Об основных проблемах и надеждах страхового рынка, о потенциальных точках его роста и предложениях по изменениям в регулировании отрасли рассказал президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Евгений Уфимцев. По его мнению, в условиях нынешнего кризиса страховщики научились правильнее оценивать риски, а значит, страховой рынок в целом стал финансово устойчивее.
«Драйвером технологического развития станет моторное страхование»
— Как вы оцениваете итоги 2022 года для российского страхового рынка?
— Итоги 2022 года показали, что страховщики в целом смогли адаптироваться к текущим реалиям. Поэтому сейчас, в 2023-м, ситуацию, если коротко, можно описать как рабочую: понятно, куда двигаться, какими направлениями заниматься. Причем на этот год планируются действия, направленные не только на стабилизацию ситуации, но и на развитие рынка.
Так, например, я надеюсь, что в сегменте страхования жизни, относительно которого, как и относительно моторного страхования, были наибольшие опасения, произойдут серьезные подвижки и в весеннюю сессию Госдумы будет принят закон о долевом страховании жизни (ДСЖ). Это существенно расширит потенциал роста рынка: как показывает зарубежный опыт, такие инвестиционные продукты популярны у частных инвесторов. Тем более что в ситуациях экономической неопределенности россияне склонны к формированию накоплений — особенный интерес при этом к продуктам, совмещающим доходность с защищенностью.
Драйвером технологического развития, мы надеемся, станет моторное страхование. В данном сегменте начнется запуск электронного урегулирования убытков — это очень существенное продвижение клиентских сервисов, и не только для ОСАГО. Идея в том, что страховая услуга становится полностью цифровой: от момента продажи полиса до урегулирования и получения выплат, более того, соответствующие IT-системы страховщиков будут сопряжены с сайтом «Госуслуги», где тоже можно будет подавать документы на урегулирование по ОСАГО.
— Почему это, по-вашему, даст толчок развитию рынка в целом, а не только ОСАГО?
— Здесь важно запустить процесс. Страховщики будут готовиться на примере ОСАГО отрабатывать процедуры и технологии. Страхователи тоже будут привыкать к новому формату, тем более что ОСАГО — массовый продукт. После чего технологию легко будет распространить на другие розничные сегменты страхового рынка. А, как показывает опыт, появление услуг полного цикла, замкнутых на удобное приложение в гаджете,— это всегда мощный драйвер развития рынка.
— Но это все-таки не 2023 год, а чего вы ожидаете в нынешнем году от розницы в целом, не только от страхования жизни и моторного страхования?
— Надеемся, что другие виды страхования точно не упадут, и мы думаем, что у страховщиков появятся новые продукты, более приспособленные к текущей ситуации, и на них будет спрос.
«В законе все четко прописано, но нет стимулов для регионов»
— Какие еще регуляторные новации помимо закона о ДСЖ хотели бы видеть участники рынка и что в этом направлении делается со стороны ВСС?
— В части законодательства ключевым сейчас является законопроект о ДСЖ. Кроме того, ВСС очень рассчитывает на скорейшее принятие изменений в Налоговый кодекс РФ, направленных на установление открытого перечня видов добровольного страхования, расходы на которые будут учитываться при формировании налоговой базы налога на прибыль страхователей. Действующее регулирование устанавливает строго ограниченный список добровольного имущественного страхования для целей налогообложения, что, в свою очередь, ограничивает число участников данного сегмента услуг страхования и является сдерживающим фактором его развития.
Направление по развитию инфраструктуры страхового рынка, повышению доверия граждан к институту страхования является стратегическим и предусматривает задачу по совершенствованию законодательства о налогах и сборах за счет актуализации действующих и внедрения новых мер налогового стимулирования страхователей. ВСС занимается этим с 2019 года, получил поддержку со стороны и Банка России, и Минфина. В начале 2022 года департаментом налоговой политики Минфина был разработан проект федерального закона, которым такие изменения в части налога на прибыль организаций учтены. План законопроектной деятельности на 2023 год содержит представление законопроекта в правительство в июне и в сентябре 2023-го — его внесение в Госдуму.
Если говорить о нормативном регулировании, у ВСС есть определенный план, мы его обсудили в начале этого года с Банком России и Минфином, наметили направления работы. Например, нам очень хотелось бы видеть пакет документов Минфина, обеспечивающий страхование жилья на случай чрезвычайных ситуаций. Соответствующий закон принят, но мы видим, что за прошедшие с тех пор три года программы страхования жилья в регионах так и не были запущены. При этом в законе все четко прописано и нормативные документы Минфином разработаны, но нет стимулов для регионов и четкого описания, как им эти программы создавать, нет понимания, как устроено софинансирование, каково участие региональных и федерального бюджетов, какой тариф для страховщиков и т. д. Надеемся, что такие акты будут приняты, тем более что все необходимые документы Минфин, как мы понимаем, уже подготовил.
Также из важных инициатив выделю вопрос ОСАГО для такси: там нужны нормативные документы, которые регламентируют порядок определения страховой премии.
И, наконец, вопрос включения страховщиков жизни в систему гарантирования вкладов через АСВ — это вопрос не новый, но нужна большая работа, нужен закон. Не думаю, что система имеет шансы заработать в этом году, но мы хотим хотя бы проработать всю необходимую документацию, чтобы вопрос уже в этом году был решен методологически и законодательно, а уж практическое исполнение начнется со следующего года.
— Это был бы довольно большой шаг, а что мешает ускорить процесс?
— Не то чтобы что-то мешает, просто, в отличие от банков, наверное, медленнее идет подготовка документов — видимо, в связи с нагрузкой регулятора, которому в прошлом году пришлось очень много других нормативных документов делать из-за СВО. Пока мы видим, что нет никакого отторжения и несогласия, это одна из задач, прописанных в стратегиях Минфина и Банка России, просто выработка рабочих документов требует существенных технических и методологических усилий: страхование жизни — более сложный продукт, чем банковский депозит.
***
Беседовал Петр РУШАЙЛО.
Путь в гору
Уфимцев Евгений Владимирович — президент ВСС, РСА, НССО. Родился 20 августа 1967 года в г. Хабаровске. В 1988 году с отличием окончил Качинское высшее военное авиационное училище по специальности «летчик-инженер». В 1998 году получил диплом Хабаровской государственной академии экономики и права по специализации «финансы и кредит». В страховании с 1994 года, прошел путь от агента до заместителя генерального директора, руководителя Центра автострахования. С сентября 1997 года — директор Хабаровского филиала ВСК. С мая 2002 года по февраль 2004 года — директор ВСК по Дальневосточному федеральному округу. С февраля 2004 года по июль 2012 года — заместитель генерального директора, руководитель центра автострахования ВСК. С октября 2012 года — заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия». С 2007 по 2012 год — член правления и президиума Российского союза автостраховщиков. С 2010 года — председатель комитета методологии РСА. С 2010 года — заместитель председателя дисциплинарной комиссии РСА. С января 2015 года — исполнительный директор РСА. С марта 2017 года — вице-президент ВСС. С ноября 2022 года — президент ВСС, РСА и НССО.
Полную версию статьи см. в «Коммерсанте»
Вся пресса за 22 марта 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Тенденции, Ассоциации, союзы, пулы, фонды, Регулирование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
9 января 2025 г.
|
|
Российская газета, 9 января 2025 г.
Началась продажа полисов долевого страхования жизни
|
|
Коммерсантъ, 9 января 2025 г.
Страховщики присматриваются к управлению
|
|
Конкурент, Владивосток, 9 января 2025 г.
Теперь обязательно для страховщиков. Всем водителям важно это знать
|
|
Татар-информ, Казань, 9 января 2025 г.
Ольга Павлова: Страховщики не должны считать последствия атак БПЛА форс-мажором
|
|
Новости транспорта, 9 января 2025 г.
Автогражданка без ограничений станет дороже на 36% в новом году
|
|
Общественная служба новостей (ОСН), 9 января 2025 г.
В России с 1 января началась продажа полисов ДСЖ
|
28 декабря 2024 г.
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Рекомендации Банка России: как продавать финансовые продукты в дистанционных каналах
|
|
AK&M, 28 декабря 2024 г.
Китайская фармацевтическая компания BGM приобрела ИИ-платформу AIX
|
|
Regnum, 28 декабря 2024 г.
«На абордаж!». Финны открыли охоту за «теневым флотом» в Балтийском море
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон об усилении контроля ФАС за сделками крупных банков и финорганизаций
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Власти РФ снизили до 30% максимальную франшизу при страховании урожая в России
|
|
ПРАЙМ, 28 декабря 2024 г.
Путин подписал закон, усиливающий контроль за страховыми медорганизациями в сфере ОМС
|
|
cbr.ru, 28 декабря 2024 г.
Приказ от 28.12.2024 г. № ОД-2378
|
|
Газета.Ru, 28 декабря 2024 г.
На Пхукете у россиянки требуют 9 млн рублей на лечение после ДТП, где ей насквозь пробило ногу
|
|
Интерфакс, 28 декабря 2024 г.
Самолет Шарм-эль-Шейх - Москва экстренно сел в Каире из-за болезни пассажира
|
|
МВД Медиа, 28 декабря 2024 г.
Двоих мужчин, инсценировавших кражу иномарки для получения страховки, задержала полиция Красноярска
|
|
ИркутскМедиа, 28 декабря 2024 г.
Родственники погибших в ДТП в Братском районе смогут получить выплаты в 2 млн рублей
|
 Остальные материалы за 28 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|