажира, предполагается установить в размере 160 тыс. рублей. Правда, есть разумное предложение увеличить страховую сумму до 600 тыс. рублей, приблизив тем самым защиту пассажиров к европейскому уровню.
Дело добровольное У предлагаемого Минтрансом в качестве альтернативы варианта введения обязательной гражданской ответственности перевозчика есть большой минус - выплаты по нему станут производить только в том случае, если вина перевозчика в происшедшем будет доказана. Это не всегда легко. Такие доводы транспортное ведомство не смущают - те, кто хочет получить страховку в любом случае, без суда и следствия, пусть страхуются добровольно. "В случае страхования от несчастного случая пострадавший получает компенсацию, даже если перевозчик не виноват в происшедшем", - объясняет заместитель генерального директора ОСАО "Россия" Игорь Фатьянов. Впрочем, все добровольное легко можно сделать принудительным. По крайней мере, на страховом рынке. С этим постулатом сталкивается всякий желающий проехать железной дорогой. К стоимости билета мы всегда, без всякой инициативы со своей стороны, доплачиваем 30 рублей - в рамках добровольной страховки. Эти деньги мы отдаем за полис ЖАСО, который страхует нас на время поездки на сумму в 250 тыс. рублей (в том числе 50 тыс. - на медицинские расходы). Мало кто знает, что от такой страховки можно отказаться. "Это грубейшее нарушение, - считает руководитель департамента личного страхования "Росгосстраха" Александр Бакалягин. - Конечно, пассажир имеет право отказаться от этой статьи расходов. Правда, если он не успеет сделать это до оформления билета, процедура отказа будет очень хлопотной. Пассажира могут заставить снова отстоять очередь, не продать билет на нижнюю полку, если он просит, или просто безапелляционно заявить, что билетов на нужный поезд нет". Подобное поведение кассиров объясняется просто - они выполняют роль страховых агентов, получая несколько процентов с каждого проданного полиса. Поэтому им выгодно выписывать незаметные корешки полисов "по умолчанию". Однако без этого принуждения услуга добровольного страхования жизни на время поездки пользоваться спросом не будет. В этом уверены практически все опрошенные "Профилем" эксперты. "Страхованием всерьез обеспокоено довольно малое число россиян, причем заинтересованы в услугах страховщиков в основном обеспеченные люди. Но в своем подавляющем большинстве они уже застрахованы от несчастного случая, причем нередко в рамках корпоративных договоров страхования. Таким образом, серьезного спроса на такое страхование просто не будет", - уверяет Александр Варенцов из "Межрегионгаранта". Но те же эксперты утверждают: добровольное страхование в любом случае лучше обязательного, ведь страхователь в первом случае сам может выбирать и страховую программу, и компанию, и сумму компенсации.
Лидеры по страховым выплатам в обязательном страховании пассажиров за 2005 год
Юлия ЛОКШИНА
Вся пресса за 29 мая 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Иные виды страхования, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|