Коммерсантъ,
27 сентября 2022 г.
Банки ответят клиентам по-быстрому
734 просмотра
Госдума рассмотрит законопроект, вдвое сокращающий срок, в течение которого участники финансового рынка должны предоставить ответ на жалобу клиента. Депутаты и представители ЦБ уверены, что это усилит ответственность финансовых организаций при работе с обращениями граждан. Однако банкиры и страховщики подчеркивают, что сокращение сроков реагирования на жалобы отвлечет ресурсы от решения более актуальных задач.
В Госдуму внесен законопроект, регламентирующий обращения клиентов к организациям на финансовом рынке, согласно которому ответ должен быть предоставлен в течение 15 дней (сейчас — 30 дней). В пояснительной записке говорится, что от организации требуется предоставление «обоснованного ответа». Законопроект обращен к банкам, страховщикам, микрофинансовым организациям, профучастникам и ряду других организаций. «Современные технологии позволяют быстро отреагировать на обращение граждан. 30 дней — срок, в течение которого обстоятельства могут сильно измениться, а обращения порой требуют быстрой реакции для того, чтобы принять правильные решения»,— поясняет один из авторов документа, глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
В ЦБ отмечают, что основная идея в том, чтобы жалобы граждан в первую очередь направлялись для рассмотрения в банки и другие финансовые организации. «Если клиент не удовлетворен ответом, он сможет обратиться в Банк России, который, в свою очередь, проконтролирует, как была рассмотрена жалоба»,— уточнили в регуляторе. Это позволит усилить как ответственность самих организаций, так и контроль за рассмотрением обращений граждан. «Компаниям выгоднее самим решить проблему с клиентом, исправить свою ошибку, если она была допущена, чем ждать, пока это сделает регулятор с применением соответствующих надзорных мер»,— уверены в Банке России.
За первую половину 2022 года в ЦБ поступило 198,5 тыс. жалоб от потребителей финансовых услуг и инвесторов, что на 36,3% больше, чем в прошлом году. На долю банков пришлось 50,9% жалоб, на долю некредитных финансовых организаций (НФО) и участников корпоративных отношений — 36,2% жалоб.
Правозащитники считают инициативу своевременной. «Мы видим, что рынок очень неохотно идет навстречу потребителю, ожидая указаний и разъяснений регулятора, постановлений правительства, что порой абсурдно»,— говорит координатор проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгения Лазарева.
Юристы отмечают, что даже текущая норма ответа на жалобы в 30 дней распространяется только на госструктуры. «Закон "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ" не устанавливает порядок и сроки рассмотрения обращений граждан в банки, его действие также не охватывает микрофинансовые, клиринговые и страховые организации, БКИ, рейтинговые агентства и др.»,— поясняет руководитель практики «Банкротства» юридической компании GRM Ксения Хлопотова. По ее словам, новый законопроект предлагает унифицировать сроки ответов. С принятием документа «ЦБ получит дополнительные рычаги влияния на финансовые организации», предполагает госпожа Хлопотова.
Представители банковского сообщества недовольны установлением столь жестких рамок. Как пояснил глава Национального совета финансового рынка Андрей Емелин, для разбора жалобы в многофилиальном банке или по жалобе, требующей поднять из архива информацию о расчетах клиента, 15 дней «объективно мало».
По его словам, банкам, чтобы соответствовать требованиям закона, придется ускорять всю работу с жалобами, что «сейчас вообще не ко времени, поскольку есть множество более важных для потребителей тем — например, кредитные каникулы».
Не обрадовались ускорению рассмотрения жалоб и страховщики. По словам вице-президента ВСС Сергея Ефремова, «наибольшее количество обращений приходит по урегулированию убытков; для рассмотрения обращения нужно поднять из архива выплатное дело, срок поиска и представления которого может занять до двух недель; ознакомившись с материалами, нужно получить объяснения ответственных сотрудников, при необходимости провести дополнительные экспертные исследования, подготовить ответ».
Не смутили идеи депутатов только микрофинансистов и коллекторов. В СРО НАПКА поддерживают инициативу как «шаг на пути к сокращению излишней регуляторной нагрузки». В СРО МИР утверждают, что микрофинансовые организации «уже шестой год в силу базовых стандартов отвечают потребителям в 12-дневный срок, так что на деятельность отрасли законопроект не повлияет».
Максим БУЙЛОВ, Ольга ШЕРУНКОВА, Юлия ПОСЛАВСКАЯ, Полина ТРИФОНОВА
Вся пресса за 27 сентября 2022 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Регулирование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
20 февраля 2025 г.

|
|
CNews.ru, 20 февраля 2025 г.
«Русский Стандарт»: женщины чаще приобретают страховые полисы онлайн

|
|
Газета.Ru, 20 февраля 2025 г.
«За себя и за того парня»: эксперт выступил против страховки от водителей ОСАГО

|
|
ПРАЙМ, 20 февраля 2025 г.
ЦБ собирается урегулировать киберстрахование через рекомендации

|
|
МК в Казани, 20 февраля 2025 г.
В Татарстане планируют застраховать 1 млн га сельхозугодий

|
|
Российская газета онлайн, 20 февраля 2025 г.
Работодатели стали чаще страховать сотрудников от критических заболеваний

|
|
ТАСС, 20 февраля 2025 г.
Жители Донбасса и Новороссии за 2024 год оформили более 500 тыс. полисов ОСАГО

|
|
UzDaily.uz, 20 февраля 2025 г.
Узбекистан укрепляет международное сотрудничество в сфере страхования при поддержке ПРООН

|
|
Ведомости онлайн, 20 февраля 2025 г.
Число утечек из финансовых компаний РФ сократилось почти на 60% в 2024 году

|
|
РБК (RBC.ru), 20 февраля 2025 г.
Эксперты зафиксировали снижение числа утечек данных в России

|
|
Европейско-Азиатские новости, Екатеринбург, 20 февраля 2025 г.
«Нужно больше инициативы»: глава РСА рассказал о ситуации на свердловском страховом рынке

|
|
Российская газета, 20 февраля 2025 г.
У тех осмотр

|
|
Петербургский дневник, 20 февраля 2025 г.
Автоэксперт рассказал о страховке от водителей без ОСАГО

|
|
Интерфакс, 20 февраля 2025 г.
Пять регионов РФ готовы к запуску проверки наличия полисов ОСАГО с помощью камер

|
19 февраля 2025 г.

|
|
Кабардино-Балкарская правда, Нальчик, 19 февраля 2025 г.
Страховщик решил сэкономить

|
|
ТАСС, 19 февраля 2025 г.
В РФ отметили скачок спроса на страховку для покупателей жилья в рассрочку

|
|
Курган и курганцы, 19 февраля 2025 г.
Ирина Виноградова: «Большая вода небрежности не прощает»

|
|
Forbes, 19 февраля 2025 г.
СМИ узнали об обсуждении в Госдуме страхования закрепленных за ее руководством Aurus

|
 Остальные материалы за 19 февраля 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|