Мурманский вестник,
14 июля 2023 г.
Полис вместо монтировки
365 просмотров
Институт обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) заработал в нашей стране 1 июля 2003 года. Сегодня системой ОСАГО охвачено 40 миллионов российских автовладельцев. Ежегодно в стране случается два миллиона дорожно-транспортных происшествий, по которым происходит урегулирование убытков.
За два десятка лет система претерпела множество изменений и постоянно совершенствовалась. Процесс этот продолжается. В частности, с 15 июля вступает в силу электронное урегулирование убытков.
Несдираемая наклейка
Как напомнил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Евгений Уфимцев на встрече с журналистами в пресс-центре «Россия сегодня», закон об ОСАГО был принят 25 апреля 2002 года. Мы были одним из последних государств в Европе, которые ввели эту норму.
- Прошедшие годы доказали, что закон вводить было нужно, польза была налицо, потребитель стал более защищенным, а всевозможные разборки на дорогах после ДТП давно ушли в прошлое, - отметил Уфимцев.
Запуск системы ОСАГО начался 1 июля 2003 года. Первоначально ее реализовывали 106 страховых компаний. Но уже к 2007 году их число увеличилось до 198. И если раньше единственным гарантом возмещения виновником ДТП ущерба порой являлась монтировка под сиденьем, то теперь ей на смену пришел страховой полис.
На первом этапе в стране продавалось до 20 миллионов полисов в год, а стоил такой документ около 2 тысяч рублей. Все оформлялось вручную, на бумаге. Полисы нещадно подделывали мошенники. Поэтому степень их защиты постоянно усиливали. Дошло до того, что напечатанные Гознаком бланки по этому показателю уже приблизились к купюрам.
Кроме собственно полиса были еще и сообщавшие о его наличии наклейки на лобовое стекло. Кстати, содрать их оттуда после истечения срока действия было не так-то просто. А еще полисов не хватало. И в отдаленных регионах подолгу ждали их доставки.
Впрочем, постепенно рынок ОСАГО приходил в норму. Так, 1 марта 2009 года появился так называемый европротокол. Это когда извещение о ДТП самостоятельно оформляется его участниками и не требует присутствия сотрудника ГИБДД. Такая процедура экономит время и позволяет урегулировать ситуацию, не создавая дорожных заторов для остальных участников движения.
Введение европротокола, по мнению Евгения Уфимцева, стало одним из базовых, серьезных решений. Первые годы таким образом оформлялось не более 10 процентов ДТП. Большинство граждан по привычке хотели получить бумагу от ГИБДД. Мало-помалу времена изменились, и сейчас около 60 процентов ДТП оформляется их участниками самостоятельно.
Еще одно важное изменение, которое выделил глава РСА, - внедрение системы прямого возмещения убытков (ПВУ). Проще говоря, возмещением вреда, нанесенного транспортному средству потерпевшего, теперь занимается его страховая компания. Раньше приходилось обращаться к страховщику виновной в аварии стороны. А его еще надо было найти.
Электронное урегулирование убытков
Важной вехой в цифровизации системы ОСАГО стал запуск с 1 июля 2015 года электронных полисов. Очереди в страховых компаниях и ожидание заветных бланков остались в прошлом. При желании бумагу со всеми степенями защиты получить еще можно. Но сегодня на 40 миллионов действующих договоров страховщики заказывают в квартал всего около 20 тысяч бланков Гознака. А 61 процент полисов полностью оформляется в электронном виде без обращения в страховую компанию.
В 2013 году РСА запустил автоматизированную информационную систему (АИС). Это банк данных, где хранятся сведения о страховщиках и страхователях ОСАГО. Они используются для оформления полисов. Страхователь также может разыскать здесь информацию о своих и чужих полисах и транспортных средствах.
В августе 2020 года база РСА обновилась. Теперь для автовладельцев и страховых компаний работает АИС 2.0. Сервис стал удобнее, а предлагаемая информация - более емкой. Это одна из наиболее нагруженных подобных информационных систем в стране. Ежегодно она обрабатывает около 3 миллиардов обращений. Кстати, через год АИС РСА перейдет в структуру Банка России.
- Банку России будет легче налаживать электронное взаимодействие с федеральными органами, чтобы процесс урегулирования проходил более быстро и бесшовно. Нам как негосударственной некоммерческой организации сделать это сложнее, - отметил Евгений Уфимцев.
Уже сейчас действует фотофиксация ДТП. А в ближайшее время весь процесс урегулирования должен стать электронным.
- Приняты изменения в закон, и с 15 июля вступает в силу электронное урегулирование убытков по ОСАГО. Весь процесс от заключения договора страхования до возмещения ущерба можно будет осуществить в мобильном приложении или на сайте страховщика, - пояснил глава РСА.
Пока такая процедура будет добровольной. Но через полтора года она станет обязательной. Это фактически полностью исключит бумажную работу в отрасли, что существенно ускорит процесс урегулирования убытков.
Второе новшество, которое тоже не за горами, - переход на краткосрочные полисы ОСАГО. Сейчас есть годовой, в котором предусмотрены периоды оплаты. Но не всем это удобно. Порой требуется застраховать машину буквально на конкретные дни. Как сообщил Евгений Уфимцев, новые полисы должны появиться в ближайшее время. Возможно, уже к осени.
ЯГУПОВ Игорь
Вся пресса за 14 июля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Технологии, Юбилей, История страхования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
2 декабря 2024 г.
|
|
Sputnik Молдова, 2 декабря 2024 г.
Сэкономят на вакцине: что предусматривают поправки в закон об ОМС
|
|
Комсомольская правда, 2 декабря 2024 г.
Такси хотят снабдить видеорегистраторами: Какие камеры нужно покупать и кто за них заплатит
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Зоны конфликтов выросли на 65% с 2021 года, но влияние на бизнес осталось ограниченным
|
|
Вечерний Ставрополь, 2 декабря 2024 г.
На Ставрополье больница потратила средства ФОМС не по назначению
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Сектор делегированных полномочий андеррайтинга демонстрирует устойчивый рост
|
|
Банки.ру, 2 декабря 2024 г.
ДТП с беспилотным авто: как оформить и получить компенсацию по страховке
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
LMA заявляет, что улучшенный цифровой андеррайтинг будет значительно расти
|
|
Деловой квартал-Нижний Новгород, 2 декабря 2024 г.
Нижегородских аграриев поддержат дополнительным финансированием в 2024 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Страховщики выступают против планов ЕС по дальнейшему ужесточению регулирования
|
|
Право.Ru, 2 декабря 2024 г.
«Ингосстрах» не смог взыскать со Сбербанка 12,3 млн руб.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Кибератаки национальных государств приводят к хаосу на рынках
|
|
РБК.Уфа, 2 декабря 2024 г.
Башкирия получит на поддержку агрострахования 33 млн рублей
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Аналитики Berenberg ожидают стабильных цен на перестрахование при продлении договоров в январе 2025 года
|
|
Комсомольская правда-Тамбов, 2 декабря 2024 г.
В Тамбовской области страховая компания отказывалась выплачивать деньги родным умершего клиента
|
|
Казахстанский портал о страховании, 2 декабря 2024 г.
Рост кибер-активности снижается по мере снижения ставок
|
|
РИА Новости, 2 декабря 2024 г.
Кабмин выделит более 700 млн руб на снижение издержек аграриев при ЧС – Мишустин
|
|
Профиль, 2 декабря 2024 г.
Компенсация по прейскуранту
|
 Остальные материалы за 2 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|