Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Профессиональный страховой портал «Страхование сегодня»
Google+ Facebook Вконтакте Twitter Telegram
Премия в области финансов «Финансовая элита России»
    Этот деньПортал – ПомощьМИГ – КоммуникацииОбучениеПоискСамое новое (!) mig@insur-info.ru. Страхование сегодня Сделать «Страхование сегодня» стартовой страницей «Страхование сегодня». Добавить в избранное   
Самое новое
Идет обсуждение
Пресса
Страховые новости
Прямая речь
Интервью
Мнения
В гостях у компании
Анализ
Прогноз
Реплики
Репортажи
Рубрики
Эксперты
Голос рынка
Аналитика
Термины
За рубежом
История страхования
Посредники
Автострахование
Страхование жизни
Авиакосмическое
Агрострахование
Перестрахование
Подписка
Календарь
Этот день
Страховые реестры
Динамика рынка
Состояние лицензий
Знак качества
Страховые рейтинги
Фотографии
Компании
Визитки
Пресс-релизы


Премия в области финансов «Финансовая элита России»


Top.Mail.Ru

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Все самое главное, что отразилось в зеркале нескольких сотен газет, журналов и информагентств.
Раздел пополняется в течение всего рабочего дня. За обновлениями следите с помощью "Рассылки" или "Статистики разделов" на главной странице портала. Чтобы ознакомиться с публикациями, появившимися на сайте «Страхование сегодня» в определенный день, используйте календарь на текущей странице. Здесь же Вы можете сделать выборку статей из определенного издания. Для подборки материалов о страховании за несколько дней или за любой другой период времени воспользуйтесь "Расширенным поиском". Возможна также подборка по теме.
Редакция портала не несет ответственности за неточность, недостоверность или некорректность информации, изложенной в публикациях, и не вносит в них никаких исправлений за исключением явных опечаток.


   В этот день 10 лет назад  |  все материалы раздела »

  Автомобильный транспорт, 22 ноября 2014 г.

ОСГОП: полет нормальный

Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) рассказывает начальник управления страхования транспортных операторов ОСЛО «Ингосстрах» Алексей Назин. В 2013 году вступил в силу [...]



  Найтиглавное, по изданию,  по теме, за  период   Получать: на e-mail, на свой сайт
  Рейтинги популярности


Финмаркет, 28 декабря 2022 г.

Итоги года: Страхование в кольце рисков и фокусе недоброго внимания
1313 просмотров

Российский страховой рынок за несколько десятилетий пережил множество кризисов, но ни разу еще в сценарии не было одновременно столько сюжетных линий, как в 2022 году.

Все драмы разворачивались практически параллельно. В эпицентре страховой непогоды были видны три очага - перестрахование, проблемы на рынке моторного страхования, заморозка иностранных активов и потери на фондовом рынке, которые особенно сказались на положении дел у страховщиков жизни. Итог этого полного вызовов года довольно парадоксален - страховщики заканчивают его с прибылью, некоторым ростом капитала и активов. При этом рост общих сборов российских страховщиков по итогам 2022 года ожидается нулевым или минимально отрицательным, но могло быть и хуже.

Прибыль страховщиков, как и результаты их соседей по финансовому сектору, в этом году оказалась категорией несколько условной. Во-первых, из-за массы разовых факторов, таких, как регуляторные послабления. Во-вторых, из-за непрозрачной информационной завесы, которой власти старались укрыть финансовый рынок от недоброго внимания - а его хватало с избытком, в том числе и страховым компаниям.

Первый удар - перестрахование

Быстрее других на санкционную повестку дня встали проблемы в сегменте перестрахования, связанные с отказом основных партнеров - иностранных перестраховщиков от сотрудничества с российскими компаниями. Непредставимое доселе случилось, исчезали гарантии по договорам с западными компаниями, располагающими высокими рейтингами, многолетней историей работы на международном рынке и безупречной репутацией. При этом под угрозой оказалось не только заключение новых, но и исполнение обязательств по уже действующим договорам - никто не понимал, захотят ли и смогут ли международные партнеры выплатить свою часть убытка при наступлении страхового события, смогут ли провести расчеты через международные банки с учетом санкций. Российские законодатели ввели симметричный запрет на выплату премий зарубежным контрагентам из недружественных стран, возможность делать это оставалась в отдельных случаях с разрешения ЦБ.

Более всего проблемы с перестрахованием угрожали сегменту страхования рисков юрлиц. В составе первых же пакетов антикризисных мер Банк России решил увеличить уставный капитал своей дочерней Российской национальной перестраховочной компании (РНПК) и выдать ей гарантии на общую сумму 750 млрд руб., чтобы создать условия для перезаключения с РНПК действующих договоров перестрахования для прямых страховщиков на новых условиях. При необходимости такие гарантии могут быть расширены, поэтому эксперты определяют возможности РНПК по принятию рисков как по сути безлимитные, хотя это и не значит, что сам перестраховщик готов принимать все риски кряду.

Кроме того, законодательно с 10% до 50% была увеличен размер обязательной цессии в пользу РНПК.

Кампания перезаключения договоров перестрахования уже с РНПК на условиях, сопоставимых с ранее действовавшими, проводилась в рекордные сроки, страховщики выстроились в очередь. В течение года на российском рынке стали появляться договоры перестрахования со страховщиками дружественных стран, но их пока немного.

Общественного внимания страхованию, и особенно - перестрахованию, в этом году досталось явно больше обычного, так как они стали инструментами санкционного давления на российскую экономику. Так, уже весной из-за неработающего иноперестрахования появились требования лизингодателей о возврате приобретенных по лизингу российскими авиакомпаниями самолетов, оно затрагивало большую часть национального авиапарка. Претензии аргументировались нарушением условий страховой защиты, потерей западного перестрахования по договорам.

В декабре возникли другие затруднения - теперь у российских танкеров с проходом по Черноморским проливам под контролем Турции. От перевозчиков, имеющих российские полисы страхования и перестрахования рисков судовладельцев, потребовали дополнительных писем, подтверждающих актуальность выданных полисов, хотя все оформлялось по международным стандартам и перестраховывалось РНПК, а сама Турция не относится к недружественным странам. Такие письма были даны, танкеры прошли, сообщил тогда журналистам заместитель министра транспорта Александр Пошивай.

РНПК вынужденно заняла монопольное положение на страховом рынке. С учетом отстраненности от трендов международного рынка по убыткам и ценам, без конкуренции со стороны других игроков, РНПК поневоле будет диктовать цены на перестрахование и политику оценки качества рисков, а весь рынок - их принимать, поскольку идти больше некуда. Эксперты ожидают, что в 2023 году условия договоров с РНПК могут ужесточиться, предполагается повышение тарифов по части бизнеса, сужение условий защиты по самим программам. Ценообразование, и самое главное - условия страхового покрытия (риски, исключения, лимиты, франшизы, оговорки и другие условия), определяются именно РНПК. «С точки зрения обслуживания интересов страхователей это приведет к тому, что условия РНПК будут транслироваться страхователям, которые будут вынуждены эти условия «покупать», хотя их ожидания были и выше (по покрытию) и дешевле (по деньгам)», - пояснил «Интерфаксу» источник на страховом рынке.

Банк России не считает сложившееся положение дел окончательным. Регулятор в середине года вынес для обсуждения предложение о создании силами коммерческих страховщиков альтернативного РНПК перестраховщика. Предложение не нашло поддержки, страховщики признали отвлечение средств на эти цели нецелесообразным. Однако ЦБ все же оставляет в планах задачу создания конкурентных условий перестрахования при условии поддержки страховым сообществом, следует из основных направлений развития финрынка на новый период, подготовленных регулятором.

Не получила развития и другая обсуждаемая экспертная идея - формирования российского P&I - клуба (страхования ответственности судовладельцев, создается как правило в форме общества взаимного страхования - ИФ). Эксперты сочли, что большие хлопоты решают слишком узкую задачу и опять-таки потребуют дополнительных финансовых вложений, но уже от морских перевозчиков.

Еще в 2016 году, в период мягких (как ясно теперь) санкций, ЦБ провел опрос действующих страховщиков, готовы ли они своими силами сформировать перестраховочный пул и сложить дополнительные емкости. Ответ был отрицательным. Тогда и появилась РНПК, в отсутствие которой в 2022 году национальных страховщиков ожидал бы неминуемый коллапс с перестрахованием.

Второй удар - автострахование

Рынок моторного страхования столкнулся в 2022 году с проблемами, которые находились не в плоскости собственно страхового бизнеса. Они шли от базовой отрасли - от автопроизводителей. Весной этого года ряд популярных западных автомобильных брендов ушли из страны, были остановлены не только продажи новых машин, но и поставки автозапчастей и комплектующих для ремонта уже проданных. Цены на новые и подержанные автомобили резко пошли вверх, возник дефицит запчастей, которые также ощутимо дорожали, что сразу сказалось на урегулировании страховых убытков по полисам автокаско. При этом рост цен и дефицит затронули и российских производителей, поскольку они использовали импортные запчасти, комплектующие и материалы. Проблема получила массовый характер и полностью не разрешена до сих пор, так как широкомасштабные поставки запчастей по каналам параллельного импорта пока наладить не удалось.

Автостраховщики попали «в ножницы» - премии они получали по договорам, рассчитанным от прежней стоимости транспортных средств, а оплата ремонта шла с учетом новых расценок. Чтобы как-то помочь партнерам, страховщикам пришлось включаться в решение чужих проблем - помогали с логистикой и поиском поставок по параллельному импорту, авансировали закупки запчастей, чтобы создать запас наиболее ходовых деталей для ремонтного потока. По люксовым иномаркам ситуация с авторемонтом складывалась особенно тяжело. Страховые суммы по проданным каско-полисам из-за подорожания машин оказывались неактуальными, страховщики предложили клиентам добровольно скорректировать договоры, повысить оценку автомобилей с учетом новой ситуации, доплатить премию, чтобы и выплаты были полнее.

В ОСАГО выплаты в натуральном возмещении практически сошли на нет. В автогражданке по закону денежные выплаты рассчитываются с учетом износа, в натуральной форме ремонт производится новыми деталями, использование б/у запчастей запрещено. При росте цен на автозапчасти к лету в среднем почти на 30% стоимостной разрыв между денежными и натуральными выплатами становился болезненным. Кроме того, с учетом неопределенных сроков поставок запчастей при всем желании страховщики ОСАГО не могли уложиться с организацией ремонта в срок, определенный законом в 30 дней. А за нарушение сроков ремонта по закону страховщик ОСАГО мог получить еще и штрафы. Выплаты в ОСАГО в более 95% случаев производились деньгами.

С расчетами денежного возмещения в ОСАГО все тоже было непросто, поскольку они «привязаны» к средней стоимости автозапчастей в справочниках восстановительного ремонта РСА, которые регулярно актуализируются с учетом растущих цен. Скорректировать величину премий в ОСАГО не позволяли тарифные ограничения. Сами ценовые справочники РСА обновлять оказалось сложно, поскольку они строились в том числе на ценах западных автопроизводителей, след которых простыл вместе с ценами. Здесь поддержку оказал ЦБ, нормативным актом позволив включать в справочники РСА цены на запчасти, полученные по параллельному импорту.

Союз автостраховщиков три раза в 2022 году обновлял справочники средней стоимости запчастей и нормо-часа работ. Первое обновление прошло 19 июня, второе - 19 октября и третье - 19 декабря. По сравнению с мартовскими ценами, средняя стоимость запчастей в справочниках от 19 декабря выросла на 27,7%.

По оценке РСА, за 9 месяцев года расходы страховых компаний на возмещение по ОСАГО в связи с заменой деталей в авторемонте выросли на 18-19%, доля расходов на страховое возмещение в ОСАГО по деталям, заменяемым в ходе ремонта, обычно составляет 65-70%.

Из-за подорожания автозапчастей в ремонте Банк России принял решение о расширении верхней и нижней границ коридора базового тарифа в ОСАГО по 26% в каждую сторону с 13 сентября. И это было уже второе расширение за год, первое вводилось еще в январе и также носило корректирующий характер. Тогда, 9 января 2022 года, для легковых автомобилей границы были расширены на 10%, для общественного транспорта - на 4,9%, для других транспортных средств - на 30%. Оба решения о расширении тарифного коридора поддержали рынок ОСАГО. Но это все. В 2023 году ЦБ расширять тарифный коридор не планирует, тарифные изменения могут быть связаны лишь с законодательными нововведениями.

Среди обсуждаемых экспертами на перспективу возможных изменений в ОСАГО - повышение лимита выплат за ущерб жизни и здоровью с 500 тыс. руб. до 2 млн руб., введение принципа расчета денежных выплат в ОСАГО без учета износа автомобиля (износ в ОСАГО рассчитывается в зависимости от возраста автомобиля и составляет до 50% - ИФ). Рассматривается также вариант повышения лимита имущественной выплаты в ОСАГО, который вводился давно и по сей день составляет 400 тыс. руб. Однако одновременно все меры вводиться не будут из-за опасения резкого повышения тарифов.

По итогам 9 месяцев в секторе ОСАГО страховщики собрали почти 191,3 млрд руб. премий, что на 11,2% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Средняя премия составила 6,5 тыс. руб., увеличившись на 16,2%. Выплаты по ОСАГО в январе-сентябре были на уровне 116,6 млрд руб., что на 4,7% больше, чем в январе-сентябре 2021 г. Средняя выплата по урегулированным страховым случаям составила 71,4 тыс. руб., увеличившись на 6,4%. Уровень выплат в ОСАГО составил 60,9% против 64,7% год назад.

По линии автокаско за 9 месяцев года страховщики увеличили сбор премий на 8,5%, до 160 млрд руб. Средняя премия выросла на 11% и составила 39,7 тыс. руб. Выплаты по автокаско за период - 91 млрд рублей (+12,5%), средняя - 129,6 тыс. руб. (+12%). Уровень выплат сложился в размере 56,8% по сравнению с 54,5% годом ранее.

По оценке эксперта рынка, цены на полисы классического автокаско за 2022 год выросли примерно на 30%. Чтобы полисы оставались доступными, компании расширили предложение простых «коробочных» и усеченных вариантов имущественных программ. Взлет цен на новые автомобили привел к повышению спроса на б/у машины, следом и автостраховщики автокаско спешно внедряли новые программы для этой категории транспорта.


  Вся пресса за 28 декабря 2022 г.
  Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Перестрахование, Автострахование
В материале упоминаются:
Компании, организации:

Оцените данный материал (1-плохо, ..., 10-отлично!).
Средняя оценка: 0.00 (голосовало: 0 чел.)
10   

Ваше мнение об этом материале:
— Ваше имя
— Ваш email
— Тема

Ваш отзыв (заполняется обязательно):
Укажите код на картинке слева:
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
 
Архив прессы
П В С Ч П С В
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Текущая пресса

22 ноября 2024 г.

SecurityLab, 22 ноября 2024 г.
Что защитит защитников? Новый подход к страхованию для CISO

ТАСС, 22 ноября 2024 г.
Комитет ГД одобрил законопроект о штрафе за повторное управление авто без ОСАГО

Российская газета онлайн, 22 ноября 2024 г.
Как получить налоговый вычет за страхование жизни и какие документы нужны? Разбираем нюансы

Известия онлайн, 22 ноября 2024 г.
Названы регионы РФ с самыми аварийными водителями

РБК.Ростов, 22 ноября 2024 г.
Четверть застрахованных посевов Дона в 2024 г. пришлись на «Росгосстрах»

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Предлагаемые надбавки к капиталу за ископаемое топливо не повлияют на рейтинги европейских страховщиков: Fitch

NEWS.ru, 22 ноября 2024 г.
Стало известно, как застраховать имущество от падения беспилотника

ГТРК Алтай, Барнаул, 22 ноября 2024 г.
Больше 1,5 млн рублей ущерба понесли страховые компании от действий барнаульских автоподставщиков

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
ACORD представляет стандартизированное приложение по страхованию жизни для оптимизации отраслевых практик

РИА Новости, 22 ноября 2024 г.
«Мой экспорт» оформил 200 договоров страхования отсрочки платежа за год

Казахстанский портал о страховании, 22 ноября 2024 г.
Страхование имеет решающее значение для ускорения финансирования мер по борьбе с изменением климата

rostovgazeta.ru, 22 ноября 2024 г.
Автоюрист Азаров рассказал, как быстро оформить ДТП в Ростове

Панорама Саратова, 22 ноября 2024 г.
Саратовские фермеры обсудили вопросы совершенствования агрострахования на круглом столе в Государственной Думе

Финам.Ru, 22 ноября 2024 г.
Инвестиционные доходы Группы «Ренессанс Страхование» должны увеличиться

ПРАЙМ, 22 ноября 2024 г.
Российским водителям рассказали о новом способе регистрации автомобилей

Коммерсантъ-Пермь, 22 ноября 2024 г.
Двое жителей Прикамья подстроили ДТП для получения страховой выплаты

Бел.Ru, Белгород, 22 ноября 2024 г.
Баланин: В бюджете ФОМС предусмотрены объемы медпомощи по ключевым направлениям


  Остальные материалы за 22 ноября 2024 г.

  Самое главное
  Найти : по изданию , по теме , за период
  Получать: на e-mail, на свой сайт