Подробный анализ проблем агрострахования
Финансы,
28 сентября 1996 г.
Роль страхования в сельскохозяйственном производстве 4174 просмотра
Сельскохозяйственное производство — одна из важнейших отраслей экономики каждого государства. К большому сожалению, в переходный период к рынку в Российской Федерации производство продукции сельского хозяйства резко упало. Сократились посевные площади по ряду зерновых культур, а также поголовье скота.
В 1995 г. валовой сбор зерна составил 63,5 млн т., или 50% от уровня 1990 г. Поголовье крупного рогатого скота на 1.01.96 г. составило 39,2 млн голов против 54,6 млн голов в 1991 г., или уменьшилось на 28%, поголовье свиней на 1.01.1996 г. составило 22,6 млн голов против 35,4 млн голов в 1991 г., или сократилось на 36%, поголовье овец и коз с 55,2 млн голов в 1991 г. уменьшилось к 1.01.1996 г. до 28,4 млн голов, или почти на 50% (данные Госкомстата РФ).
Было бы несправедливо обвинять сельскохозяйственных товаропроизводителей в неспособности адаптироваться к рыночным условиям. Одной из причин (и первостепенной) является несоответствие ценовых пропорций на промышленную и сельскохозяйственную продукцию: высокие в результате инфляции цены на электроэнергию, горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и запчасти к ней, удобрения, высокие процентные ставки за кредиты банков и в несколько раз более низкие цены на сельскохозяйственную продукцию российского крестьянина.
Не менее важной причиной является и отмена с 1 января 1991 г. государственного обязательного страхования имущества, урожая сельскохозяйственных культур и животных в колхозах и совхозах.
В связи с этим в последние годы при повреждении или полной гибели урожая сельхозкультур, падежа животных в хозяйствах в результате болезней, стихийных бедствий и других неблагоприятных явлений сельхозпредприятиям, включая фермерские хозяйства, не возмещались понесенные ими большие материальные потери, что крайне негативно отразилось на экономике таких хозяйств, поставило их на грань полного развала.
Сельскохозяйственное производство, размещенное в Российской Федерации в основном в зонах рискованного ведения земледелия, всегда подвержено в тех или иных регионах воздействию неблагоприятных погодных условий, пожаров и стихийных бедствий, в связи с чем сельское хозяйство, как никакая другая отрасль производства, постоянно нуждается в страховой защите.
Решение об отмене обязательного страхования, особенно страхования урожая сельскохозяйственных культур и животных, было большой ошибкой. Основные положения государственного обязательного сельскохозяйственного страхования необходимо было изменять поэтапно, исходя из условий, складывающихся в переходный к рыночной экономике период.
Наличие только добровольной формы сельхозстрахования не создает условий для финансовой устойчивости хозяйств.
Добровольное страхование сельхозкультур носит выборочный характер, оно более дорогое по сравнению с обязательным, всегда предполагает страховые риски, наступление событий по которым наиболее вероятно, так как страхователь предпочитает обеспечить страховое покрытие урожая не всех культур, а наиболее подверженных влиянию погодных условий.
С другой стороны, чтобы гарантировать выполнение обязательств по выплате страхового возмещения по договорам добровольного страхования, заключаемых на случай гибели или повреждения урожая, страховые компании устанавливают высокие тарифные ставки, что крайне ограничивает круг хозяйств, имеющих возможности застраховать посевы сельскохозяйственных культур и животных.
За 1995 г. страховыми фирмами и филиалами Росгосстраха, основная масса которых имеет практический опыт сельскохозяйственного страхования, было заключено всего 2503 договора добровольного страхования урожая сельхозкультур, или на 30% меньше, чем в 1994 г.
В основном договоры заключались не на все посевы, а лишь на посевы отдельных сельхозкультур. В целом по договорам страхования было уплачено 44,9 млрд руб. страховых взносов. В возмещение ущерба в связи с недобором урожая застрахованных сельхозкультур, вызванного страховыми причинами, хозяйствам выплачено 78,1 млрд руб., что составило 131,5% к сумме страховых взносов. В целях поддержания своего имиджа страховая компания произвела выплаты страхового возмещения за счет других источников.
Учитывая высокую убыточность операций по добровольному страхованию урожая сельхозкультур, подавляющая часть коммерческих страховых компаний не проводит работу по этому виду страхования.
В настоящее время имеются различные точки зрения на формы сельскохозяйственного страхования, источники формирования страхового фонда, условия страхования и порядок его проведения.
Руководители Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ считают, что на данном этапе адаптации сельскохозяйственных товаропроизводителей к рыночной экономике, тяжелого финансового положения большинства их и целого ряда других причин сельхозстрахование должно проводиться только в добровольной форме при гарантированной финансовой поддержке государства.
В проекте Закона «О сельскохозяйственном страховании», подготовленном Министерством сельского хозяйства, формирование фонда по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, многолетних плодово-ягодных насаждений и сельскохозяйственных животных предлагается производить за счет страховых взносов, уплачиваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями из собственных средств в размере 50% суммы страховых взносов, исчисленной по договору добровольного страхования, остальные 50% суммы страховых взносов выделять из федерального бюджета. При этом на указанные цели предлагается предусматривать ежегодно отдельной строкой ассигнования на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, заключивших со страховыми компаниями договоры добровольного страхования сельскохозяйственных культур и животных.
Одновременно в целях привлечения страховых организаций к страхованию сельскохозяйственных культур и животных, расширения сети страховщиков на селе предлагается выделять страховщикам, оказывающим страховые услуги сельскохозяйственным предприятиям, бюджетные ассигнования на формирование уставных капиталов, а также освободить их от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления услуг сельскохозяйственным товаропроизводителям.
В проекте закона предусматривается образование государственного агентства по сельскохозяйственному страхованию, учредителем которого должно быть Правительство Российской Федерации (читай Минсельхозпрод РФ). На агентство предлагается возложить обеспечение государственной поддержки сельхозстрахованию, распределение и целевое использование средств, выделяемых из федерального бюджета.
Для обеспечения финансовой устойчивости страховщиков проектом предусматривается, что страховые организации, осуществляющие страхование урожая с участием средств федерального бюджета, обязаны перестраховать часть рисков по этому виду страхования. Доля рисков, подлежащая перестрахованию, должна устанавливаться Правительством РФ.
Страховое обеспечение по добровольному страхованию урожая предлагается устанавливать в размере 70% стоимости урожая сельскохозяйственной культуры с 1 га, рассчитанной исходя из средней фактической урожайности в хозяйстве за последние пять лет и действующих на момент заключения договора страхования средних закупочных (договорных) цен, установленных на конкретный год Правительством для данного региона.
По расчетам Минсельхозпрода РФ, по добровольному страхованию урожая сельскохозяйственных культур размер страховых взносов будет превышать 10% от стоимости урожая. Поэтому в отличие от общего порядка предлагается относить страховые взносы на себестоимость сельскохозяйственной продукции в размере не 1%, а полностью.
Положения данного проекта Закона, основанные только на принципах добровольной формы сельскохозяйственного страхования, с формированием страхового фонда за счет 50% страховых взносов сельскохозяйственных товаропроизводителей и 50% страховых взносов из средств федерального бюджета, при страховом покрытии в 70% стоимости урожая сельхозкультур и животных, с крайне высокой стоимостью страховых услуг (свыше 10% от стоимости урожая) в данное время не могут быть реализованы из-за недостатка средств у большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и дефиците средств в федеральном бюджете.
Такой подход к сельхозстрахованию вряд ли будет способствовать стабилизации и подъему сельскохозяйственного производства.
Более того, сама постановка вопроса о принятии Федерального Закона о добровольном страховании сельскохозяйственного производства юридически неправомерна.
Руководство Минфина РФ и Росгосстрах, напротив, считают целесообразным принять закон о введении обязательного страхования сельхозпроизводства также при поддержке государства и со страховым покрытием в размере 70% стоимости урожая сельхозкультур и 70% балансовой стоимости сельскохозяйственных животных. При этом страхование предлагается проводить по всеобъемлющему перечню страховых рисков, который применялся по государственному обязательному страхованию имущества колхозов и совхозов до 1991 г.
Тарифные ставки по страхованию урожая сельскохозяйственных культур и животных при таких условиях будут крайне высокими, и хозяйства не смогут платить даже 50% исчисленной суммы страховых взносов.
По глубокому убеждению автора статьи, имеющему опыт работы в сельхозстраховании, в условиях переходного периода к рыночной экономике законодательство о страховании сельскохозяйственного производства должно предусматривать оптимальное сочетание обязательной и добровольной форм страхования. При этом в ближайшие три года приоритетным должно быть обязательное сельхозстрахование с одинаковыми условиями для всех категорий хозяйств и охватом всех сельскохозяйственных товаропроизводителей, независимо от форм собственности.
Безусловно, пока невозможно создать необходимый размер средств фонда по обязательному сельскохозяйственному страхованию только за счет страховых взносов товаропроизводителей и при этом обеспечить им гарантию выплаты возмещения в случаях причинения ущерба в результате наступления страховых событий. Стабильность страховых операций может быть обеспечена лишь при государственной поддержке (как предлагает Минсельхозпрод РФ) с выделением средств из федерального бюджета в размере 50% общей суммы страховых взносов, исчисленных в целом по всем сельскохозяйственным товаропроизводителям, для чего ежегодно предусматривать в федеральном бюджете отдельной строкой ассигнования на поддержку обязательного сельхозстрахования.
Первоначально страховое покрытие по обязательному страхованию сельскохозяйственных культур следует, как нам кажется, установить по конкретным регионам в пределах 40-50% стоимости урожая с 1 га, рассчитанной исходя из средней фактической урожайности в хозяйстве за последние пять лет и действующих (на момент исчисления страховых взносов) средних закупочных цен (установленных Правительством Российской Федерации для данного региона), в расчете на всю площадь культур под урожай текущего года, а по озимым культурам — под урожай следующего года, кроме урожая естественных сенокосов и пастбищ.
В пределах 40-50% балансовой стоимости целесообразно проводить также обязательное страхование взрослого поголовья сельскохозяйственных животных на случай гибели (падежа), вынужденного убоя или уничтожения в результате инфекционных болезней, стихийных бедствий и пожара. Молодняк животных страховать на случай гибели (падежа), вынужденного убоя или уничтожения в результате стихийных бедствий и пожара.
Учитывая неблестящее финансовое состояние большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и дефицит средств в федеральном бюджете, возможно в первый год введения обязательного страхования проводить страхование урожая не всех культур, а только основных, имеющих первостепенное экономическое значение для хозяйств конкретного региона и в целом для Российской Федерации. Перечень таких культур согласовать с органами сельского хозяйства регионов, с расширением его в последующие годы.
Участие всех сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании фонда обязательного сельхозстрахования путем уплаты ими 50% исчисленной суммы страховых взносов и внесения в фонд обусловленной Законом остальной доли средств в размере 50% из федерального бюджета позволит обеспечить высокую мобильность данного фонда и установить тарифные ставки по обязательному страхованию в 1,5-2 раза ниже, чем при добровольном страховании. Соответственно и затраты на страховые услуги по обязательному сельхозстрахованию будут меньше, что очень важно при недостатке денежных средств у сельхозтоваропроизводителей и в федеральном бюджете.
Структура тарифных ставок по обязательному сельскохозяйственному страхованию должна включать использование средств страхового фонда по следующим направлениям: на выплату страхового возмещения — 91%, на финансирование превентивных мероприятий — 2%, на ведение страхового дела — 4%, на образование страхового резервного фонда — 3%. Никакой прибыли в тарифной сетке не должно предусматриваться, в крайнем случае возможна минимальная, в размере 5%.
Тарифные ставки следует уточнять не реже одного раза в три года и устанавливать их исходя из сложившегося уровня выплат за истекшие три-пять лет по отдельным культурам или группам культур, а также по видам сельскохозяйственных животных.
В целях повышения устойчивости страховых операций необходимо законодательно установить, что средства страхового резервного фонда предназначаются только для выдачи страховщикам беспроцентных возвратных ссуд, когда текущих страховых взносов для выплаты страхового возмещения им будет недостаточно. При этом страховой резервный фонд не может использоваться на цели, не связанные со страховыми выплатами, средства страхового фонда не подлежат изъятию в федеральный и иные бюджеты. Все операции по сельскохозяйственному страхованию следует исключить из налогообложения.
Целесообразно, чтобы перечень превентивных мероприятий утверждался Минфином и Минсельхозпродом РФ.
Важную роль в реализации обязательного сельскохозяйственного страхования может иметь более взвешенный подход к перечню страховых рисков, обеспечивающих имущественные интересы сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств. В перечень следует включить наиболее пагубные и часто повторяющиеся страховые риски, несущие сельхозпроизводству крупные материальные потери. В дальнейшем круг страховых рисков можно расширить с учетом сложившихся финансовых результатов и практики проведения страховых операций.
Учитывая экономическое значение сельскохозяйственного производства и участие государства в формировании страхового фонда, разработку условий, правил и проведение обязательного сельскохозяйственного страхования следует возложить на Российскую государственную страховую компанию (Росгосстрах), имеющую разветвленную сеть своих фирм и филиалов в каждом районе России, высококвалифицированных специалистов и практический опыт работы в сфере сельскохозяйственного страхования.
Создавать в данный период государственное страховое агентство по добровольному сельскохозяйственному страхованию при Правительстве Российской Федерации и его структуры на местах, как предлагает руководство Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, экономически нецелесообразно. Это потребует больших дополнительных денежных и материальных затрат при кризисном финансовом положении большинства сельскохозяйственных товаропроизводителей и значительном дефиците средств в федеральном бюджете.
Следует, по нашему мнению, законодательно установить льготы по обязательному сельскохозяйственному страхованию в виде скидки с годовой суммы исчисленных страховых взносов на предстоящий год: если за урожай сельхозкультур (урожай многолетних плодово-ягодных насаждений) или животных страховое возмещение не выплачивалось, то в течение двух лет предоставлять хозяйству льготу в размере 10%, трех лет — 20%, четырех и более — 30% исчисленной годовой суммы страховых взносов за урожай сельхозкультур и животных.
В целях рационального и гибкого использования финансовых средств, направляемых в страховой фонд, ускорения срока их обращения целесообразно было бы установить два срока уплаты хозяйствами страховых взносов по обязательному сельхозстрахованию, приблизив их к периоду уборки урожая и реализации товаропроизводителями продукции растениеводства. Например, 20% исчисленной суммы — к 15 августа и 30% — к 15 октября. К этому времени страховщики уже будут иметь возможность получить от сельхозпредприятий и фермерских хозяйств данные, необходимые для определения размеров ущерба по недобору урожая сельхозкультур, вызванного страховыми событиями, и произвести выплаты страхового возмещения.
В связи с тем, что страховщики обязаны будут производить выплаты страхового возмещения за погибших сельскохозяйственных животных в течение всего календарного года, а также оплачивать часть стоимости затрат по пересеву полностью погибших озимых сельскохозяйственных культур до поступления страховых взносов от хозяйств, необходимо, как нам представляется, законодательно установить, чтобы Минфин РФ средства, предусмотренные в федеральном бюджете на компенсацию страховых взносов, перечислял на счет Росгосстраха в размере 20% к 15 мая и 30% к 15 июля.
Равномерное поступление средств в страховой фонд позволит страховщикам обеспечить своевременную выплату страхового возмещения хозяйствам, что имеет важное значение для непрерывности сельскохозяйственного производства.
Отдельные, экономически сильные сельхозпредприятия и фермерские хозяйства, располагающие финансовыми средствами, несомненно могут быть заинтересованы в более высоком страховом покрытии своих имущественных интересов. Для удовлетворения потребностей таких хозяйств дополнительно к обязательному целесообразно проводить добровольное страхование урожая сельхозкультур и животных в размере 40-30% их стоимости, оставив 20% стоимости на ответственности товаропроизводителей. При этом добровольное страхование следует проводить по значительно расширенному (по сравнению с обязательным) перечню страховых рисков с уплатой хозяйствами страховых взносов за счет собственных средств.
Страхование многолетних насаждений (деревьев и кустарников), домашней птицы, пушных зверей и семей пчел следовало бы проводить только в добровольной форме.
Принятие Закона «Об обязательном сельскохозяйственном страховании», с учетом изложенных основных принципов, будет в значительной мере способствовать приостановлению спада сельскохозяйственного производства, его стабилизации и подъему в дальнейшем.
Переход же исключительно к добровольной форме сельскохозяйственного страхования целесообразен только тогда, когда большинство сельхозпредприятий и фермерских хозяйств экономически окрепнут и будут иметь финансовые возможности уплачивать страховые взносы по договорам страхования в полном размере за счет собственных средств.
В.И.МИХАЙЛОВ
Вся пресса за 28 сентября 1996 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Обязательное страхование, Страховое право, Регулирование, Игроки, Агрострахование, Страхование имущества
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
8 ноября 2024 г.
|
|
Аргументы и факты-Нижний Новгород, 8 ноября 2024 г.
Мошенники выманивают деньги у нижегородцев под предлогом смены полиса ОМС
|
|
РИА Томск, 8 ноября 2024 г.
Эксперт: средняя выплата по ОСАГО превысила 90 тыс. руб. в Томской области
|
|
Медвестник, 8 ноября 2024 г.
В Ингушетии возбудили дело о нецелевом расходовании средств ОМС
|
|
atorus.ru, 8 ноября 2024 г.
В АТОР раскрыли, есть ли вспышка вируса Коксаки в Турции
|
|
ТАСС, 8 ноября 2024 г.
«Известия»: об окончании действия ОСАГО будут напоминать через Госуслуги
|
|
Сахалин и Курилы, 8 ноября 2024 г.
Число сахалинцев, которые застраховали имущество и бизнес, значительно выросло в 2024 году
|
|
Frank Media, 8 ноября 2024 г.
«Хоум банк» стал единственным акционером «Хоум кредит страхования»
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Страховщики Казахстана должны будут ежегодно отчитываться по результатам стресс-тестирования
|
|
Компания, 8 ноября 2024 г.
Россиянам напомнят об окончании срока ОСАГО через «Госуслуги»
|
|
ТВ-центр, 8 ноября 2024 г.
Госуслуги будут заранее напоминать об истечении ОСАГО
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
При менее 40% убыточности продукта страховщик в Казахстане должен будет пересмотреть тариф
|
|
Авторадио, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
КазТАГ (Казахское телеграфное агентство), 8 ноября 2024 г.
Рассмотрение жалоб клиентов страховщиков в Казахстане хотят ограничить 15 рабочими днями
|
|
Интерфакс, 8 ноября 2024 г.
ХКФ банк консолидировал все 100% «Хоум кредит страхования»
|
|
Восток-Медиа, Владивосток, 8 ноября 2024 г.
Защита жилья, бизнеса и автомобилей: что чаще всего страхуют жители Приморья
|
|
Ведомости, 8 ноября 2024 г.
Страховщики назвали возможный размер компенсации пострадавшим от утечек данных
|
|
Известия, 8 ноября 2024 г.
Смена полисов: об окончании срока ОСАГО хотят напоминать через «Госуслуги»
|
 Остальные материалы за 8 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|