Ведомости,
17 июля 2023 г.
Власти выработали механизм страхования военных рисков в новых регионах
609 просмотров
Минфин в ходе переговоров с Банком России и Российской национальной перестраховочной компанией (РНПК) подготовил проект постановления ведомства о страховании военных рисков в новых регионах и порядке выплат по ним, выяснили «Ведомости». Согласно проекту документа, говорят два знакомых с ним источника «Ведомостей», средства на покрытие страховых случаев будут направляться РНПК, которая станет оператором программы, из фонда национального благосостояния (ФНБ).
Покрытие будет касаться случаев, наступивших в результате «терроризма и диверсии» – именно так в проекте названы военные риски, говорят источники «Ведомостей». «Эти вопросы находятся в компетенции правительства», – такой информацией ограничился представитель ЦБ в ответ на запрос «Ведомостей». «Ведомости» направили запрос в пресс-службу правительства. В Минфине не ответили на запрос. Представитель РНПК отказался от комментариев.
Механизм подразумевает разделение на два уровня рисков: стандартный и военный, рассказывают источники «Ведомостей», ссылаясь на проект документа. Например, если вагон с грузом сошел с рельсов из-за технической неисправности, страховой случай относится к категории стандартного: его покрывает страховщик за свой счет. Если же вагон с товаром уничтожен в результате атаки, это военная категория риска и ее будет покрывать госсубсидия.
В случае реализации риска будет приезжать аджастер – это сотрудник страховщика, который определяет, относится ли происшествие к прописанным в договоре страховым случаям, поясняют знакомые с обсуждениями собеседники. Если аджастер заключит, что событие произошло из-за терроризма или диверсии, сначала риски возместит страховщик, который получит выплату от РНПК, а нацперестраховщик, в свою очередь, из госказны.
В текущей версии проекта речь идет исключительно о новых регионах – ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях, говорят собеседники «Ведомостей». При реализации риска, например, в Крыму или других приграничных субъектах РФ работа данного механизма не предусмотрена. О проработке решения с вариантом госстрахования председатель Банка России Эльвира Набиуллина говорила во время выступления в Совете Федерации 21 июня. На рыночных условиях тариф будет очень высок и «ни люди, ни предприятия его просто не потянут», отмечала Набиуллина. Про двухуровневый порядок страхования грузоперевозок на новых территориях говорила и президент РНПК Наталья Карпова. Но по-прежнему не решена проблема с поиском страховщиков, которые придут в новые регионы для формирования инфраструктуры и будут регулировать страховые случаи, включая передачу нужных документов на старые территории, отмечала она.
Ранее Госдума уже просила правительство и ЦБ обосновать действия страховщиков и лизинговых компаний в части грузоперевозок в новых и приграничных регионах. К последним относят Крым, Краснодарский край, Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Курскую, Ростовскую области, Севастополь. Соответствующее протокольное поручение 31 мая давал совет нижней палаты парламента комитету по финансовому рынку.
Зампред ЦБ Филипп Габуния в ответ на это объяснял (письмо от 9 июня на имя председателя комитета Госдумы по финрынку Анатолия Аксакова есть у «Ведомостей»), что компании не страхуют грузы по нескольким причинам: высокая вероятность реализации риска и сложность его прогнозирования, причинение убытка большому числу застрахованных объектов в результате одного страхового случая, вероятность мошенничества и сложность квалификации событий, попадающих под военные риски. Включение таких рисков в договор страхования оказывает влияние на тариф, что делает его заключение нецелесообразным для страхователя.
А значит, возможность страхования военных рисков целесообразна только с господдержкой, отметил Габуния: «В связи с чем Минфин в настоящее время совместно с Банком России прорабатывают основные условия такой поддержки».
Всероссийский союз страховщиков поддерживает предложения о двухуровневом механизме страхования, заявил «Ведомостям» представитель ВСС: профессиональное сообщество находится в конструктивном диалоге с ЦБ по этому вопросу. Переговоры по вопросу военных рисков идут, но страховщики не готовы принять на себя эти риски – для большинства компаний они являются прямым исключением из полиса, рассказывает собеседник в операторе грузоперевозок.
На территории военных действий тарифы будут запредельны и практически равны стоимости объектов страхования, объясняет собеседник в крупной страховой компании: игрок не может просчитывать стоимость риска и вероятность его наступления.
С ним соглашается источник в другом крупном страховщике. Нестандартные риски требуют дополнительной премии и новых подходов, считает он: статистика по таким страховым случаям отсутствует, что исключает возможность адекватной оценки. Механизм компенсации – отличная идея, отмечает собеседник в страховщике из топ-20. Но и реализация военных рисков – это не про страхование, а про «банальную необходимость» хоть как-то урегулировать такие случаи, добавляет он.
Транспорт как пример
Сейчас для сообщения с новыми регионами активно используется как и автомобильный, так и железнодорожный транспорт, заявил «Ведомостям» гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Значительные сложности связаны с тем, что при отправке железнодорожных вагонов в новые регионы собственники и операторы подвижного состава «вынуждены закладывать повышенные риски».
Собеседник в одном из операторов грузоперевозок говорит, что им требуются полисы как по базовым рискам утраты или повреждения, так и с покрытием военных рисков. Это касается всей территории пространства 1520 (железнодорожная сеть с шириной колеи 1520 мм, соединяющая страны СНГ и «Евразэс» со странами Евросоюза и АТР).
По словам собеседника «Ведомостей» в лизинговой компании, страховщики не берут на себя военные риски в части железнодорожного транспорта при нахождении вагонов в новых регионах, а также зачастую исключают из покрытия прилегающие субъекты РФ. Это вызывает крайнюю озабоченность со стороны операторов железнодорожного транспорта, а также лизинговых компаний, которые вынуждены исключать эти территории из числа разрешенных к курсированию.
Страховщики не готовы оказывать услуги по страхованию вагонов в новых регионах и близких к ним субъектах РФ из-за отсутствия возможности перестраховать риски в РНПК, в которой это не предусмотрено бюджетом, добавляет собеседник в лизинговой компании. В итоге ответственность полностью перекладывается на лизингополучателей, продолжает он: им или ограничивают полигон курсирования, или возлагают полную материальную ответственность за гибель или повреждение вагонов.
Риски повреждения вагонов до степени утраты на новых и приграничных территориях преувеличены, говорит собеседник «Ведомостей» в лизинговой компании: по информации Союза операторов железнодорожного транспорта, за 12 месяцев списано всего 70 вагонов: 0,1% от общего количества грузовых вагонов, которые в течение года курсируют на этих территориях. Тем не менее, добавляет Бурмистров, сейчас товары и услуги в новых регионах содержат существенную наценку «за риски». Поэтому в них значительно дороже продовольственные и непроизводственные товары, а стоимость предоставления подвижного состава выше на 30–50%.
В настоящее время, несмотря на развитую железнодорожную сеть в новых регионах, основная нагрузка ложится на автомобильные перевозки, говорит независимый промышленный эксперт Максим Шапошников. По железной дороге грузы идут до крупных городов Донецка и Луганска в типовых вагонах (полувагонах для сырья черной металлургии и крытых для товаров народного потребления). Стоимость отправки фуры грузоподъемностью 20 т в ДНР и ЛНР составляет около 200 000 руб. за рейс (при отправке из Екатеринбурга). Из них на страховку приходится около четверти расходов (порядка 50 000 руб.) – это примерно вдвое выше действующих на территории старых российских регионов тарифов.
Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев отмечает, что страхование автомобильных грузоперевозок в России включает страхование самого транспортного средства – тягача, страхование прицепа и страхование самого груза. По его оценке, средняя стоимость КАСКО на тягач составляет 160 000–300 000 на год. Страховка груза при перевозке оценочной ценностью 10 млн руб. (обычный груз типа запчастей) – 25 000–35 000 руб. Бурмистров говорит, что схема расчета стоимости страховки в новых регионах будет отличаться от текущей схемы в России, но дать точный расчет затруднительно.
Заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов отмечает, что предлагаемая мера однозначно будет способствовать активизации грузоперевозок. Для перевозок зерна и угля в любом случае нужен железнодорожный транспорт. Сейчас близость к театру военных действий, по его словам, не добавляет компаниям мотивации работать и обновлять подвижной состав в условиях угрозы диверсий или прямых попаданий по транспортным средствам.
«Идея разделения страхования на два уровня в такой ситуации видится очень актуальной. По сути, государство берет на себя риски бизнеса, связанные с военными действиями. Это поможет бизнесу развиваться на новых территориях, пока ситуация не стабилизируется», – считает эксперт. При этом, по мнению Трудова, механизм логично распространить на другие регионы, подверженные военным рискам.
Обсуждаемое решение, по мнению Бурмистрова, может улучшить ситуацию с транспортным сообщением с новыми регионами и обеспечением перевозок подвижным составом. При этом, его словам, отличить военный риск от невоенного достаточно сложно, например, когда идет речь о сходе состава вследствие теракта. «Важно, чтобы новый инструмент покрывал расширенный обеим рисков, а не только прямые военные ситуации (например, попадание снаряда)», – заключает эксперт.
Проблем со страхованием в новых регионах нет – вероятность наступления убытков там примерно равна стандартным рискам, подтверждает собеседник в страховщике из топ-20. Но работающие в новых регионах компании скрывают этот факт из-за санкционных рисков, добавляет он.
Софья ШЕЛУДЧЕНКО, Денис ИЛЬЮШЕНКОВ, Василий МИЛЬКИН В подготовке статьи участвовали Мария МАКУТИНА и Арина ЛИТОВА
Вся пресса за 17 июля 2023 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Регионы, Автострахование, Страхование грузов, Кризис и страхование, Страхование от терроризма и диверсий
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
17 января 2025 г.
|
|
РАПСИ (Российское агентство правовой и судебной информации), 17 января 2025 г.
Суд арестовал адвоката по делу о мошенничестве со страховыми выплатами
|
|
Газета.Ru, 17 января 2025 г.
Рынок страхования в России увеличился в 1,5 раза по итогам III квартала 2024 года
|
|
Финмаркет, 17 января 2025 г.
За 9 месяцев 2024 г. объем страховых сборов в Москве увеличился на 41,9% - ЦБ
|
|
Реальное время, Казань, 17 января 2025 г.
В России введут налоговый вычет по договорам страхования жизни
|
|
Комсомольская правда-Кемерово, 17 января 2025 г.
Адвокат из Кузбасса и его мать обвиняются в страховом мошенничестве
|
|
РБК (RBC.ru), 17 января 2025 г.
Что такое ДСЖ и как будет работать в России
|
|
Петербургский дневник, 17 января 2025 г.
Юрист рассказал, почему изменились тарифы по ОСАГО
|
|
Известия онлайн, 17 января 2025 г.
Названы распространенные причины обращений в страховую в новогодние праздники
|
|
Udm-Info.ru, Ижевск, 17 января 2025 г.
Тарифы на ОСАГО вырастут в Удмуртии
|
|
Волга Ньюс, Самара, 17 января 2025 г.
Юрист объяснил изменение тарифов по ОСАГО
|
|
Коммерсантъ-Санкт-Петербург, 17 января 2025 г.
«Надеемся, что Центробанк не охладит рынок до «заморозков»
|
|
РИАМО, 17 января 2025 г.
Три четверти москвичей пожаловались на агрессивных водителей в столице
|
|
Новороссийский рабочий, 17 января 2025 г.
В Новороссийске снизят территориальный коэффициент ОСАГО
|
|
Forbes, 17 января 2025 г.
Рассмотрение проекта о контроле за рынком техосмотра перенесли из-за споров ведомств
|
|
Новости транспорта, 17 января 2025 г.
В Госдуме не смогли договориться о передаче контроля за техосмотром
|
|
РБК.Новосибирск, 17 января 2025 г.
Регион вошел в топ субъектов РФ по жалобам на агрессивных водителей
|
|
РБК.Ростов, 17 января 2025 г.
Ростовскую область включили в топ-5 территорий с агрессивными водителями
|
 Остальные материалы за 17 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|