Еще одна статья о проблемах ОМС.
Известия,
8 августа 1996 г.
Оплата путевок и больничных листов становится проблемой 927 просмотров
Десятки миллионов наемных работников, за которых из предприятия исправно перечисляют взносы в фонд социального страхования, все реже и скуднее получают выплаты по линии соцстраха и даже не знают, на что они могут претендовать.
Куда уходят страховые взносы
Отчисления на социальное страхование не очень высокие — 5,4 процента фонда оплаты труда. Две трети средств остаются на предприятии для оплаты больничных листов по временной нетрудоспособности, пособий по уходу за ребенком до полутора лет, по беременности и родам, для оздоровительных целей. Остальные централизуются на региональном и федеральном уровнях.
Однако есть предприятия, где работникам не оплачивают больничные листы, не говоря уже о путевках в санатории и дома отдыха. При этом работники, как правило, не знают, куда обратиться в случае нарушения их прав. Комиссии по социальному страхованию есть далеко не на всех предприятиях, во многих случаях существуют лишь формально и не защищают работников от произвола администрации.
Централизованные в ФСС средства используются в основном на санаторно-курортное обслуживание, содержание аппарата фонда и некоторые другие цели.
Например, уже третий год фонд содержит на страховые средства Рострудинспекцию при Минтруде РФ (федеральную структуру по контролю за законодательством о труде). Только в прошлом году расходы составили 119,2 миллиарда рублей.
Идут страховые отчисления на финансирование детских социальных программ, дотаций на внешкольное обслуживание юношеских спортивных школ, детской оздоровительной кампании. В 1995 г. расходы на эти цели составили 1675,2 миллиарда рублей. В 1996 году расходы на детский отдых полностью возложены на фонд.
Указом президента фонд обязали перевести 1 триллион рублей Пенсионному фонду — долговое обязательство никак не оформлено.
С путевками картина тоже весьма оригинальная. Цены на путевки даже в летние лагеря, несмотря на страховые дотации столь высоки, что воспользоваться ими могут в основном люди с относительно высокими доходами. Поскольку взносы платят все, вместо социального страхования получается социальная помощь, которую менее обеспеченные оказывают более обеспеченным.
Значительная часть централизуемых средств вообще не используется — в 1995 году остатки составили более 11 процентов. Перечисляя деньги в централизованный фонд, предприятия, а уж тем более конкретные работники не имеют никаких гарантий получить их обратно ни в какой форме.
Картина получается на первый взгляд весьма странная. С одной стороны, ФСС славится очень высокой степенью собираемости взносов — 92,5 процента в 1995 году. С другой стороны, совершенно очевидно, что он не умеет распоряжаться собранными деньгами. Не потому, что там работают на редкость безграмотные люди — отсутствуют четкие правила «игры». И этим «отсутствием» страдают все внебюджетные социальные фонды в России.
Попытки «приручить» ФСС
Наши социальные фонды родились в процессе реформы просто потому, что так принято в странах с рыночной экономикой. В одно мгновение российские трудящиеся превратились в наемных работников, не почувствовав разницы. И им простительно. Но вот чиновники-реформаторы должны бы знать, в чем коренное отличие между госбюджетом и страховыми фондами.
Разница существенна — нельзя просто взять страховые деньги и заткнуть ими очередную дыру в бюджете, хотя до сих пор нет законов о социальных фондах. Их деятельность регулируется постановлениями правительства и президентскими указами.
В этом году принятие Налогового кодекса дало повод Минфину РФ предложить проект закона о социальном страховании. В нем заложена поистине революционная мысль: взносы в три социальных фонда — занятости, социального и медицинского страхования — объединить в один социальный налог, который как бы упростит и упорядочит сбор этих взносов. При этом в комментарии разработчики особо подчеркивают, что отнесение страховых взносов к налогам ни в коей мере не отразится на деятельности фондов.
Так ли это? Не секрет, что проблем со сбором страховых взносов гораздо меньше, чем со сбором налогов. А специально для тех, кто не понимает разницы между страховыми взносами и налогами, в первых строках Налогового кодекса записано, что налоги — это «взносы, имеющие обязательный, безэквивалентный и безвозмездный характер».
На практике это означает одно. Если и сейчас госбюджет не стесняется запускать руку в кошельки социальных фондов, то после введения социального налога он будет делать это на законном основании.
Защити себя сам
Да, контроль со стороны государства за деятельностью фондов нужен, но осуществлять его и сегодня никто не мешает. Просто очень велико желание переложить на фонды часть бюджетных расходов. А для этого все-то и нужно стереть неясную пока для работодателей и работников грань между страховыми взносами и налогами.
Стирая эту грань, мы неизбежно возвращаемся в социализм с его уравниловкой, произволом и полным отсутствием заинтересованности. Но одно надо помнить — сегодня гораздо труднее заставить людей делать то, в чем они не видят смысла.
Отчисляя в четыре социальных фонда 40 процентов фонда оплаты труда, работники не получают гарантий их возврата по назначению, а работодатели вынуждены компенсировать недостатки централизованной страховой системы дополнительными расходами на заработную плату, добровольное медицинское страхование, содержание собственной социальной инфраструктуры.
Своей тактикой «регулирования» государство уже научило предприятия прятать фонд оплаты труда, научит не платить и социальные взносы.
В цивилизованных странах социальное страхование делается обязательным не для того, чтобы работники обязательно отдали львиную долю своего заработка государству или страховому фонду, а для того, чтобы они обязательно получили определенные жизненно важные гарантии.
Ни о каком изъятии или перераспределении средств со стороны государства не может быть и речи. Взносы работников (или работодателей за работников) могут быть использованы только для обеспечения предусмотренных правилами страхования потребностей этих же работников и ни на что иное. Так должно быть и у нас.
Знают ли об этом многомиллионные массы наемных работников в России?
Аналитическая группа Центра комплексных социальных исследований и маркетинга
Вся пресса за 8 августа 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Тенденции, Социальное страхование, Обязательное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
27 января 2025 г.
|
|
Томикс-Владимирская газета, 27 января 2025 г.
Территориальный коэффициент в ОСАГО для Владимирской области не изменился
|
|
Коммерсантъ-Казань, 27 января 2025 г.
ЦБ снизил территориальный коэффициент расчета стоимости ОСАГО для Казани
|
|
Агротайм, Омск, 27 января 2025 г.
В РФ придумали, как упростить процедуру подтверждения страховых случаев на полях
|
|
ПРАЙМ, 27 января 2025 г.
Пострадавшие в ДТП в Ростовской области смогут получить выплаты от «Ренессанс Страхования»
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
В системе ОСМС планируют внести изменения до 2027 года
|
|
Дейта, Владивосток, 27 января 2025 г.
Часть водителей могут обязать показывать ГАИ новый документ
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Кого коснутся изменения модели финансирования ОСМС в Казахстане
|
|
Реальное время, Казань, 27 января 2025 г.
Банк России объявил о снижении коэффициента ОСАГО для Казани
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
В Фонде медстрахования ответили на жалобы казахстанцев о выплате взносов с нескольких работ
|
|
КрымPRESS, 27 января 2025 г.
Российские автомобилисты поддерживает увеличение штрафов за отсутствие полиса ОСАГО
|
|
zakon.kz, 27 января 2025 г.
Годами взимаются сверхсуммы: депутат о взносах в ОСМС некоторыми казахстанцами
|
|
ОренбургМедиа, 27 января 2025 г.
Эксперт объяснил, как изменятся тарифы ОСАГО в Оренбургской области
|
|
informburo.kz, 27 января 2025 г.
Депутаты обвинили Минфин в незаконной экономии бюджетных денег на взносах льготников в ФСМС
|
|
informburo.kz, 27 января 2025 г.
Минздрав Казахстана не отказался от идеи увеличить взносы ОСМС в пять раз
|
|
АПИ, Екатеринбург, 27 января 2025 г.
В некоторых регионах УрФО изменились коэффициенты для расчета стоимости ОСАГО
|
|
VN.ru, Новосибирск, 27 января 2025 г.
В Новосибирске КТ по ОСАГО снизился с 27 января
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 27 января 2025 г.
Депутат об ОСМС: Поощряет казахстанцев не следить за своим здоровьем
|
 Остальные материалы за 27 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|