РБК (RBC.ru),
3 марта 2023 г.
Мягкие цены на жестком рынке 335 просмотров
Как страховые компании выстраивают работу по ДМС в условиях роста цен на медицинские услуги и сокращения клиентской базы.
В условиях высокой конкуренции за кадры наличие полиса ДМС выгодно выделяет работодателя на фоне остальных. Однако стоимость такой заботы о сотрудниках растет — медицинские учреждения вынуждены поднимать цены в связи с удорожанием медикаментов и импортных материалов. Страховые компании оказались между лезвиями «ножниц»: с одной стороны, нужно поднимать цены на полисы, с другой — на фоне демпинга отдельных коллег есть риск растерять клиентов. Как сократить расходы ДМС, не потеряв в качестве, какие опции действительно важны для сотрудников и как страховые компании выстраивают работу с клиентами и клиниками в 2023 году, обсудили участники круглого стола РБК Петербург «ДМС в 2023 году: как сохранить и оптимизировать».
Период «мягкой» цены
По словам генерального директора СК «Капитал-полис» Алексея Кузнецова, 2022 год для рынка ДМС ознаменовался уходом части клиентов, в частности, IT-компаний, и подорожанием медицинских услуг. «В начале года, когда произошел скачок курса евро, благодаря обращению Всероссийского союза страховщиков к медикам резких движений не было. Но потом цены так или иначе начали расти, и по итогам года мы оцениваем рост цен в среднем в 10-15%», — рассказал Кузнецов. По его оценке, это рекордный рост как минимум за последние 5 лет.
«Максимальный рост составил 15% без учета стоматологии, в стоматологии по отдельным позициям цены выросли гораздо выше», — уточнила руководитель центра добровольного медицинского страхования Санкт-Петербургского филиала САО «ВСК» Людмила Назарова.
В тот же период, как отметила Управляющий директор департамента личных видов страхования компании «Ренессанс страхование» Юлия Галаничева, возросло количество обращений за медицинской помощью со стороны клиентов. «Любые сложности в экономической ситуации всегда сопровождаются ростом числа обращений. Так происходит и сейчас. Причин много — от стресса до попытки по максимуму использовать ДМС перед ожидаемым сокращением», — сказала она.
Заместитель директора СЗРЦ АО «Альфастрахование» по медицине Лидия Березка объяснила рост обращаемости помимо других факторов также отложенным спросом на услуги ДМС. «В начале 2022 года нас посетил «омикрон» и люди откладывали свой визит в клиники. В конце года этот спрос начал реализовываться», — пояснила она.
При этом рыночная и экономическая ситуация не располагала к росту цен на собственно услугу ДМС. «Некоторые крупные страховые компании запланировали большой прирост бизнеса по ДМС на 2023 год. Возможно поэтому по результатам тендеров мы видим у них снижение цен по сравнению с прошлым годом. Этой ситуацией стоит воспользоваться, чтобы сэкономить на расходах», — рассказал генеральный директор ООО «Совет по страхованию» (СОПОС) Юрий Волков.
Некоторые участники назвали подобное поведение коллег демпингом, Алексей Кузнецов — периодом «мягкой цены». По его словам, некоторые компании выстраивают ценовую политику по синусоиде: за периодом «мягкой» цены, когда идет активный набор клиентов, следует «ужесточение», когда убыточные клиенты отсеиваются, а остальные начинают приносить прибыль.
Конкуренция с ОМС
Излишнее увлечение «мягкими» ценами, предупреждает Кузнецов, может привести к деградации рынка, когда компании начнут «оптимизировать» программы ДМС таким образом, что клиентам будет доступно все меньше и меньше услуг. «В такой ситуации клиент не будет понимать, какой смысл в ДМС, где ничего нельзя, если ОМС становится все лучше и лучше», — подчеркнул эксперт.
«По статистике, отчисления в Фонд ОМС составляют в среднем порядка 22 тыс. руб. Если сравнивать с ДМС, ОМС оказывается дешевле. И ценность ДМС, качество начинает снижаться», — предупредила, в свою очередь, Людмила Назарова.
Участники дискуссии также отметили негативные высказывания представителей власти в адрес частной медицины в целом и системы ДМС в частности, которые добавляют остроты этой конкуренции. При этом, как заметил Алексей Кузнецов, ДМС снижает нагрузку на систему ОМС, что, по идее, должно быть выгодно государству.
Диверсификация и цифровые помощники
Тем не менее, эксперты видят несколько вариантов удержать позиции ДМС без снижения качества. «Программы ДМС могут быть расширены на немедицинские опции. Таким образом работодатель может предложить своим сотрудникам комплексную защиту. В последнее время мы заметили интерес к программам, в которые включается финансовая, налоговая, юридическая поддержка», — отметила Лидия Березка.
По ее словам, страховым компаниям необходима диверсификация услуг и индивидуальный подход к каждому клиенту. «У промышленных предприятий одни запросы, у ИТ-компаний — другие. ИТ-сегмент может быть заинтересован в более широких программах», — привела пример Лидия Березка.
Юлия Галаничева отметила эффективность так называем «цифровых клиник». Несмотря на название, ключевое отличие соответствующих программ — не в наличии услуг телемедицины с возможностью цифровых консультаций. Речь, по словам Галаничевой, идет о миксте онлайн и оффлайн обслуживания клиентов, совмещении возможностей дистанционного консультирования и классического приема, с участием медицинского помощника на стороне страховой компании, который отвечает за организацию медицинской помощи на всех этапах и проактивно сопровождает застрахованного. «Например, вариант с первым обращением к врачу телемедицины, а далее возможен или очный прием, или дистанционная консультация. Проанализировав пилотные договоры, мы видим, что экономия расходов составляет порядка 15%», — поделилась она.
В свою очередь, Юрий Волков предложил страховым компаниям вместо сокращения объема услуг сократить перечень клиник в договорах ДМС и внедрить механизм их рейтингования. «В Санкт-Петербурге, в отличие от Москвы, в договоре ДМС можно видеть списки по 400, 500 клиник, при том, что в техническом задании на проведение тендера страхователь указывает всего 10-15 конкретных наименований. СК выгодно создать свой публичный рейтинг клиник, используя для этого объективные критерии, например отсутствие мотивации врача от чека пациента. Это позволит увеличить клиентский поток в эти клиники при согласии самих застрахованных, и не перекладывать автоматически рост цен всего рынка на договоры ДМС», — пояснил он.
Франшиза: база или надстройка
Еще один вариант экономии без потери качества услуги — франшиза. Договор с франшизой подразумевает, что работодатель приобретает полисы ДМС для сотрудников, где по амбулаторно-поликлинической помощи от 10 до 30% стоимости лечения оплачивает сам пациент в личном кабинете. «Интересен вариант, когда работодатель приобретает для сотрудников полис с базовым перечнем медицинских учреждений и дает возможность воспользоваться более дорогими клиниками с франшизой, тем самым расширяя наполнение полиса», — отметила Людмила Назарова.
Юлия Галаничева, напротив, полагает, что будет эффективным не применять франшизу для действительно необходимого пациенту лечения, а использовать ее только для неэкстренных анализов и процедур: «Мы давно используем эту опцию, но всплеск интереса и значительный рост (+22%) увидели именно в прошлом году. Средний размер франшизы составляет 15%. Наибольшей популярностью пользуется франшиза на поликлинические и стоматологические услуги».
По мнению Людмилы Назаровой, современное ДМС все больше будет напоминать пазл, который складывается из различных опций: франшиза, цифровая клиника, сервисы и т. д., которые в конечном счете влияют на тарификацию.
В свою очередь, Алексей Кузнецов ожидает, что в текущем году многие компании продолжат политику «мягких» цен, что приведет к дальнейшему сокращению маржинальности, но не прогнозирует катастрофических последствий для рынка, таких как ухода большого количества игроков.
Самим пользователям страховых услуг Юрий Волков советует не бояться перемен. «Хотите улучшить условия страхования — смените страховщика, вот, что я бы посоветовал страхователям. И не надо этого бояться. Все крупные страховые компании обслуживают примерно одинаково при сравнительном равенстве программ страхования. Честная конкуренция способствует улучшению, а не деградации рынка» — заключил он.
Мария ЛЕТЮХИНА
РБК+
Вся пресса за 3 марта 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Компании и капиталы, Тенденции, Тарифы, Добровольное медицинское страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
21 ноября 2024 г.
|
|
ТАСС, 21 ноября 2024 г.
В Минтрансе заявили о саботаже некоторыми странами страховок танкеров РФ
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Альфа-банк подтверждает рекомендацию «выше рынка» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
Акции «Ренессанс страхования» остаются привлекательными для долгосрочных покупок - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 21 ноября 2024 г.
Росгосстрах в Приморье застраховал судовладельцев на 2,150 млн долларов США
|
|
Интерфакс, 21 ноября 2024 г.
РНПК назвала условия предоставления перестраховочной емкости партнерам из СНГ
|
|
Колеса.ру, Санкт-Петербург, 21 ноября 2024 г.
Газпромбанк Автолизинг застрахует от издержек в период ремонта или ожидания запчастей на СТОА
|
|
02.мвд.рф, Уфа, 21 ноября 2024 г.
Никому не сообщайте код из СМС!
|
|
РИАМО, 21 ноября 2024 г.
Стало известно, сколько россияне готовы тратить на защиту здоровья питомцев
|
|
РИА Новости, 21 ноября 2024 г.
ЭКСАР помогли ростовской компании выйти на рынки Армении и Грузии
|
|
Дума ТВ, 21 ноября 2024 г.
«Новые люди» проведут широкую дискуссию о необходимости присутствия страховых медицинских организаций в системе ОМС
|
|
Орловские новости, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области автомобильная ОПГ вместе с организатором пойдет под суд
|
|
Финмаркет, 21 ноября 2024 г.
«Велес Капитал» подтверждает рекомендацию «покупать» для акций «Ренессанс страхования»
|
|
МК в Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Житель Черногорска потерял 290 тыс. руб. при мошенничестве с медполисом
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
Сотрудники Минфина первыми массово застраховали свои автомобили и жилье
|
|
Пульс Хакасии, 21 ноября 2024 г.
Черногорца обманули мошенники, представившиеся сотрудниками страховой компании
|
|
Кабар, Бишкек, 21 ноября 2024 г.
В Кыргызстане сохраняется тенденция роста доходов страховых компаний
|
|
мвд.рф, 21 ноября 2024 г.
В Орловской области завершено расследование многоэпизодного уголовного дела о мошенничестве в сфере автострахования
|
 Остальные материалы за 21 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|