Данные 2022 года и первого квартала текущего года свидетельствуют об устойчивой тенденции к снижению количества жалоб клиентов на страховые компании. Специалисты Банка России полагают, что сокращению числа жалоб способствовали ряд регулятивных изменений, деятельность института финансового уполномоченного, расширение поведенческого надзора, в частности контрольные закупки договоров ОСАГО по стране.
Финомбудсмен в действии
Главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин сообщил, что в 2022 году количество обращений в отношении участников страхового рынка сократилось на 16,4%, до 135 129 жалоб. Основную долю составляют споры по ОСАГО, число которых также сократилось на 14%, до 106 013 жалоб за год. «Одной из ключевых причин сокращения является действие претензионной стадии, в рамках которой потребитель по закону должен обратиться с претензией сначала к самой финансовой организации. Финансовые организации используют эту возможность, чтобы не доводить спор до финансового уполномоченного и не нести дополнительные издержки в виде платы за работу финансового уполномоченного»,— пояснил Юрий Воронин.
Банк России и страховое сообщество отмечают позитивное влияние на защиту прав потребителей страховых услуг действия института финансового уполномоченного, который начал свою работу в 2018 году. Финомбудсмен в обязательном досудебном порядке бесплатно и быстро, в отличие от суда, рассматривает (средний срок — 16 дней) обращения потребителей денежного характера с требованиями до 500 тыс. руб., за исключением ОСАГО, где лимит не установлен. Без этой инстанции суд не примет иск потребителя к рассмотрению.
И вице-президент Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Сергей Ефремов отмечает, что с введением института финомбудсмена страховые компании вынуждены принимать более взвешенные решения о рассмотрении претензий страхователей, поскольку потребителю стало значительно проще выразить свое несогласие с решением страховщика путем обращения к финансовому уполномоченному, причем в более короткие сроки, нежели через судебные инстанции, и без дополнительных финансовых затрат. При этом отдельной общей статистики по урегулированию споров на претензионной стадии нет, но компании ведут такой учет, поскольку он важен для оценки качества урегулирования убытков.
Введение института особенно повлияло на защиту прав реальных потребителей, а не скрытых представителей — так называемых автоюристов: им как раз пришлось «подвинуться», отмечает начальник управления досудебного урегулирования и взаимодействия с финансовым уполномоченным в «РЕСО-Гарантии» Елена Гринберг.
Благодаря урегулированию споров на досудебной стадии снизилась и нагрузка на судебную систему, отмечают в Банке России. По данным Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации, количество поступивших в 2021 году дел по спорам, связанным со взысканием страхового возмещения, более чем в три раза ниже, чем в 2018-м (108 213 против 325 488). В 2022-м их число дел составило 101 771.
Деятельность службы финомбудсмена выявила правовую проблематику. Страховые организации, по данным опубликованного недавно годового отчета Службы финансового уполномоченного за 2022 год, обжаловали в суде 26,23% (9036) решений финансового уполномоченного, которые были приняты в пользу потребителей.
В большинстве случаев, как отмечал Юрий Воронин, страховые компании согласны с самим решением, но обжалуют его в части снижения размера неустойки, которую в соответствии с действующим законодательством может снизить только суд. Так, например, в год «РЕСО-Гарантия» обжалует 6% от всего количества обращений, из которых 4,1% — это снижение неустойки, отмечает Елена Гринберг.
В этой части страховщики поддерживают идею о наделении финансового уполномоченного правами по снижению неустойки. Но при этом, впрочем, возникают опасения, связанные с критериями, которые будут использоваться при определении соразмерности неустойки последствиям нарушенного обязательства.
ОСАГО под надзором
По данным Банка России, суммарно в первом квартале текущего года количество жалоб со стороны клиентов на страховщиков сократилось на 8%. Причем на тему ОСАГО отмечено снижение до 15%.
На общую динамику жалоб по договорам ОСАГО повлияло сокращение жалоб по таким вопросам, как отказ в заключении договоров ОСАГО в офисе, проблемы при заключении электронных договоров ОСАГО, несогласие с размером страхового возмещения, досрочное расторжение договоров ОСАГО, пояснили в пресс-службе Банка России. В тематике ОСАГО доля жалоб на отказ в заключении договора, в том числе по причине отсутствия полиса, в первом квартале 2022 года составляла 13,8%, в первом квартале 2023-го она сократилась до 2,3%. *** Мария СИНИЦКИХ
Полную версию статьи см. в «Коммерсанте»
Вся пресса за 27 июня 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховой надзор, ОСАГО, Регулирование, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
20 декабря 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Lockton запустил работу новой глобальной команды параметрического страхования
|
|
Мурманский вестник, 20 декабря 2024 г.
Директор ТФОМС Мурманской области Сергей Маган рассказал об итогах 2024 года и изменениях в 2025 году
|
|
Агентство городских новостей Москва, 20 декабря 2024 г.
Сенаторы одобрили закон о штрафах за повторное вождение без полиса ОСАГО
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил поправки в закон о господдержке сельскохозяйственного страхования
|
|
Уралинформбюро, Екатеринбург, 20 декабря 2024 г.
Стало известно, когда за отсутствие полиса ОСАГО начнут штрафовать по камерам
|
|
НТА Приволжье, Нижний Новгород, 20 декабря 2024 г.
Курултай Башкирии внес проект о страховании инспекторов рыбоохраны в ГД РФ
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Защиту прав при заключении договоров страхования жизни усилят
|
|
ТАСС, 20 декабря 2024 г.
СФ одобрил законопроект о совершенствовании механизма сельхозстрахования
|
|
vmeste-rf.tv, телеканал Совета Федерации, 20 декабря 2024 г.
Средства застраховавших свою жизнь обезопасят на случай банкротства страховщиков
|
|
Известия Мордовии, Саранск, 20 декабря 2024 г.
Саранским аферистам, которые ради выплат ломали пальцы, пришлось вернуть деньги
|
|
Банковское обозрение, 20 декабря 2024 г.
Страховщики и экосистемы должны работать в формате win-win
|
|
Финмаркет, 20 декабря 2024 г.
Доля десяти страховщиков-лидеров по показателю общих сборов за 9 месяцев увеличилась с 70,8% до 73,4%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Что такое онлайн-страхование и какие продукты страховщики предлагают детям?
|
|
Конкурент, Владивосток, 20 декабря 2024 г.
Цены уже изменились. Автомобилистов предупредили о нововведении
|
|
Казахстанский портал о страховании, 20 декабря 2024 г.
Продолжающийся рост финансирования судебных разбирательств в ЕС вызывает беспокойство
|
|
Парламентская газета, 20 декабря 2024 г.
Сельхозживотных застрахуют в случае гибели в стихию
|
|
Коммерсантъ, 20 декабря 2024 г.
Опасным объектам сократили премии
|
 Остальные материалы за 20 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|